В декабре прошлого года педагогу, просветителю, хормейстеру, композитору и дирижеру, народному артисту России Георгию Александровичу Струве исполнилось 70 лет. За полвека преподавательской работы он воспитал свыше десяти тысяч учеников. Созданная им хоровая студия «Пионерия» объехала с выступлениями более сотни городов России и множество стран. Георгий Александрович – автор уникальной методики обучения хоровому пению детей начиная с трехлетнего возраста.
В разговоре с Георгием Александровичем я постоянно ловил себя на мысли, что все никак не могу поверить в его возраст. Еще ожидая хозяина хоровой студии в фойе крашенного охрой двухэтажного здания, бывшего прежде, видимо, обыкновенной сельской школой, я вдруг увидел порывисто вошедшего, кратко поздоровавшегося со мной и молнией взлетевшего по лестнице на второй этаж подтянутого стройного… чуть не написал молодого мужчину.
Так же стремительно Георгий Струве, двадцатилетний учитель пения семилетней школы поселка Вешняки Московской области, вошел в историю. Тогда он поставил перед собой сложнейшую задачу – возродить песню, русскую певческую культуру и принялся ее решать, не откладывая. Учился – закончил дирижерско-хоровое и теоретико-композиторское отделения музыкального училища при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, класс композиции на правах аспирантуры у профессора Д.К. Кабалевского. Выбрал идеал – Дмитрия Кабалевского, продолжателем и учеником которого Георгий Александрович себя считает. Наконец создал «полигон» – в 1959 году родилась первая в Советском Союзе хоровая студия «Пионерия».
По сути, Георгий Александрович не придумал ничего нового, он лишь заглянул в «закрома», где вместе с пыльными деревянными ложками и матрешками доживала свой век песня, которую певали на завалинках деревенские девки и парни.
– В народе была певческая культура, которая передавалась из уст в уста. Что знала бабушка, то узнавала и дочь. Люди собирались вместе просто для того, чтобы попеть. Россия, в отличие от Запада, пела, а на Западе традиционно слушали орган. У нас всегда ценились люди, которые хорошо поют, танцуют. В деревне «первым парнем» был гармонист. В городах – исполнитель романсов. Поющий человек, особенно умеющий второй голос спеть и подголосок, – это было нормальное явление.
В советское время певческая культура поддерживалась государством: существовала радиопередача «Пионерская зорька», детский певческий репертуар шел по радио и телевидению. В советское время писали песни, которые мгновенно становились народными. Работали специальные детские филармонии. Что сейчас? Сегодня у нас отсутствует правильное отношение государства к музыкальному образованию. Распались филармонии и музыкальные редакции. Не печатаются ноты. Освободившееся пространство заполнилось чужой музыкой, чуждой нам культурой, которая нас разъединяет. В России даже государственный гимн не поют.
Нам еще много досталось из той старой музыкальной культуры. В частности, моему поколению. Мы еще вовсю пели. Недавно я был в Самаре в пансионате. Там собрались пожилые люди, фронтовики. Они целыми вечерами пели, ни разу не повторяясь. У них репертуар огромный! По возрасту они, может быть, что-то из прошлого уже забыли, но память, связанная с песнями, работает безукоризненно. Чувствовалось необычайное возвышенное единение этого коллектива. Не случайно же ни одна религия не обходится без совместного песнопения.
Кто проживет жизнь без песни, подобен слепому, не ведающему, что такое солнце. Психологи подтверждают: положительные эмоции, вызванные совместным пением, молодят человека, настраивают на оптимистический лад. Во время войны бойцы после боя собирались вместе в окопах и пели! Говорят: «Песня – это часть жизни». Нет, песня – это сама жизнь.
«Песня – душа народа», – говорил М.И. Глинка. Сейчас у нас нашу душу отняли. Молодежь не поет совсем. Конечно, пению, как любому делу, надо учиться. Эта культура передается эмпирическим путем от поколения к поколению, как у грузин. Взрослые специально не учатся, а просто садятся за стол и поют. А мальчики стоят рядом и приобщаются. Так идет из поколения в поколение.
Из древности к нам пришла формула: буква – цифра – нота. Владение всеми тремя знаками – признак культурности человека. Еще Платон утверждал, что «человек, не умеющий петь, необразован».
– Что делать, чтобы вернуть пение, Георгий Александрович?
– Вот мы и делаем. 50 лет мы демонстрируем, что певческие способности есть у всех; не способных к пению людей нет. Мы начинаем работать с детьми с трех лет. У нас написана концепция, разработана подробная программа, отработана методика. Речь идет не только об уроке в школе, а о музыкальном воспитании с рождения, с колыбельной матери. Наши ученики не только прекрасно поют, но и знают стихи М.Ю. Лермонтова, С.А. Есенина, А.С. Пушкина… С пением можно выучить и русский язык, и литературу, и иностранные языки (я работал с финнами, которые по такой методике изучают русский). Песней можно объединять разные учебные предметы.
Наши ученики поют многоголосно, как всегда было принято в России. Такое пение создает партнерство. Одноголосное пение соревновательное, а многоголосное – объединительное. Первейшая задача музыкального образования – вернуть душу народную. Наши выпускники становятся взрослыми и приводят сюда своих детей. У нас и на родительских собраниях поют. Например, есть хор пап.
Георгий Александрович не устает терпеливо объяснять, что пение, как любое дело, требует учебы. Особенно трудно учить маленьких детей. Они ни читать, ни писать не умеют. И вот в хоровой студии «Пионерия» придумали особую методику обучения. Она состоит из игровых, наглядных упражнений. Строго соблюдается основной педагогический принцип: от конкретного к абстрактному. В упражнениях хорового сольфеджио объединены три компонента: зрительный, слуховой, двигательный. Используются ручные знаки, которые на начальных стадиях обучения играют роль нот. Семь нот – семь знаков.
Систематические упражнения с ручными знаками, пение по руке (рука как «нотный стан») развивают координацию между голосом и слухом, при этом закладываются основы ладового слуха. Сначала ребята исполняют простые попевки, затем переходят к песням. При разучивании с дошколятами песен Георгий Александрович преследует две цели: выучить произведение и развить навык пения по ручным знакам. Так ребята постепенно готовятся к пению по нотам.
На этапе перехода к пению по нотам «нотным станом» служит левая рука поющего, а указательный палец правой руки показывает местоположение звуков. Например:
Когда по руке хормейстера поют несколько человек или хор, левая рука обращена к поющим.
Дети вслед за руководителем показывают на этом импровизированном нотоносце местонахождение различных звуков.
Методика Струве – это часть большого дела по возрождению песни, которое нашло отражение в программе «Возрождение и развитие российской певческой хоровой культуры», созданной Георгием Александровичем и его единомышленниками и одобренной Комитетом Совета Федерации по делам науки, культуры и образования.
Вот несколько цитат из программы:
«Музыка созидает человека, сохраняет и поддерживает его жизнь. Она лечит не только его душу, но и тело».
«Активное воздействие на ребенка народной и классической музыки с самых ранних лет – важнейшее условие становления и развития его личности».
«Музыка облагораживает человека, но только если в ее основе заложены элементы гармонии, то есть созидающего начала. Но она может явиться и мощным разрушающим фактором, порождающим неконтролируемую агрессию, что мы и наблюдаем сегодня в массовом масштабе на молодежных концертах различного рода рок-групп».
«Иммунитетом против такого негативного воздействия может стать только всеохватное музыкальное образование, вобравшее в себя глубины народной и вершины мировой музыкальной культуры».
Выход? Авторы заложили в программу вполне конкретные предложения:
«…хоровое пение в семье, детских садах и школах, основанное на народных традициях и классической музыке, создающее вокруг детей гармонично звучащее жизненное пространство, способно преодолеть тот хаос, который сегодня захватывает души детей с самого раннего возраста… Именно музыкальное образование на уровне всеобуча, в основе которого лежит массовое приобщение людей, в первую очередь детей, к певческой хоровой культуре, – это один из основных путей оздоровления народа, возрождения национальной духовности и достижения высокого уровня культуры и образованности нации.
И в центре внимания должна быть общеобразовательная школа, поскольку через нее проходят все граждане России».
Георгий Струве, его коллеги действуют как упрямые горные речки, которые, как известно, самый прочный камень «точат». Государство проблема возрождения песни не интересует, значит, нужно работать с отдельными регионами, городами. Георгий Александрович убежден:
– Нам нужна поющая школа. И мы знаем, как ее такой сделать. Сейчас я вернулся из Тольятти. Город целиком принял нашу программу. Будет создан поющий детский сад, поющая школа, будут петь родители и горожане на больших «певческих полях». У нас есть отработанные методики, которые составлены на основе обобщения опыта как нашей, так международной практики.
Я 28 лет руковожу дискуссионным музыкальным клубом «Камертон» при Союзе композиторов. Там докладываются все новации, появившиеся в любом конце страны. Распространять этот опыт мы намерены с помощью Федерации хоров России в виде аудиокассет, компакт-дисков, видеокассет. Человек приезжает к нам, скажем, из Тюмени, забирает материалы и затем у себя проводит семинар, представляет методику.
В современной школе пение должно быть не раз в неделю, а как минимум два. Кроме того, пение должно присутствовать и в других предметах, и во время организованного летнего отдыха детей. Мы уже 50 лет проводим лето в хоровых лагерях. Часто собирали детей в трудовых лагерях: утром работаем, вечером поем.
Наши талантливые музыканты уезжают за границу. Это неудивительно. Сегодня выпускнику музыкально-педагогического факультета, чтобы заработать одну ставку (тысячу рублей), нужно руководить одновременно восемнадцатью хоровыми коллективами. Мужчины ушли из музыкальной школы. Но дело не только в оплате труда, речь идет о возможности реализоваться. Нереализованные творческие способности – вот что страшно. Мне то и дело звонят по телефону то из Европы, то из Америки мои ученики.
Как бы грустно ни было при мысли о неясных перспективах развития дела, которому отдано 50 лет упорного труда, а все-таки радость учеников и последователей Георгия Александровича сильнее. В честь 70-летия Струве в Москве прошла серия концертов. В Большом зале консерватории состоялся авторский концерт. Открыл его Сводный хор, которым дирижировал лично Георгий Александрович. Хор стоял в несколько рядов на сцене, а другие хоровые коллективы разместились на подковообразном балконе, опоясывающим зал консерватории по верху. Когда большой хор грянул «Славим дружбу» со сцены и с балкона, да на голоса, то все присутствующие испытали непередаваемое чувство. Легкие сами собой наполнились воздухом, хотелось петь вместе с ребятами.
Когда в завершение концерта Сводный хор исполнял знаменитую песню Георгия Струве «Моя Россия», то казалось, что сверху, со стены справа уже запели детскими голосами Даргомыжский с Моцартом, а слева – подголосками Мусоргский с Бетховеном.
Уже после концерта в гардеробе солистка одного из детских хоров, небольшая девчушка в фиолетовом платьице, надевая пальто, все не прекращала петь: «У моей России длинные косички, у моей России светлые реснички…»
Комментарии