search
main
0

У нас не должны потеряться Ломоносовы и Менделеевы. Гражданские мотивы на уроках литературы

Долгие годы приоритетным направлением в образовании было развитие интеллекта ребенка. Требовался высокообразованный человек, интеллектуальная личность. В последнее время столкнулись с тем, что человек становится «роботом», механически выполняющим свои обязанности. Человек, не развитый нравственно и духовно, может направить свой ум как на добрые, так и на злые дела. Задача учителя на данном этапе – изменить ситуацию. Одновременно с развитием интеллекта необходимо растить и духовно-нравственную личность.

В последнее время распространилось увлечение молодежи модными течениями и нетрадиционными религиями. Учитель должен направить ученика на осознание опыта нравственно-духовных исканий в России. «Обращаясь к проблемам человеческой нравственности, невозможно пройти мимо религиозных исканий, в русле которых тысячелетиями развивалась духовная жизнь людей».

За последние годы сложилось не совсем лестное представление о жителях России. Бездействие, лень, необязательность – вот те черты, которые приписывают русскому человеку. Необходимо доказать и показать ребятам, что национальные черты характера – это стойкость, щедрость, бескорыстие, самоотверженность, доброта, патриотизм, описанные в русской литературе начиная со сказок.

Таким образом, возникла необходимость познания взаимодействия духовного, нравственного и интеллектуального начала в личности.

Гуманизация школы заключается не столько в увеличении объема гуманитарного образования, сколько предполагает изменение направленности и методов ее работы: если раньше ученик рассматривался как объект воздействия с целью его развития в рамках образовательного учреждения, то в настоящее время нам необходимо ориентироваться на запросы, интересы как самих учащихся, так и их родителей, и создать условия для каждого ученика.

Урок литературы относится к предметам, несущим воспитательные цели через программный материал. В работе с детьми цели воспитания называются по их принадлежности к категориям добра и зла.

Василий Белов писал: «Вне памяти, вне традиций истории и культуры нет личности. Память формирует духовную крепость человека».

Ключевое направление в образовании на современном этапе – гуманизация и гуманитаризация обучения. Цель – раскрепощение ученика, учителя, помощь в реализации и самоутверждении как личности каждого ребенка. Не должны в нашей школе потеряться, не получив возможности самореализоваться, будущие Ломоносовы, Пушкины, Чайковские.

Мало раскрыть талант, нужно облагородить нравственный мир ребенка, одухотворить подлинной культурой весь его образ жизни. Для этого необходимо придать образованию гуманистическую направленность, пробудить и закрепить подлинный интерес к знаниям на базе развития творческих способностей общекультурного развития личности, учета индивидуальных способностей и склонностей каждого ребенка, преодоления утилитарного технократизма старой школы, усиления доли гуманитарного образования, повышения его значимости.

Образовательный процесс – это процесс современного творения учителем и учеником юной личности с учетом ее природных задатков, склонностей, увлечений. Этому и должна служить гуманизация и гуманитаризация образования. Гуманизация – всемерное приближение учителя к ученику, когда личность ученика оказывается в центре учительских забот. Гуманитаризация – повышение статуса гуманитарных дисциплин, поворот от познания мира как неодушевленного механизма к изучению живой и целостной картины бытия.

Главным принципом современного образования и воспитания становится опора на культурные традиции, признание важного значения духовных ценностей в формировании нравственности человека. Сверхзадача обучения и воспитания – целостное, гармоническое развитие образованного, духовно богатого, физически развитого, способного к самообразованию и творчеству. Нравственность определяется этическими нормами и ориентациями, усвоением вечных критериев добра и зла, совести и чести. Духовность – способность бескорыстного стремления к добру, истине и подлинной красоте. Образованность – наличие определенного минимума знаний, умение найти нужную информацию, способность воссоздать целостную картину действительности, то есть иметь целостное представление о мире и человеке.

Заложить прочные основы нравственности и духовности, сформировать подлинную культуру и духовность возможно только через гуманитаризацию обучения, а каждая дисциплина должна рассматриваться не как цель, а как средство формирования гармонически развитой личности.

Говоря о человеке нравственном, мы останавливаемся на его умении различать добро и зло, на знании нравственных категорий: совесть, сочувствие, сострадание, честность. При этом мы часто слышим и употребляем такие выражения: широта души, черствая душа, душевная чистота, душевная стойкость. Таким образом, у человека при наличии нравственных качеств должно развиваться и сохраняться духовное начало. Духовность – это познание человеком религии, а также мировой культуры. Недаром говорится «пустая душа» о человеке, не имеющем глубины знаний. Очень важна в образовании роль положительного знания. Духовность – это осознание своей причастности ко всему тому, что мы называем Родиной, к глобальным проблемам человечества. От нас зависит, сможет ли ребенок вырасти культурной личностью.

Эффективные пути постижения духовности и нравственности:

знакомство с Библией и мифологией; с духовным наследием прошлого;

влияние настоящего и прошлого культуры на развитие будущего;

формирование и развитие адекватных эмоциональных откликов и чувств посредством накопленного опыта предшествующего поколения (музыка, театральное искусство, изобразительное искусство);

развитие личности как субъекта мироздания (привлечение знаний по антропологии).

При этом должно происходить и интеллектуальное развитие человека (памяти, творческого мышления, умения логически мыслить, анализировать, выделять главное, сравнивать, обобщать, систематизировать, доказывать, объяснять понятия). Это развитие важно при нравственном и духовном росте.

На уроках литературы мы изучаем богатый фактический материал, направленный на саморегуляцию поведения учащихся на развитие интеллектуальной и духовно-нравственной личности. Ученики, рассуждая о поступках героев произведений, разбирая психологические ситуации, проводя «параллели» между описанием природы и состоянием героев, давая оценку произведению, на подсознательном уровне вырабатывают в себе те качества, которые необходимы им как личности и которые строят их «внутренний стержень», помогающий им справиться в дальнейшем с различными проблемами в жизни. Урок литературы – это синтез нескольких предметов, иначе образовательные цели не достигаются. Это и история, и биология, и экология, и география. Учащиеся должны знать свое прошлое, уметь видеть значимость информации, полученной на других уроках. А задача педагога – помочь подростку сохранить в себе те правила, которые передаются из поколения в поколение, те нравственные истины, на которые опирается русский человек.

За годы работы в школе, чтобы сохранить преемственность в преподавании (из урока в урок, из класса в класс), нами была разработана система ведения уроков литературы. Мы работаем с понятийным аппаратом: духовная красота, экология культуры, единство природы и человека, патриотизм, гражданская позиция, национальное достоинство.

Формы уроков разнообразны, в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей учеников: исследование, семинар, беседа, интегрированный урок, деловая игра, урок-концерт, урок-спектакль, урок-путешествие и др. Именно на этих занятиях ученик проявляет свою индивидуальность, ему позволяется самостоятельно мыслить, высказываться, находить оптимальные решения, исходя из собственного опыта и анализа как художественного произведения, так и научно-публицистического.

Ольга КОВАЛЬЧУК, учитель русского языка и литературы, Воронеж

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте