search
main
0

“У нации своя душа, свое духовное начало” Цикл уроков в старших классах

Тема “Этнос. Нации. Межнациональные отношения”
Цели:
создать условия для знакомства школьников с основными проблемами межнациональных отношений, осознания проблемы межнациональных отношений как одной из наиболее сложных проблем современной России;
способствовать формированию плюралистических взглядов учащихся на общество;
развивать навыки учебной самоорганизации, групповой работы, умений вести диалог, вставать в позицию другого, продуктивно оппонировать, анализировать причины возникновения национальных конфликтов;
воспитание национальной терпимости, эмпатии.
Оборудование. На доске – название темы урока; рабочие тетради; листки для групповой работы; карта России; фотографии, иллюстрации, рисунки, изображающие представителей тех или иных народов России. При их упоминании в ходе урока учитель прикрепляет данные изображения на карту (желательно в район, где компактно проживает этот этнос). К концу урока карта превращается в пеструю мозаику, отражающую национальное многообразие и богатство современной России.
Основные понятия: род, племя, каста, конфессия, сословие, класс, народность, нация, этнос, этническое самосознание, межнациональные конфликты, депортация, национализм, нацизм, ксенофобия.
Ход урока
1. Предварительный этап.
На предыдущем занятии учитель просит детей разделиться на микрогруппы (4-5) и подготовить рассказ о каком-либо народе, проживающем на территории современной России, наиболее интересных его обычаях, особых традициях, его знаменитых представителях, мифических или легендарных героях, которыми гордится вся нация. Особо педагог просит обратить внимание на те проблемы (сохранения языка, культуры, отношений с соседями, центральной властью и т.д.), которые испытывает этот народ сегодня. Неплохо было бы подготовить и письменное сообщение по этой теме.
2. Отработка фактического материала: диалог учитель – класс.
Становление этноса.
Урок начинается с того, что учитель предлагает учащимся обратиться к истории и вспомнить, в какие крупные общности объединялись люди в разные времена. Ребята могут назвать род, племя, касту, сословие, народность, класс, конфессию, нацию. После чего педагог просит выделить из предложенного ребятами списка те социальные объединения, которые отличаются общностью территории, языка и культуры (это племена, народности и нации). Затем необходимо объяснить детям, что племя, народность и нация – все это стадии развития этноса. А этнос – это исторически сложившаяся на определенной территории большая группа людей, обладающих общими языком, культурой, психологией. Проиллюстрировать это можно на примере становления русского этноса. Вместе с учителем школьники вспоминают историю его становления.
Какие вы знаете славянские племена, поселившиеся на Восточно-Европейской равнине? (поляне, словене, древляне, радимичи, вятичи и др.).
Кого они встретили здесь, кто заселял эти территории до прихода славян? (финно-угорские и литовские племена). Впоследствии, смешавшись, они и составили древнерусскую народность. Позже в этнос вольются представители тюркских и монгольских племен. Со временем усиление внутренних экономических связей и этнического самосознания способствовало превращению народности в нацию. Нация – высшая форма развития этноса.
Что способствует усилению внутренних экономических связей? (развитие товарно-денежных отношений, складывание общенационального рынка). Здесь следует отметить, что многие ученые считают: нации начинают складываться только в эпоху капитализма.
Что способствует развитию этнического самосознания? (совместное переживание несчастий и радостей побед). Здесь ребята могут вспомнить и Куликовскую битву, и Смутное время, и войну 1812 г., и Великую Отечественную войну, и испытания, выпавшие на долю России в последние годы.
По завершении этой работы важно отметить, что формирование русской нации шло в процессе постоянного взаимодействия, взаимовлияния и взаимопроникновения различных племен и народностей, проживающих на территории России.
3. Работа в группах.
Сделав этот вывод, учитель предлагает учащимся поработать в группах (они уже сформированы на предварительном этапе) и поразмыслить над следующим вопросом.
Если русская нация сегодня – это результат смешения нескольких этнических образований, то почему в ее основу легли именно славянский язык, культура, традиции? Как это объяснить? Как это характеризует славян? Чрезвычайно важно здесь педагогу быть осторожным и корректным в высказываниях и постараться подвести детей не к провозглашению славянского превосходства в численности, силе и цивилизованности, а к определению таких этнических особенностей славян, как умение сближаться с иными этническими группами, способность защитить другие народы и обеспечить их благополучие, быть в их глазах привлекательными и достойными того, чтобы славянская культура была заимствована другими.
4. Продолжение учебного диалога.
Межнациональные отношения.
Далее класс переходит к рассмотрению межэтнических отношений. Учитель должен отметить: как русская нация развивалась в процессе смешения и взаимопроникновения различных этнических групп, так и Российское государство развивалось в результате взаимодействия различных национальностей, проживающих в нем. Вся история России – это история освоения новых земель, история присоединения новых народов, история взаимоотношений различных этносов. Россия как государство и существует только благодаря этому национальному разнообразию. Предметом гордости страны являются такие ее представители, как Пушкин (имеющий, как известно, африканские корни), Жуковский (имевший турецкие корни), Карамзин (возводивший свой род к татарской знати), Багратион (грузин), Исамбаев (чеченец), Лорис-Меликов и Хачатурян (армяне), Аввакум и Никон (мордвины), Левитан и Пастернак (евреи) и т.д.
Очевидно, что межнациональные отношения являются одними из основополагающих в нашем обществе, а межнациональные конфликты – одними из самых болезненных. Учитель предлагает детям вспомнить примеры сложноразрешимых национальных проблем и национальных конфликтов, происходивших и происходящих в России или на территории СНГ (школьники могут назвать осетино-ингушский, армяно-азербайджанский, приднестровский конфликты, многовековую чеченскую проблему, депортацию народов в сталинские времена, геноцид евреев и цыган в годы фашистской оккупации, еврейские погромы и “черту оседлости”, существовавшие в царской России).
5. Работа в группах.
Учащимся предлагается рассмотреть в группах (и затем представить свои версии ответов всему классу) вопрос о причинности конфликтов, возникающих на национальной почве. Учителю целесообразно дополнять ответы школьников и помогать трансформировать их мысли и высказывания в более емкие и удобные для записи формулировки. Среди причин могут быть названы:
насильственное присоединение другого народа;
стремление народа к национальной независимости;
неверно установленные национально-территориальные границы или спорные территории;
депортация народа и возвращение его на историческую родину;
ущемление интересов национальных меньшинств, национализм;
ощущение дискомфорта или страх растворения своего этноса в другом в результате притока иноязычного населения, ксенофобия.
6. Закрепление материала.

Игра “Декларация совместного развития”.
Второй час урока отводится на проведение итоговой игры. Педагогом описывается игровая ситуация, в которую предстоит погрузиться классу. Каждая группа является политической партией, представляющей интересы определенной нации (ее, как уже отмечалось, предварительно выбирают сами дети). Цель партии – рассказать другим об обычаях, традициях и проблемах своего народа (информацию группа собирает дома), а также разработать программу по сохранению и распространению своего языка и культуры. Эту работу группа проделывает в классе. После подготовки каждая из них представляет “визитную карточку” “своего” народа и проект своих политических программ по национальному вопросу. Далее следует обсуждение сильных и слабых сторон этих программ. Помогут здесь вопросы, задаваемые при необходимости педагогом:
Как отнесутся к вашим идеям представители других народов, проживающих с вами на одной территории?
Насколько предлагаемые вами меры соответствуют международным правовым нормам о национальном равноправии?
К каким крайностям может привести борьба за чистоту родного языка и культуры? К чему это привело в Латвии, Эстонии, Сербии?
Результатом данной работы должно стать понимание детьми важности не только удовлетворения собственных национальных интересов и решения национальных проблем, но и соблюдения интересов представителей других этносов, проживающих здесь же или по соседству.
Педагог просит ребят скорректировать свои программные документы: вычеркнуть или изменить (смягчить) некоторые формулировки; включить, если это необходимо, новые положения. А в это же самое время представителям команд (национальных партий) предлагается собраться за одним столом и заняться разработкой особого документа, который бы провозглашал принципы национальной политики в многонациональном государстве. Его можно назвать “Декларация совместного развития”.
7. Домашнее задание.
Учитель сообщает школьникам тему следующего занятия: “Важно ли для современного общества понятие “национальная принадлежность”? Просит их определить свою позицию по этому вопросу и подготовиться к дискуссии, сделав дома необходимые им записи в тетради.
8. Оценивание.
Учащиеся оценивают работу друг друга в группах. Учитель оценивает наиболее активных участников устных выступлений.

Словарь урока
Геноцид – истребление отдельных групп населения по расовым, национальным, религиозным, политическим и иным мотивам.
Депортация – насильственное переселение.
Ксенофобия – боязнь всего чуждого, незнакомого.
Нация – высшая форма развития этноса. Исторически сложившаяся общность, характеризующаяся единством территории, культуры, языка, психологии, экономической жизни людей, осознающих эту свою общность.
Национализм – идеология национального превосходства, сопровождающаяся, как правило, уничижением других наций.
Нацизм – идеология гитлеровской Германии: характеризуется особой ненавистью к иным, т.н. неарийским, неполноценным нациям.
Этнос – это исторически сложившаяся на определенной территории большая группа людей, обладающих общими языком, культурой, психологией.

Тема “Важно ли для современного общества понятие “национальная принадлежность”?”
Цели:
создать условия для осознания школьником проблемы национальных отношений как одной из наиболее сложных проблем современного общества;
способствовать формированию плюралистических взглядов учащихся на общество;
развитие навыков учебной самоорганизации, групповой работы, умений вести диалог, вставать в позицию другого, продуктивно оппонировать, анализировать причины возникновения национальных стереотипов;
воспитание национальной терпимости, эмпатии.
Оборудование. На доске – название темы урока; рабочие тетради.
Основные понятия: нация, национальное самосознание, национальная принадлежность, национальная гордость, национальные стереотипы, национализм, национальные меньшинства и доминирующая национальность, межнациональные конфликты, ассимиляция.
Ход урока
1. Предварительный этап.
На предыдущем занятии учитель сообщает школьникам тему следующего и просит их определить свою позицию по этому вопросу и подготовиться к дискуссии, сделав дома необходимые им записи в тетради.
2. Работа с понятиями.
В самом начале занятия важно, чтобы ребята вспомнили, что означают такие понятия, как нация, национальное самосознание, национальная принадлежность, национальная гордость, национальные стереотипы, национализм, межнациональные конфликты. С ними школьники ранее знакомились в курсах истории и обществознания в 7, 8 и 9-м классах. Учитель может также дать и предварительное задание к уроку: найти и выписать определения данных понятий, проиллюстрировать каждое из них конкретными примерами. Эта работа позволит учащимся в дальнейшем вести более предметный диалог друг с другом.
3. Погружение в проблему.
Педагог предлагает школьникам высказать свой взгляд на заявленную в названии темы урока проблему. Причем он должен не столько организовать поочередное проговаривание ребятами своих мнений, сколько инициировать дискуссию. Для этого учитель заостряет внимание школьников на наиболее интересных суждениях, выделяет проблемные моменты, просит учеников как-то отнестись к высказываниям других. В этом случае вполне можно нарушить очередность выступлений и сосредоточиться на наиболее дискуссионных мнениях. Гораздо важнее здесь не самовыражение ученика на фоне товарищей, а рассмотрение детьми проблемы с максимально большего количества сторон, позиций, точек зрения. Педагогу надо запастись набором вопросов, чтобы, по необходимости, “вбрасывать” их для обсуждения. Среди таких вопросов могут быть:
Приобретет ли наш вопрос иное рассмотрение, если мы будем говорить о чувстве национальной принадлежности национальных меньшинств и чувстве национальной принадлежности доминирующей национальности?
Для кого из них это чувство будет более значимым? Почему?
Существует ли граница между национальной гордостью и национализмом?
Насколько она прочна в реальной жизни?
Всегда ли верны национальные стереотипы (при появлении в ходе дискуссии новых, незнакомых детям понятий педагог должен разъяснять их смысл: как правило, увлеченные обсуждением проблемных вопросов школьники усваивают их гораздо легче, чем на обычных уроках)?
Какое значение имеет национальное смешение (как, скажем, в США или во Франции)?
После выявления и обсуждения наиболее важных аспектов заявленной проблемы можно приступить к их систематизации.
4. Работа по рядам.
Класс делится на две части. Учитель предлагает одной половине назвать положительные стороны разделения людей по национальному признаку, другой – отрицательные. Результаты фиксируются в таблице на доске и в рабочих тетрадях школьников. (См. таблицу).
5. Работа в группах.
В начале следующего этапа урока учитель организует работу по составлению так называемого ассоциативного колеса. На доске (в центре) записывается слово “чеченец”, и в течение одной минуты учащимся предлагается отметить в своих тетрадях, какие ассоциации вызывает у них это слово. Затем под диктовку учеников учитель записывает на доске вокруг исходного слова наиболее часто называемые ассоциации. Начинается работа с самим “ассоциативным колесом”. Ребятам предлагается определить, что из написанного на доске является, на их взгляд, верным, а что основано на стереотипах.
После чего класс разбивается на группы-“четверки”, каждая из которых получает собственное задание. Им необходимо выяснить (и затем представить свою версию классу), как формируются стереотипы “чеченца-боевика”, “ленивого и пьющего русского”, “примитивного чукчи”, “жадного еврея”, “грузина-торгаша”? Важно, чтобы ребята понимали: на складывание стереотипов влияют не образ жизни всего народа, а крайности в поведении отдельных его представителей – и нельзя по ним судить обо всех.
6. Подведение итогов: рефлексия.
В завершение урока учитель предлагает каждому по очереди высказаться о сегодняшнем обсуждении и о собственной позиции по обсуждаемой проблеме: “утвердились ли вы в своем первоначальном мнении, добавили ли к нему что-то новое или изменили его полностью?”.
7. Домашнее задание.
Продолжить рефлексию (но уже более основательно) собственной позиции по данной проблеме ученику предлагается дома. Педагог просит детей описать свои впечатления, ощущения, мнения, возникшие у них в связи с этим занятием.
8. Оценивание.
Учащиеся оценивают работу друг друга в группах. Учитель оценивает наиболее активных участников устных выступлений.

Словарь урока
Ассимиляция – поглощение одной нации другой.

Тема “Слушается дело
о кавказской войне”
Цели:
создание условий для осознания школьником проблемы национальных отношений как одной из наиболее сложных проблем современного общества и невозможности ее однозначной оценки;
формирование плюралистических взглядов учащихся на общество;
развитие навыков учебной самоорганизации, групповой работы, умений вести диалог, оппонировать, вставать в иную культурную позицию, адекватно оценивать иные культурные позиции;
воспитание национальной терпимости, эмпатии.
Оборудование. На доске – название темы и вопросы, необходимые для ведения слушаний, которые помогут детям лучше раскрыть данную проблему: причины войны, виновники войны, справедливость войны, последствия войны, будущее воюющих народов; на каждом ряду – листки для групповой работы.
Основные понятия: национальная гордость, национальные стереотипы, национализм, национальные меньшинства и доминирующая национальность, межнациональные конфликты, депортация, сепаратизм.
Ход урока
1. Предварительный этап.
За неделю до занятия учащиеся распределяются по игровым ролям, а также знакомятся с примерными вопросами, необходимыми для проведения игры. Отдельным учащимся предлагается подготовить краткие сообщения об истории проблемы: кавказской войне ХIХ в., депортации чеченского народа в 40-е годы ХХ в., современных событиях на Кавказе.
2. Подготовка к слушаниям.
Учитель еще раз знакомит ребят со сценарием игры.
Цель игры: дать, по возможности, объективную оценку событиям на Кавказе, а для этого выслушать мнения о них представителей как российской, так и чеченской сторон.
Основные игровые роли:
Представители кавказской стороны – занимают один из крайних рядов класса.
Представители российской стороны – занимают второй крайний ряд.
Присяжные заседатели – занимают средний ряд.
Ведущий слушаний – эту роль играет учитель.
Задачи первой и второй групп – дать оценку происходящим на Кавказе событиям с позиций своей игровой роли, а также оценить “свои” действия и действия противоположной стороны. Важно не только суметь встать в эту иную для школьника культурную позицию (для кого-то принципиально иную), но и удерживать ее на протяжении всей игры: адекватно рассуждать, адекватно вести диалог с другой стороной. Задача третьей группы – внимательно выслушать мнения обеих сторон и дать развернутую оценку событиям на Кавказе, а также выступлениям своих товарищей в ходе дискуссии.
3. История проблемы.
Учащиеся выступают с краткими сообщениями и знакомят класс с историей проблемы.
4. Слушания.
Ведет слушания учитель, организуя диалог сторон по заранее оговоренным вопросам. При этом педагогу необходимо учитывать ряд проблем, с которыми он может столкнуться в ходе игры.
Во-первых, дискуссия может перерасти в бездоказательную полемику, безапелляционную критику друг друга и взаимные упреки. В этом случае учителю необходимо корректно, но все же настойчиво просить ребят вернуться к более конструктивному спору и более спокойной форме оппонирования.
Во-вторых, слушания могут вылиться в процесс поочередного выдвижения сторонами собственных доводов и мнений, которые будут мало между собой связаны. Диалог здесь может быть подменен простым, пусть и мотивированным, декларированием своих точек зрения. Педагогу необходимо организовать именно диалог сторон по схеме “аргумент – контраргумент – свой аргумент”.
В-третьих, важно, чтобы дискуссия и обсуждение проблемных вопросов проходили живо, заинтересованно, на высоком эмоциональном уровне. Погружение в проблему не должно приостанавливаться. Педагог может “провоцировать” активизацию дискуссии, открыто встав на позиции одной из сторон (выдвигая при этом крайние, заведомо спорные и сомнительные аргументы).
Но особенно важно для учителя по ходу диалога предложить для обсуждения те моменты, по которым оппоненты могут иметь схожее мнение, готовы уступить друг другу или признать свою неправоту. Дети всегда стремятся к справедливости, и учителю нельзя допустить, чтобы в азарте игрового спора она была принесена в жертву их стремлению победить. Педагог должен постоянно подчеркивать, что цель игры не в том, чтобы переспорить другую сторону, а в том, чтобы дать объективную оценку событиям на Кавказе.
В начале полемики ребята, как правило, занимают наиболее крайние, радикальные позиции. Но знакомство с противоположной точкой зрения, высказываемой их товарищами, заставляет смягчить собственные претензии к оппонентам, более трезво взглянуть на происходящие события, дать более взвешенную оценку другой стороне, более критично отнестись к себе. Интересно, что в процессе игры обе стороны все более начинают рассуждать с позиций не военных, а гражданского населения. В ходе диалога детьми все отчетливее проводится грань между чеченцами (как народом со своей историей, традициями, обычаями, верой и правом самостоятельно решать свою судьбу) и боевиками (которые вовсе не обязательно выражают интересы первых и не должны с ними отождествляться). Ребята начинают видеть в своих “противниках” людей с интересами, желаниями, страхами и надеждами, схожими с их собственными.
5. Последнее слово сторон и вынесение вердикта.
Обсудив все вопросы, проявив позиции сторон по каждому из них, ребята переходят к завершающему этапу игры. Спорящим сторонам предоставляется последнее слово. Учащиеся представляют свою окончательную позицию по трем параметрам: оценки справедливости “своих” действий, справедливости действий “противоположной стороны” и перспектив войны. Каждой группе предлагается оформить его письменно (что лишит ребят возможности знать мнение другой группы, а соответственно сделает их работу более искренней) по следующему стандарту:
1. Свои действия мы считаем…, так как…
2. К противоположной стороне мы относимся…, так как…
3. Войну, по нашему мнению, необходимо…, так как…
В это же время свой вердикт оформляют и “присяжные заседатели”, после чего зачитывают его вслух, давая свои комментарии как по обсуждаемой проблеме, так и по поводу самих слушаний. Ими оцениваются доказательность высказываемых суждений и корректность выступающих по отношению друг к другу.
6. Подведение итогов.
Педагог просит детей описать свои впечатления, ощущения, мнения, возникшие у них в связи с этим занятием.

Словарь урока
Сепаратизм – стремление к отделению, обособлению.

Тема “Человек и культура”
Цели:
ознакомление учащихся с таким многозначным понятием, как “культура”;
формирование взглядов учащихся на современное общество как на многокультурное;
развитие навыков учебной самоорганизации, групповой работы, умений вести диалог;
воспитание межкультурной толерантности и плюралистического мировоззрения.
Оборудование. На доске – название темы урока; рабочие тетради.
Основные понятия: культура, материальная и духовная культура, субкультура, мультикультура, культурные различия, традиционное общество, современное общество, ценности.
Ход урока
1. Погружение в проблему.
Начать урок целесообразно с указания на многозначность понятия “культура”. Учитель сообщает, что происходит это слово от латинского colere, которое уже тогда (в эпоху Древнего Рима) имело множество значений. И сегодня существует более 500 определений данного понятия. Чтобы проиллюстрировать это, педагог организует работу по составлению т.н. ассоциативного колеса. На доске (в центре) записывается слово “культура” и в течение одной минуты учащимся предлагается отметить в своих тетрадях, какие ассоциации вызывает у них это слово. Затем под диктовку учеников учитель записывает на доске вокруг исходного слова наиболее часто называемые ассоциации, что наглядно показывает разнообразие его употребления в русском языке. Работа с “ассоциативным колесом” продолжится и на следующем этапе урока.
2. Отработка фактического материала: диалог учитель – класс.
Далее педагог называет наиболее употребляемые сегодня смыслы понятия “культура”, а учащиеся определяют, какие из названных ими ассоциаций им соответствуют. Основные мысли и определения фиксируются в рабочих тетрадях школьников.
1) Культура как общее интеллектуальное и духовное развитие человека. Здесь важно, чтобы ребята высказали свое мнение о том, что отличает культурного человека и что помогает (или препятствует) ему быть таковым.
2) Культура как творение рук человеческих.
Этому смыслу соответствует уже знакомое школьникам (по урокам истории) широко распространенное определение: “Культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством”. Можно выделить материальную и духовную культуру.

Учитель просит ребят привести примеры материальной и духовной культуры.
3) Культура как образ жизни какой-либо общности людей.
В этой связи интересно проанализировать определение культуры, данное одним американским антропологом: “Культура – это то, из-за чего ты становишься чужаком, когда покидаешь свой дом. Культура включает в себя все убеждения, обычаи, которые высказывают и демонстрируют люди. Когда ты среди людей, с которыми разделяешь общую культуру, тебе не приходится тщательно обдумывать свои слова и поступки, ибо все вы – и ты, и они – видите мир в принципе одинаково, знаете, чего ожидать друг от друга. Но пребывая в чужом обществе, ты будешь испытывать трудности, ощущение беспомощности и дезориентированности…”.
Здесь учитель должен просить школьников высказать свое понимание этого пространного и на первый взгляд запутанного определения. Анализируя его можно прийти к следующим выводам:
во-первых, культура – это образ мыслей (убеждения) и образ жизни (обычаи) людей;
во-вторых, культура – это образ мыслей и образ жизни не всего человечества, а определенной группы людей. Культура – это то, что объединяет данную группу;
в-третьих, культура не только объединяет людей одной общности, но и отделяет их от других групп. Здесь подчеркивается особость культуры, разделяющая людей по культурной принадлежности на “своих” и “чужих”;
в-четвертых, существуют трудности взаимопонимания людей разных культур, причиной которых являются именно культурные различия.
Культуру как образ жизни можно подразделить на культуру этнических, конфессиональных общностей, возрастных, профессиональных, имущественных групп, особо можно выделить молодежные субкультуры.
Далее педагог предлагает детям ответить на следующие вопросы:
что, по их мнению, объединяет людей одной культуры?
и что их отличает от представителей другой? (И объединяет, и разделяет людей то, что составляет основу всякой культуры: это язык (сленг), жесты, символы, одежда, общие ценности, общепринятое поведение).
Затем учитель объясняет особенности культуры традиционных и современных обществ. В традиционных обществах (где ценится точное следование его членов общепринятому образу жизни, коллективным нормам, устоявшимся традициям, религиозным заповедям), обществах консервативных культура замкнута по отношению к другим.
В современных обществах (где первостепенное значение имеют личность, ее интересы и права, возможность свободного выбора ею приемлемого образа жизни), обществах, открытых для проникновения других культур, происходит их смешение и взаимопроникновение. Такое явление получило название “мультикультура”. Мультикультура определяется как сосуществование и взаимодействие в пределах одного общества разнообразных, равноправных и равноценных культур, подразумевающее также и позитивное отношение его членов к этому разнообразию.
3. Закрепление: работа в группах.
Учащимся предлагается разделиться на группы и обсудить (а затем представить свой ответ классу) следующий вопрос: какими качествами должны обладать люди, живущие в мультикультурном обществе?
4. Домашнее задание.
Учащимся вновь предлагается разделиться на три группы (команды) и подготовить следующее задание. Необходимо собрать материал об образе жизни, формах поведения, стилях общения, ценностных ориентациях какой-либо социокультурной группы. Это могут быть этнические, конфессиональные общности, возрастные, профессиональные, имущественные группы, молодежные субкультуры. Подготовить краткий рассказ о них и в интересной форме (игры, театрализации, видеофильмы, фотовыставки и т.д.) представить его классу. В ходе подготовки дети могут получить консультации у учителя по поводу выбора исследовательской темы, источников информации, формы презентации собранного материала.

Словарь урока
Культура:
1) общее интеллектуальное и духовное развитие человека;
2) творение рук человеческих – совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством;
3) образ жизни какой-либо общности людей.
Мультикультура – сосуществование и взаимодействие в пределах одного общества разнообразных, равноправных и равноценных культур, подразумевающее также и позитивное отношение его членов к этому разнообразию.
Субкультура – образ жизни какой-либо замкнутой части общества, основанный на нормах и ценностях, отличающихся от общепринятых.

Павел СТЕПАНОВ,
учитель истории и граждановедения

Калуга

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте