search
main
0

У нас большие планы

12 апреля исполняется 45 лет со дня космического старта Юрия Гагарина. Эту дату прорыва человечества во Вселенную космическая отрасль нашей страны встречает на подъеме. По итогам прошлого года Россия превзошла многие прежние свои достижения в космической деятельности и по суммарным показателям прочно обосновалась на втором месте в мире, по некоторым позициям опережая США. О перспективах отечественной космической отрасли рассказывает Руководитель Федерального космического агентства Анатолий ПЕРМИНОВ. Наш собеседник родился 16 июня 1945 г. в Кировской области. Окончил Пермское высшее военное командно-инженерное училище, Военную академию имени Ф.Э. Дзержинского, Военную академию Генштаба. Служил в Ракетных войсках стратегического назначения. В 1991 г. назначен начальником Государственного научно-исследовательского испытательного полигона Минобороны (ныне – Государственный испытательный космодром «Плесецк»). В 2001 – 2004 гг. – командующий Космическими войсками. С марта 2004 г. – руководитель Роскосмоса.

– Анатолий Николаевич, насколько в новой Федеральной космической программе учтены тенденции развития мировой космонавтики? Каковы ее главные приоритеты?

– Все страны мира строят космическую деятельность с учетом собственных потребностей, опираясь на свой экономический, технологический и ресурсный потенциал, а также на возможности, предоставляемые мировым рынком космической продукции и услуг. Быстро растут потребности в космической связи и вещании, дистанционном зондировании Земли, навигационном обеспечении, космических транспортных средствах.

Этап бурного развития переживает мировой космический рынок, позволяющий во все больших объемах обмениваться информацией и техническими средствами. Это при постоянно возрастающей конкуренции на мировых рынках в конечном счете способствует объединению усилий всего мирового сообщества на решении глобальных задач, непосильных в одиночку ни одной стране мира.

Глобализация космической деятельности диктуется масштабами проблем, встающих перед человечеством. Прежде всего это сохранение природной среды, обеспечивающее выживание человечества, решение энергетических проблем, защита от техногенных и природных катастроф, истощение ресурсов планеты Земля. Космонавтика – одно из решающих средств решения этих проблем.

На базе космических средств будут созданы система глобального космического мониторинга природной среды, предупреждения о назревающих катастрофах, единое информационное пространство, система глобальной безопасности в космосе и на Земле.

В условиях истощения природных и энергетических ресурсов Земли, ее перенаселения эти проблемы будут решать, в том числе путем переноса в будущем основного промышленного и энергетического производства в ближний космос, а затем освоения Луны и Марса, ресурсов малых тел Солнечной системы.

Принятая недавно Федеральная космическая программа на 2006 – 2015 гг. отвечает на эти вызовы с учетом располагаемых ресурсов. Она предусматривает резкий количественный и качественный рост орбитальных группировок космической связи и вещания, мониторинга Земли, восстановления спутниковой навигационной системы, совершенствование средств выведения, расширение исследований на борту Международной космической станции и фундаментальных космических исследований. На этой основе Россия упрочивает позиции на мировом космическом рынке, в системе глобального разделения труда. Она уже получила предложения от США, Европы, Индии, Китая участвовать в их программах освоения Луны и Марса, и у нас есть, что предложить этим и другим странам. Основной приоритет программы – решение задач в интересах укрепления экономики страны, ее экономической и военной безопасности, повышения благосостояния народа России.

– В каком же состоянии российская орбитальная группировка?

– У России на орбите около 100 спутников. Больше аппаратов у нас было только после распада СССР, но тогда у них был меньше срок службы. В 1990-х гг. началось резкое снижение численности российской орбитальной группировки. В 2002 – 2003 гг. у нас осталось 87 аппаратов, но к 2010 г. будет уже 103 спутника. Важно, что за последние годы доля аппаратов, вышедших за пределы гарантийного срока, снизилась с 54% до 46%, а к 2010 г. этот показатель дойдет до 10%. Примерно половина российских аппаратов – военного назначения. Чисто гражданских спутников 38.

В 2005 г. Россия произвела больше всех в мире космических стартов. 26 – с космодромов Байконур, Плесецк и подводных лодок. Еще 4 морских старта, выполненных российско-украино-американо-норвежским СП. Один спутник был запущен с орбиты. Кстати, и в 2004 г. Россия по числу стартов была первой в мире.

– Судьба Международной космической станции (МКС) по-прежнему неясна. Недавно президент Буш снял ограничения по закупкам российской космической техники. Но без полетов «шаттлов» МКС нельзя достроить. Долго ли мы еще будем возить американцев в космос безвозмездно? При том, что американский космический бюджет в 30 раз богаче российского…

– Недавно подписаны соглашения о том, что в 2006 г. США закупают у России один резервный корабль «Союз» для экстренного спасения экипажа, что могло понадобиться, например, при последнем полете «Дискавери». Кроме того, в каждом корабле «Союз» США покупают одно рабочее место для астронавта, а также оплачивают услуги по доставке и возвращению грузов с орбиты.

Полеты «шаттлов» возобновятся не раньше мая 2006 г. Но переговоры с руководством НАСА убедили меня в том, что США твердо намерены достроить МКС, выполнить обязательства по доставке всех модулей на станцию. Правда, количество рейсов «челноков» значительно снижено. Важно, что Япония, Канада и Европа продолжают выполнять финансовые обязательства по МКС.

– Но есть еще российские блоки, которые могут быть доставлены на МКС на наших «Протонах». Когда они будут готовы?

– Запуск многофункционального лабораторного модуля запланирован на 2009 г., исследовательского – на 2011-й. Изготовитель модулей будет выбран по итогам конкурса. Научно-энергетический блок планировалось вывести на «шаттле», и, поскольку возникли затруднения, мы решаем вопрос о том, нельзя ли взять избыток электроэнергии для российского сегмента МКС с американского. Есть еще два маленьких российских модуля, но вопрос об их старте не решен окончательно.

– Не так давно состоялась встреча руководителей европейских космических агентств. Кажется, несмотря на наши инициативы, идея о совместной работе над новым российским транспортным кораблем «Клипер» не нашла у них поддержки?

– Сразу после встречи в Москву приехал руководитель Европейского космического агентства Жан-Жак Дорден. Мы провели с ним обстоятельные переговоры, и я уверен, что вопрос о «Клипере» будет вновь и очень скоро рассмотрен в ЕКА. Сейчас на него просто не нашлось денег, поскольку необходимо дофинансировать уже действующие проекты, в том числе с участием России по кораблям «Союз» и тяжелой ракете «Урал». Но Европе нужен свой космический корабль, который сделал бы ее независимой от американских транспортных услуг. Ничего лучше «Клипера» не видно.

– В 2005 г. рекордный рост промышленного производства в России достигнут в выпуске ракетно-космической продукции военного назначения – почти 28%. Но наряду с победами наверняка у нашей космонавтики есть и болевые точки?

– Больше всего беспокоит состояние нашей орбитальной группировки. В прежние годы из-за недостатка финансирования единственным способом отрасли выжить оставались коммерческие запуски, основное внимание уделялось развитию средств выведения. В итоге мы забросили спутниковую группировку, я второй год ломаю эту тенденцию.

Мы начали восстанавливать загубленную систему дистанционного зондирования Земли. Это второй по значимости после систем связи коммерческий рынок. Выведен на орбиту первый аппарат «Монитор-Э», за ним в нынешнем году последуют еще два.

В связи с уточнением Президентом России Владимиром Путиным планов создания космической группировки системы ГЛОНАСС мы в Федеральном космическом агентстве скорректировали работу предприятий промышленности, о чем я докладывал заместителю председателя Правительства России Сергею Иванову. Таким образом, в 2008 г. будет восстановлена навигационная космическая система ГЛОНАСС над территорией России, а в 2009 г. она развернется над всей планетой.

Необходимо еще наладить наземную инфраструктуру, оборудовать приемниками весь государственный транспорт, особенно связанный с вопросами безопасности, наладить широкое производство наземной аппаратуры потребителей.

Навигационными системами сегодня обладают только две страны в мире – США и Россия. Европа только приступает к развертыванию своей навигационной системы с помощью российских ракет. Мы прорабатываем вопросы совместимости российской ГЛОНАСС и европейской Галилео в будущем.

– Когда для России могут стать реальными межпланетные космические полеты, изучение Луны и Марса?

– США в лице президента Джорджа Буша выступили с новой инициативой о новом видении гражданской космической программы Соединенных Штатов, предусматривающей возобновление полетов на Луну, автоматические и пилотируемые полеты на Марс и далее. При этом одной из первоочередных задач считается ускоренное создание нового корабля СЕV. НАСА заявляет, что новый корабль CEV может быть готов к полету на МКС уже в 2012 г., на Луну в 2018 г., а на Марс в 2030 г.

Мы тоже рассматриваем перспективные проекты полетов на Луну и Марс. Для таких полетов необходимы новые системы. Их еще нужно создать. У нас есть опыт длительных полетов Валерия Полякова, Сергея Авдеева, Сергея Крикалева. Многие чисто медицинские аспекты уже поняты. Но еще больше предстоит понять. Необходимо создать новые космические системы, способные помочь в исследовании Луны и Марса. Многое еще предстоит изучить. Сначала с помощью автоматических космических аппаратов, а потом и в пилотируемых полетах.

Мы готовим моделирование 500-суточного полета на Марс на Земле в Институте медико-биологических проблем. Для таких длительных полетов нужны специальные корабли. Технологический опыт их создания у нас уже есть.

Сроки полетов на Луну и Марс можно называть любые. Вопрос в том, как это будет реализовано. Первый полет человека в космос был сорок пять лет назад. А какой путь проделала космонавтика. Нельзя исключать, что в ближайшие годы могут появиться новые, более совершенные системы и способы энергетики. В лабораториях кое-что уже появляется, например, по двигательным системам.

– Сколько человек в российском отряде космонавтов? Когда в нем появятся женщины? Будет ли создан единый отряд российских космонавтов?

– Сейчас в российском отряде космонавтов 38 человек. Совсем недавно отряд пополнился новыми летчиками, инженерами, медиками. Желающих попасть в отряд космонавтов по-прежнему много. Что касается женщин, то они появятся в отряде космонавтов, когда в этом будет необходимость.

– Что бы вы пожелали в нынешнем году российской космонавтике?

– В мае 2006 г. исполнится 60 лет со дня создания ракетно-космической отрасли России. Накануне юбилея хочется пожелать российской космонавтике сохранить научный и производственный потенциал, уникальный кадровый состав для выполнения национальных программ и программ международного сотрудничества, чтобы российская космонавтика оставалась гордостью страны и привлекала к себе все большее число зарубежных партнеров.

У нас большие планы – и в области создания космических аппаратов для решения задач науки, техники, экономики, социальной сферы, и в области средств выведения, и в области развития наземной инфраструктуры, экспериментальной базы, научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок.

Мы надеемся, что в 2006 г. американцы возобновят полеты многоразовых кораблей, а мы сможем продолжить строительство Российского сегмента Международной космической станции и, что не менее важно, переадресовать часть средств с программы МКС на реализацию других проектов. Большие надежды, с учетом перспективности этих проектов, мы возлагаем на новый космический корабль «Клипер» и семейство ракет-носителей «Ангара». Очень рассчитываем на устойчивое финансирование космической деятельности России.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте