search
main
0

У нас на Таймыре…

Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ – территория, до которой “только самолетом можно долететь”. На его просторах проживают представители 59 национальностей. Многогранность культур в снежном безмолвии составила свой микромир, который формирует личность человека Севера, особую ментальность. Особое место здесь занимают программы работы с одаренными детьми. Вот уже 12 лет наши ученые и педагоги занимаются развитием личности.
Наш округ – уникальное не только территориальное, но и социальное образование. Здесь каждый на виду, и поэтому есть понятие общественного мнения. Изучая специфику одаренных детей, психологи и педагоги пришли к выводу, что одаренность необходимо реализовать, иначе она “взорвет” ребенка, и он уйдет в так называемое неформальное ядро, станет силой, способной разрушать общество. Микромир таймырского поселка и города Дудинки хрупок и зависит от того, какая часть общественных ресурсов будет направлена на созидание, а какая – на разрушение. Вот почему так важно вовремя диагностировать общественные процессы. Так, показатель агрессивности среди школьников школы-интерната N1 в 1994 году составил 47,52 процента, а депрессивности – 61,92 процента.
В три образовательные модели – социально-педагогическую, предметно-дидактическую, собственно психологическую, – реализуемые управлением образования, ввели региональный компонент. Это изучение культуры народов Севера, краеведение. Были созданы молодежные программы. В школах появились клубы по интересам. С учащимися проводятся тренинги, способствующие личностному росту, коммуникации, интеллектуальные и политологические игры.
На Таймыре создаются общественные и политические молодежные организации. Система образования строится в направлении от ученика к целям, содержанию и технологиям обучения и воспитания. Анализ динамики психического развития учащихся позволяет выстраивать образовательную и воспитательную стратегию в соответствии не только с их возрастом, но и индивидуальным развитием. Метод постоянного наблюдения за развитием и социализацией детей в условиях разноуровневого дифференцированного образования и воспитания позволяет реализовать каждому свои способности и возможности. Триада ученик – родитель – учитель подчинена одной цели – развитию личности. Здесь нет и не может быть конфликтов. Клуб знатоков “Что? Где? Когда?” существует уже почти 10 лет. И городской отдел народного образования всегда находит деньги на финансирование интеллектуальных и политологических игр.
Члены политклуба “Я – лидер” каждый год ездят в Санкт-Петербург на встречи и соревнования, несмотря на очень дорогие билеты на самолет.
Политический клуб старшеклассников “Я – лидер” города Дудинки – это содружество учащихся всех школ. В каждой игре участвуют по 250-300 подростков, которые решают волнующие общество вопросы. Политологические игры: “Выборы”, “Клуб губернаторов”, “Если бы мэром был я…”, “Карьера” и многие другие – это возможность заявить о себе, проявить свою креативность: способность к постановке и обнаружению проблем, умение генерировать идеи, показать гибкость и оригинальность мышления, способность усовершенствовать модель развития общества и личности, показать варианты решения проблемы.
И еще умение выступать перед большой аудиторией. Совокупность этих способностей дает возможность говорить о так называемой социальной лидерской одаренности. Мне кажется, что ребенок, лишенный возможности реализовать подобные возможности в детском коллективе, пытается это сделать в подъезде, в неформальной группе. Любая другая одаренность может так или иначе быть реализованной в кружках, секциях и имеет индивидуальную направленность и самодостаточна, то есть у школьника нет желания доминировать над другими, он рисует, занимается спортом или вяжет, а лидерская имеет другой посыл: подросток не просто хочет утвердиться в чем-то среди сверстников, но и продемонстрировать несомненное для него превосходство управлять другими.
Важно понимать, что реализация лидерской одаренности двояка: это положительное и отрицательное доминирование, ведь все зависит от группы, в которой проявляется эта способность. Вот почему я считаю, что способность управлять другими должна быть “взращена” и развита. Она должна стать школой жизни для всех вовлеченных в этот процесс. Мы знаем, как недоверчиво относится наш народ к власть предержащим. Это происходит потому, что быть лидером и относиться к нему адекватно не одно и то же. В игре (а игра, как известно, – репетиция жизни) происходит не только становление ребенка, но и развитие умения не только руководить, но и подчиняться. А сегодня важно не потерять одаренных детей социально, создать такие условия, при которых лидерская одаренность будет реализована. Потому и появился наш клуб старшеклассников “Я – лидер”.
Добрым сподвижником в этой работе можно назвать как заместителя начальника управления образования Татьяну Друппову, так и инспектора гороно Елену Посельскую. Интересен и “эффект Пигмалиона”. Учителя и родители ожидают от участников игр лучших результатов, и они появляются. Наверное, потому, что здесь все происходит по-настоящему, и навыки и знания становятся личным опытом. Через взаимную стимуляцию внутриличностных и межличностных процессов реализуется естественный путь развития ребенка, а опыт из межличностного пространства переходит в пространство личности.
Хочется верить, что наши дети станут творческими личностями, т.е. через когнитивную одаренность и чувствительность к проблемам, которую они приобрели в различных играх, они придут к собственной независимости в сложных ситуациях.
Президент Парламентской ассамблеи Совета Европы Луис Юнг, формулируя вопрос, в чем состоит основная задача в работе с одаренными, предложил три варианта ответа. 1. Способствовать развитию и достижению счастья каждой личности, имеющей особые способности. 2. Довести до максимального уровня индивидуальные достижения, будь то в науке, в искусстве или в спорте. 3. Развивая одаренность, мы способствуем общественному прогрессу, поставив ему на службу ресурсы дарования.
В одной из рекомендаций Парламентской ассамблеи Совета Европы, посвященной образованию одаренных детей, сказано: “Ни одна страна не может позволить себе транжирить таланты, а не выявлять своевременно интеллектуальные или иные потенциалы означает транжирить человеческие ресурсы”. У нас на Таймыре, слава Богу, это понимают.

Лариса БАТАЕВА,
учитель
Дудинка

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте