search
main
0

У национальной школы – большие перспективы, считает Ольга Артеменко, заместитель директора Института национальных проблем образования

Когда-то у нас в институте была лаборатория “Русская национальная школа”, но ушел руководитель, не стало темы как таковой. Некоторые работники Министерства образования считают, что национальные школы в принципе не нужны, потому что-де мы сегодня воспитываем человека мира.
Вся беда в том, , что нет видения того, что такое русская школа как национальная. К такой школе, получается, педагоги идут от практики своей работы, научная же деятельность в этом направлении никем не финансируется.
Если есть национально-региональный компонент, который удовлетворяет интересы тех или иных этносов, то тогда нужно определиться, какова основная цель разработки этого компонента. У нас в институте была конференция, посвященная этому. Подавляющее большинство участников говорили о том, что идеологию разработки национально-регионального компонента нужно менять.
Если взять концепцию развития национальной школы любой республики – Татарстана, Башкортостана и т.д., то главная задача, которую она решает, – формирование национального самосознания, национального духа. Если бы в концепциях, которые принимаются в регионах, цели образования были едиными (независимо от того, какая это школа) для всей России, если бы федеральный центр понял, что эти цели нужно отслеживать независимо от того, принимает ли их данная национальная школа как единые цели для всей системы российского образования, то, я думаю, не было бы того, что мы наблюдаем. А наблюдаем мы то, что национальная школа в документах не проходит как таковая, а в реалиях существует в любом национальном субъекте. Причем она такая, какой ее видят в регионе, но всегда формирующая национальный дух. Когда целью становится формирование национального духа, то содержание выстраивается по объективным причинам на национальной культуре, на противопоставлении (мы анализировали татарские, башкирские, кавказские учебники) ее другим культурам. Для того чтобы сформировать у ребенка любовь к своей культуре, языку и так далее, показывают, как они богаты и как им не давали возможности развиваться в советское время.
Любая национальная школа стремится выстроить содержание на базе национального языка и культуры, вытесняя в какой-то степени русскую культуру. Раньше национальная школа, чтобы обеспечить учебный процесс, имела право переводить федеральные учебники на свой язык и тем самым была монокультурной, выстроенной на русской культуре. Сегодня такого права у национальной школы нет – есть закон об авторском праве, есть закон об издательском праве. Выход один – писать свои учебники, и в регионах такие учебники пишут. Пишут так, как хотят, как им представляется правильным, так, чтобы развивать дух национального самосознания. Получается, что есть региональный интерес, есть интерес национальной элиты, но нет федерального, общегосударственного интереса. Об этом директор нашего института М. Кузьмин пишет всем федеральным министрам образования в течение почти десяти лет. Сейчас разговор идет о стандарте, и можно себе представить, что будет с национальной школой. Она попадет в еще большую изоляцию, будет полностью выпадать из общего образовательного пространства и станет еще более автономизирована.
Что касается русской школы, то если она будет выстраиваться как выстраиваются нынче все национальные школы, то не дай этого Бог. Русская молодежь по численности больше, чем все остальные, поэтому если мы по типу и подобию заложим цель русской школы как воспитание самосознания и национального духа, то тут можем получить такую бомбу, что с ней не справится никто. Конечно, возникает вопрос: как же так, самосознание всех народов воспитывается, а русский народ этого лишен, русский человек в отличие от всех народов, которые сплачиваются, оказывается “человеком мира”, без культурных национальных корней, разве это правильно? Отсутствием русской школы, кстати, и пользуются сегодня политики, вбивая в голову русским молодым людям самые различные, в том числе и экстремистские, идеи. Нам нужна модель русской школы как школы диалога культур, показывающей, как обогащают друг друга языки, литературы, истории, культуры. Но эту цель нужно четко прописывать, тогда такая школа имеет большую перспективу. Если же школа будет прописана как школа, пробуждающая исключительно самосознание с воспитанием национального духа, то это будет тупиковый путь, который может привести к межнациональным конфликтам.
Национальное образование есть основа государства, и если мы не будем о нем говорить, то ситуация еще более ухудшится и будет поставлена под угрозу государственность Российской Федерации. Остается надеяться, что все же будут поставлены прежде всего образовательные цели, связанные с сохранением государственности и воспитанием гражданина, потом появятся дидактические цели, а дальше будет осуществлен и подбор соответствующего содержания образования.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте