Хочу выразить слова благодарности приехавшим преподавателям Бахаргуль Юнусовой и Оксане Ганабовой, которые постарались донести до нас довольно объемный и очень серьезный материал. Многое было услышано впервые, но немало было знакомого, известного.
Курсы послужили толчком к изучению материалов нового образования, подходов к обучению детей в рамках государственного стандарта образования России. До этого я знакомилась только с отрицательной оценкой стандарта, теперь, чтобы составить собственное представление, стала изучать отдельные материалы. Начала с понятия «метапредметность», странно, но оказалось, нет единой формулировки этого лексического термина. Потом я изучила материалы круглого стола в «Учительской газете», где Юрий Громыко объяснял свою точку зрения. Меня поразило множество слов иноязычного происхождения, приходилось постоянно обращаться к словарю, понимание прочитанного приходило с трудом. Вопрос: для кого это писали, почему материал не изложен русским языком, доступно? (Вспомнился Евгений Базаров: «…подумаешь, сколько иностранных и… бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны!) Оппонентов почти нет, зато несколько учителей разных предметов (начинающих учителей) однотипно оценивали новые подходы: «…раньше дети не понимали, как это им пригодится в жизни». Я специально подчеркнула, что это начинающие учителя, и такое глубокое убеждение, что «раньше дети…». Любой учитель со стажем знает, что и раньше, и сейчас он работал и работает так, чтобы знания, данные им, как раз использовали дети в дальнейшем. Материалы круглого стола совсем разочаровали меня, его участники учителям навязывали определенную систему, которую втискивали в технологические таблицы, модули.Еще один неприятный для меня момент: множество аббревиатур. Новое УУД – это старое ЗУН, зачем изменять? Многое, что всегда было в системе образования, названо по-другому, а поэтому и представляется нам как нечто новое, какое-то открытие. Я вспомнила аббревиатуры ИБД (имитация бурной деятельности) и основную методику преподавания ДТРП (доска – тряпка – ручка – тетрадь). Моя мама сорок лет проработала в школе учителем словесности, я помню внедряемые переходные «революционные подходы» и программы разных лет, периодическое возвращение к классической системе образования, отработанной и надежной, дающей глубокие знания, прививающей любовь к русскому языку, понимание, что он велик и могуч. Невозможно творческие работы втискивать в рамки подготовки к ЕГЭ, невозможно так воспитать творческие и свободные личности, зато непонимание и страх порождают ненависть к русскому языку. Профессор филологии, наш современник, сказал, что происходит разрушение внутри его, а это самое страшное, что может происходить в языке. У нас как-то так бывает, что часто новое (или хорошо забытое старое) принимают с восторгом, расхваливают (по схеме «как все»), но есть классическая система! Кто-то считает это консерватизмом, кто-то – нет, но как бы с новшествами не потерять наш русский язык. Украинские программы по русскому языку абсолютно не продуманы (в 6-м классе изучали предлог, а о наречии и деепричастии и не слыхивали), очень сокращены (по два часа в неделю начиная с пятого класса). Я очень переживала за то, что дети не успевали усваивать новый материал, что учебники по русскому языку были с ошибками (я обращалась по этому поводу в Министерство образования Украины с конкретными примерами). С литературой тоже было плохо: русский материал почти убрали из программы, даже «Муму» и «Бородино». Радует, что картина кардинально изменилась, что мы теперь не относимся к национальным меньшинствам и свободно можем изучать русский язык. Мой прадед был смотрителем учебных заведений Забайкалья, бабушка, мама – все учителя-словесники. Их дело продолжила я. Моя дочь тоже филолог, но в школу работать не пошла. И это грустно. Цепочка прервалась…Нужны ли нам были эти курсы повышения квалификации? Несомненно! Ценно в них то, что перед нами выступали учителя, работающие по-настоящему, творческие личности. Слушать таких всегда интересно: ведь они делятся собственным опытом, со знанием дела подходят ко всему, что касается обучения, толково отвечают на вопросы. Думаю, что все, что мы узнали или вспомнили на курсах, пригодится нам в дальнейшем. У нас есть время и изучить, и переосмыслить, и найти свои подходы.Ирина ДЕРУНЕЦ, учитель высшей категории Новофедоровской школы-лицея Сакского района, Республика Крым
Комментарии