search
main
0

У методистов – особые задачи

Как ни странно это покажется, в рамках реализации приоритетного нацпроекта «Образование» резко повысился статус методистов, их авторитет в педагогической среде. Победить в конкурсе лучших учителей и инновационных школ хотели многие, но многие же из тех, кто должен был дерзнуть и добиться победы, медлили с подачей заявок.

В самом начале методисты ЗАО решили, что нужно помочь тем, кто по тем или иным причинам не сразу решался на участие в конкурсе в рамках нацпроекта. Поэтому в 2006-2007 учебном году при содействии городского учебно-методического центра «Школьная книга» совместно с представителями Московского центра качества образования в ЗАО провели семинар для руководителей и заместителей руководителей образовательных учреждений по теме: «Действия образовательного учреждения по проектированию программы развития в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование», а также консультации по составлению программы развития образовательного учреждения для конкурсного отбора. В качестве тренировки мы организовали публичную презентацию и защиту программ развития нескольких образовательных учреждений. Методисты ОМЦ изучили итоговые материалы первого этапа проведения ПНПО в Москве и составили методические рекомендации по подготовке документов к конкурсному отбору лучших образовательных учреждений.

Тематика инновационных программ, представленных для конкурсного отбора, отличалась разнообразием, образовательные учреждения решили заниматься такими направлениями, как:

восстановление и развитие здоровьесберегающих технологий;

изменение содержания образования;

развитие личности с определенными качествами. Личностный рост;

разработка государственно-общественной модели управления образовательным учреждением;

разработка социокультурных технологий в образовательном учреждении;

современные способы и процедуры оценки образовательных результатов учащихся;

современные технологии обучения;

создание информационного пространства в образовательном учреждении;

управление качеством образовательного процесса;

создание развивающей образовательной среды для разных категорий детей.

Первоочередной задачей в нашем округе мы считаем создание эффективной структуры распространения передового педагогического инновационного опыта, в основе которого должна быть организация взаимодействия учителей и школ по сетевому уровню, распространение лучших образцов педагогической деятельности как учителей, так и целых педагогических коллективов, ставших победителями конкурсов в рамках ПНПО.

В течение 2006-2007 учебного года мы постоянно привлекали победителей конкурсов в рамках нацпроекта к передаче и представлению своего опыта работы по следующим направлениям:

организация обучающего семинара по составлению программы развития ОУ с участием представителей городского учебно-методического центра «Школьная книга» и участников конкурсного отбора;

общественная презентация программы развития ОУ;

выпуск методических пособий;

участие в проведении традиционного праздника «Дни московского образования на ВВЦ» (оформление экспозиции, предоставление материалов);

участие в разработке информационного стенда на Третьей всероссийской форум-выставке «ГОСЗАКАЗ-2007» (Крокус-Экспо) по инновационному развитию образования в Западном учебном округе;

проведение окружных семинаров в рамках подведения итогов работы ГЭП;

проведение открытых мероприятий с приглашением представителей профессионального сообщества, общественных и гражданских институтов;

выпуск «Сборника программ развития победителей конкурса общеобразовательных учреждений».

Подводя итоги второго этапа реализации ПНПО в округе, следует отметить в целом успешное участие образовательных учреждений, педагогических работников и учащихся Западного учебного округа в конкурсах на денежное поощрение в рамках ПНПО. По двум позициям ПНПО представлены победители – школы №№323, 804, 843, 887, 1012 (ЦО 1436), 1131 (ГОУ гимназия №1584), 1134 (ЦО №1434), 1400, 1741, ГОУ гимназии №№1541, 1542, 1543, ГОУ ЦО №1436, НОУ «Ломоносовская школа», начальная школа – детский сад №1 «Сказка». Причем по количеству учителей, награжденных премией Президента РФ, лидируют гимназия №1542 (3), ЦО 1317 (3), школы №№1131 (ГОУ гимназия №1584) (3), 1741 (3), а также НОУ «Ломоносовская школа». По количеству учителей, отмеченных грантом Москвы, лучшим был ЦО №1436 (СОШ №1012)(4), по 3 человека представили гимназии №№1541, 1542, 1543 и НОУ «Ломоносовская школа». По количеству премий для поддержки талантливой молодежи лидирует гимназия №1543 (11 человек). Выплата ежемесячных денежных поощрений классным руководителям осуществлялась в рамках направления «Повышение уровня воспитательной работы в школах». В сентябре 2007 года вознаграждение получили 2898 классных руководителей (в сентябре 2006 года данное вознаграждение установлено 3002 работникам). Сумма выплат в месяц за счет средств федерального бюджета с начислениями составляет 3 млн. 270 тыс. руб. (в 2006 году – 3 млн. 364 тыс. руб.), при этом из бюджета города доплаты за классное руководство – 20% от ставки педагога – составляют ежемесячно 8 млн. 966,8 тыс. руб. (в 2006 году – 6 млн. 6 тыс. руб.). За 10 месяцев 2007 года классным руководителям выплачено 32 млн. 395 тыс. руб. С сентября 2007 года, как и в 2006 году, вознаграждение выплачивается и за осуществление классного руководства в двух классах. В сентябре 2007 года 1618 педагогов (в 2006 году – 1585 педагогов) осуществляли классное руководство в классах наполняемостью 25 и более учащихся, что составляет 55% (2006 год- 53%) от общего количества классов, за которые производится доплата; при этом 538 классов (18,6%) имеют наполняемость меньше 20 человек (2006 год – 20%).

Для выявления изменений, происходящих в Западном учебном округе в связи с проведением конкурсов ПНПО, степени осведомленности педагогических работников и уровнем их заинтересованности, методисты ОМЦ провели независимое выборочное анкетирование 300 учителей и администрации школ на тему: «Влияние ПНПО на развитие инновационной деятельности в школьном образовании».

По результатам анализа анкеты было выявлено, что за короткий срок реализации ПНПО 41% опрошенных педагогических работников отмечают очень большие и большие изменения, произошедшие в системе образования за последнее время; 34% выделяют средние и 25% не заметили практически никаких изменений. При этом изменения, связанные с ПНПО в округе, отмечены участниками опроса как в основном позитивные (73%).

Оценки возможностей, способствующие развитию образовательной системы, распределились по трем основным критериям («большие возможности», «ограниченные возможности», «затрудняюсь ответить») следующим образом соответственно:

– для повышения заинтересованности работников образовательных учреждений в достижении высоких результатов (48%, 18%, 3%);

– для повышения профессионального уровня педагогов (57% , 13%, 5%);

– для обновления технологий обучения и воспитания (40%, 8%, 12%);

– для модернизации материально-технической базы образовательного учреждения (49%, 5%, 2%);

– для обновления содержания образовательных программ (32%, 19%, 2%).

Участникам опроса предложено было оценить использование своим образовательным учреждением резерва возможностей для развития в условиях реализации ПНПО. Оказалось, что 49% человек отмечают использование своей школой полного объема имеющихся возможностей, 16% отмечают лишь небольшую часть используемого резерва.

Опыт лучших педагогов округа был представлен всей педагогической общественности. Эти учителя активно принимают участие во всех мероприятиях окружного уровня, будучи при этом:

консультантами учащихся по подготовке к ЕГЭ;

экспертами по ЕГЭ;

организаторами и членами жюри предметных олимпиад III этапа (окружного) Московской региональной олимпиады;

разработчиками и экспертами олимпиадных заданий (составление базы данных);

участниками обучающих тренингов по подготовке команды учащихся 5 – 11-х классов к выступлению на городском этапе конкурса «Московский интеллектуальный марафон»;

членами окружного и городского советов по экологическому образованию;

участниками окружных, городских семинаров по обмену передовым педагогическим опытом и повышению квалификации учителей;

членами жюри конкурсов и конференций учащихся («Эврика», «Ученик года»);

консультантами при подготовке учителей к профессиональным конкурсам («Учитель года», «Молодые – молодым»);

членами экспертных групп по аттестации педагогов на первую квалификационную категорию;

членами инициативной группы по обсуждению стандартов образования.

Светлана МИЛЯЕВА, директор Западного окружного методического центра

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте