В Центре образования №1470 Северо-Восточного округа прошло большое совещание с представителями школ и гимназий округа, занимающимися вопросами профориентации в своих образовательных учреждениях, вузов, колледжей, управления образования, методического центра. Перед участниками совещания выступили заместитель начальника Северо-Восточного окружного управления образования Любовь Корешкова и директор окружного учебно-методического центра Елена Аврутина. Завершилось совещание торжественным награждением учителей грамотами Северо-Восточного окружного управления образования за создание системы индивидуальной работы со школьниками по их профессиональному самоопределению. В числе награжденных замечательные учителя математики Лидия Савельева (школа №237) и Елена Алферова (школа №961); учитель физики Павел Дубовский (школа №299); учитель географии Мария Павлова (школа №962); учителя экологии Татьяна Тугиминцова (школа №240) и Ольга Полякова (гимназия №1518); учителя биологии и экологии Валентина Колесникова (гимназия №1506) и Тамара Мельникова (№1095).
Елена АВРУТИНА, директор окружного учебно-методического центра:
– Большие перемены в отечественном образовании, связанные в том числе с принятием проекта национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», в конечном итоге нацелены на совершенствование подготовки современного молодого человека – выпускника школы к принятию решения о собственной профессиональной карьере и путей ее достижения.
Способствовать решению задачи самоопределения школьника необходимо через построение его индивидуальной траектории развития. В округе имеется собственная выстроенная и развивающаяся система работы по профориентации, отображенная в:
окружной программе профориентационной работы с учащимися образовательных учреждений;
плане методического центра по профориентации школьников на 2009-2010 учебный год.
Для реализации этих планов необходимо объединение в систему работы по профессиональной ориентации детей городской и окружной власти, школы, родительского актива, общественности, СМИ.
В каждом образовательном учреждении должна быть выстроена система профориентации, включающая:
пропаганду знаний о профессиях, нужных городу, округу, перспективных для успешной карьеры;
психолого-методико-педагогическое сопровождение развития личности школьника, помощь в выборе профессионального направления.
Исходя из этого определяются основные цели:
ознакомить ученика с миром существующих профессий:
добиться того, чтобы к моменту завершения обучения в школе учащиеся могли сделать осознанный выбор своего профессионального направления в жизни с учетом своих индивидуальных особенностей, то есть подвести их к необходимости собственной оценки готовности к выбранной профессии.
Знакомство с миром существующих профессий, конечно, должно начинаться с обычного школьного урока, то есть проводниками профориентационных идей в школах должны быть не только школьные психологи или социальные работники, но и, что особенно важно, учителя-предметники. Кто, например, лучше учителя химии может рассказать о химии и профессиях, связанных с этим предметом?
Под эту цель выстроена и система работы методистов с учителями – средствами урока: расширение кругозора учащегося, примеры применения знаний предмета на практике. Это:
интегративные проекты: союз нескольких предметов на уроке и во внеурочное время;
знакомство с предприятиями в различных сферах производства;
взаимодействие с родительской общественностью. Привлечение родительской общественности с рассказами о профессиях на внеурочных мероприятиях, организация экскурсий на предприятия, общественных практик и т. д.
Наиболее удачно, продуманно и эффективно ведут эту работу учителя следующих школ округа: №№237, 240, 283, 751, 962, 1414, гимназий №№1506, 1518,1572.
Профильное обучение – одно из ключевых направлений модернизации системы российского образования. Внедряемая с 2006 года система профильного обучения напрямую связана с профессиональным самоопределением учащегося, так как позволяет учащемуся за счет права выбора учебных предметов и преподавателей развивать и реализовывать свои способности.
Всего в округе в профильном обучении и предпрофильной подготовке заняты 1053 учителя:
– в возрасте от 35 до 60 лет – 78% учителей;
– с высшей категорией – 58% учителей;
– все учителя округа, работающие в профильных классах, прошли курсы повышения квалификации в учреждениях: МИОО, МГППУ, МГПУ, МГТУ им. Н.Э.Баумана, МПГУ, АПК и ППРО.
В профильных классах округа работают:
5 докторов наук (№№237, 756, 1482, 1565, 1518);
78 кандидатов наук.
Созданы условия для профессиональных проб и социальных практик, в этой связи необходимо отметить работающие в округе программы профессионального самоопределения «Мой выбор» и «Я выбираю профессию».
Вместе с тем необходимо отметить, что только 60% выпускников сдавали ЕГЭ по выбранному профилю, что показывает необходимость расширения сети элективных курсов. Отмечу школы, активно работающие в данном направлении: №№410, 529, 655, 752, 757, 758 и др.
Предпрофильная подготовка – система, позволяющая школьнику адекватно оценить свои возможности и потребности для дальнейшего выбора профиля обучения. Эффективность данной системы показывают школы №№237, 245, 283, 308, 751, 752, 962, 1099, 1122, 144.
Все учреждения, готовые к деятельности в режиме базового учреждения по профильному обучению, имеют ресурсное обеспечение: кадровое, материально-техническое, методическое. 10 школ округа выбраны в качестве базовых по профориентационной работе с учащимися. Это школы №№237, 245, 283, 308, 751, 752, 962, 1099, 1122, 1449.
Во всех школах с профильным обучением должно быть налажено сотрудничество с вузами и колледжами округа и города в целом, что будет способствовать развитию преемственности общего и профессионального образования различного уровня, даст возможность учащимся иметь живое общение с научными сотрудниками, вести с ними совместную проектную и исследовательскую деятельность, получать консультирование при подготовке к олимпиадам и конкурсам, а также получить практику использования профессионального лабораторного оборудования вузов и колледжей. Десятки школ сотрудничают с такими вузами, как: Московский государственный технологический университет «Стакин», Московский государственный строительный университет (МИСИ), Московский городской педагогический университет, Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ), Московский городской педагогический университет, Государственный университет – Высшая школа экономики, Московский государственный технический университет им. Баумана, Российский государственный технологический университет им. К.Э.Циалковского и др. Интересный опыт сотрудничества с колледжами отмечен в школах №№263, 264, 276, 309, 963, 1470.
Заслуживает внимания совместная работа ОУМЦ и МГТУ «Станкин». «Школа юных» учит детей 7-11-х классов готовить проекты по физике и математике. Итог работы – защита детских учебно-исследовательских проектов на окружных и городских научно-технических конференциях по математике и физике. Призеры этих конференций получают право поступления в вуз на льготных условиях, а тезисы работ учащихся (108 из 47 школ в прошедшем году) публикуются в журнале «Сигма», издаваемом совместно с УМЦ округа и МГТУ «Станкин» в типографии университета. Лучшие работы представляются на ежегодной выставке «Дни московского образования на ВВЦ». Необходимо отметить наиболее активные школы: №№237, 255, 283, 410, 606, 961, 962, 969, 1370, 1414, 1506, 1572.
Научные общества учащихся (НОУ) способствуют интеллектуальному развитию школьников, их творческой самореализации, познавательной активности и стремлению практического применения получаемых знаний, и, как следствие, содействуют профориентации учащихся на основе их научно-исследовательской и проектной работы. Вот далеко не полный список НОУ в школах и гимназиях округа:
«Малая академия наук» – гимназии №№1518, 1554;
«Исследователь» – гимназия №1573;
«Росток» – школа №237;
«Яблоки Ньютона» – школа №274;
«Поиск» – школа №961;
«Что, как, почему – разберусь и объясню» – школа №259;
«Цветы на асфальте» – школа №1201;
«Механик» – центр образования №1486;
«Интеллект» – школа №301;
«Омега» – центр образования №1099;
«Гимназист» – центр образования №1499, школа №1573;
«Мыслитель» – школа №263;
«Эврика» – центр образования №1449;
«Центр научно-исследовательских разработок учащихся» – школа №1537;
«Научное общество школьников» – школа №1237;
«Ученическое научно-исследовательское общество» – лицей №1568;
«МАГИ» – гимназия №1565;
«Ученический ученый совет» – школа №139.
В рамках исследовательской работы учащиеся принимают участие в научно-технических и исследовательских конференциях, конкурсах, выставках. Учащиеся лицея информационных технологий №1537 на протяжении нескольких лет становятся успешными участниками Всероссийского научно-практического конкурса молодых исследователей, действующего в рамках программы «Шаг в будущее». Три ученика этого лицея в этом году стали дипломантами Московской открытой конференции школьников «НТТМ-Москва-2009».
Вопросы профессионального самоопределения ребят многоаспектны, а поэтому предполагают разнообразные методы работы, в том числе и экскурсионную деятельность на высокотехнологичные предприятия, объекты социальной значимости, которые позволяют расширить круг знакомства с профессиями. В школах округа проводятся уроки «Знакомство с миром востребованных профессий», ознакомительные экскурсии в профессиональные учебные заведения и на предприятия города. Во многих образовательных учреждениях округа эта работа выстроена грамотно и системно, с учетом и возраста, и интересов детей. И опять необходимо отметить, что колоссальные возможности кроются во взаимодействии ОУ с местной районной властью и родительской общественностью.
Значительную роль в профессиональном самоопределении учащихся играют уроки технологии в 5-9-х классах как возможность знакомства с очень широким кругом профессий социальной значимости. Особой заботой ОУ должно стать определение тех модулей, программ, оборудования, использование которых позволит полнее ознакомить ребят с разными инструментами и технологиями. Нужно отметить школы, которые бережно сохранили оборудование для материальных технологий и активно используют его в системе работы: №№230, 293, 1236, 1374, 1470, 1506.
Интересно построена работа в Центре образования №293 (директор Александр Глозман), который имеет отлично оборудованные мастерские, включающие самую настоящую кузницу! В этнографическом музее «Школьное подворье», который по праву носит название музея-мастерской, учащиеся школы не только собирают старинные экспонаты в экспедициях по Подмосковью, но и занимаются их реконструкцией, а в ходе реконструкций – исследовательской работой. В одном ряду со столетними самоварами, утюгами и прялками, авторскими работами мастеров декоративно-прикладного искусства соседствуют работы, сделанные руками учеников Центра образования. В музее сохранены предметы детского творчества не одного поколения учеников школы. Более того, это семейный музей, потому что в его создании принимают активное участие семьи учеников.
Особую роль в знакомстве школьников с миром существующих профессий играет дополнительное образование. Система профессиональной ориентации, организованная в учреждении дополнительного образования детей, основана на принципах актуализации саморазвития личности школьника, свободы выбора занятия – на том, что мы называем «по душе».
В Северо-Восточном округе 19 учреждений дополнительного образования ведут профориентацию по направлениям:
Научно-техническое – 10 ОУ.
Естественно-научное – 4 ОУ.
Эколого-биологическое – 12 ОУ.
Социально-педагогическое – 16 ОУ.
Культурологическое – 15 ОУ.
Художественно-эстетическое – 18 ОУ.
Военно-патриотическое – 4 ОУ.
Спортивно-техническое – 5 ОУ.
Физкультурно-спортивное – 8 ОУ.
ЦДЮТТ «Пилот» имеет полувековую историю по воспитанию и подготовке молодежи в технических и спортивно-технических направлениях: авиамоделирование, автоконструирование, стендовое моделирование, техническое макетирование, автобезопасность, радиоэлектроника, автодело, мотодело, картинг. Воспитанники ЦДЮТТ не только развивают навыки конструирования, но и получают возможность эксплуатировать технику, созданную своими руками, а также успешно принимают участие в соревнованиях различных уровней.
Огромное значение в становлении школьника как личности имеет деятельность психологических служб разных уровней, которые осуществляют:
профессиональное консультирование – предоставление рекомендаций учащимся о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики;
психологическую поддержку, используя методы, способствующие снижению психологической напряженности, формированию позитивного настроя и уверенности в будущем.
Оценить свою готовность к выбранной профессиональной деятельности учащиеся могут, участвуя в олимпиадах, конкурсах, конференциях, фестивалях.
Образовательные учреждения СВАО участвуют в:
Московской городской научно-исследовательской конференции «Открытие»,
Открытой Московской естественно-научной конференции «Потенциал»,
Всероссийской конференции «Научно-техническое творчество молодежи»,
Всероссийской научно-технической конференции «Юниор»,
Всероссийском конкурсе юношеских исследовательских работ «Чтения им. В.И.Вернадского»,
Конференции школьников «Форум Молодых Исследователей»,
Московской городской научно-технической конференции «Электронная Россия: выбор молодых» и других форумах.
Окружные научно-практические конференции учащихся:
Научно-техническая конференция «Ты – человек! И ты за все в ответе!»,
Окружная конференция «Математика: знание и реальность»,
Детский компьютерный фестиваль,
Окружная научно-практическая конференция «Новые информационные технологии в образовании»,
Фестиваль искусств «Свет моей Родины. Москва. Северо-Восток»,
Окружная интеллектуальная экологическая игра «Ромашка»,
Окружная интеллектуальная игра по химии «Химический марафон»,
V Окружной конкурс инструментальной музыки,
Окружная научно-практическая конференция «Отечественные войны. Страницы ратной славы России».
В ноябре 2008 года состоялось заседание окружного методического совета, на котором приняты решения о необходимости разработки и внедрения во всех образовательных учреждений округа портфолио учащегося как способа фиксирования, накопления и оценки личностных достижений школьника за период его обучения.
Основное назначение портфолио старшеклассника – собрание наиболее полных сведений не только о полученных знаниях, умениях и навыках выпускника, но и о его личных достижениях, что он реально умеет и как в дальнейшем сможет реализовать свой накопленный за время обучения в школе интеллектуальный и социальный потенциал. Эта работа получила развитие во многих школах округа, но необходимо отметить школы и гимназии №№306, 962, 1099, 1220, 1411, 1491, 1518, 1565.
Психологи Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции «На Снежной» Е.Гурова и О.Голерова разработали и опубликовали методические пособия: «Профориентационная работа в школе: Методическое пособие», «Выбор профессии – дело семейное? Пособие для учителя». Авторы рассматривают роль каждого из участников этого процесса: что могут и должны сделать учителя, какова роль семьи, какая ответственность лежит на подростках; дают практические рекомендации педагогам, предлагают анкеты и методики, которые помогут классному руководителю организовать профориентационную работу с подростками и подготовиться к родительскому собранию на эту тему.
По программам проведено обучение психологов и социальных педагогов округа, и они широко используются в школах СВАО. Школы, в которых психологи достаточно успешно работают с детьми, – №№240, 293, 1565; с семьей – №1449, с учителями – №1518.
Понимая высокую общественную и социальную значимость профориентационной работы, информационные службы ОУМЦ размещают необходимую информацию на официальном сайте методического центра:
методические рекомендации по организации профориентационной работы в школе,
информационные материалы о проводимых ярмарках вакансий в городе и других профориентационных мероприятиях,
полезные ссылки на центры труда и занятости молодежи Москвы, на сайты вузов, колледжей и др.
Вместе с тем необходимо отметить, что предстоит еще большая работа по совершенствованию работы по профориентации в округе. Для этого есть необходимый методический и научный потенциал, есть понимание проблем и стремление к их успешному разрешению.
Комментарии