search
main
0

У меня болезнь – виртомания…

Становится все более очевидно, что экран для современного ребенка является не столько информатором и источником построения картины мира, сколько ее конструктором, агрессивно программирующим образ жизни, «новую мораль» и систему ценностей. Предельно рельефно трансформация детской картины мира в последние годы заметна по детским рисункам. Посмотрите на рисунки, представленные детьми одной из школ Подмосковья на конкурс «Салют Победы», посвященный Великой Отечественной войне. Этот конкурс предваряла большая подготовительная работа взрослых: рассказы ветеранов войны, изучение истории войны на уроках, чтение книг, демонстрация фильмов о войне и пр. После нескольких недель такой подготовки дети принесли свои рисунки. Вот два из них.

Окончание. Начало в №21

Вот что в сознании наших детей, заметим нормальных детей из нормальных семей, ассоциируется со святой для всех нас темой войны, вот что забито в их головы и сердца. Когда ошеломленная учительница спросила девочку, глядя на портрет убийцы-маньяка из фильма: «Это разве герой войны?», получила ответ: «А разве не похоже? Ребятам понравилось».

«Мне надо ребенков!»

За последние всего 5-7 лет возникла целая субкультура приверженцев компьютерных игр: издаются специальные газеты и журналы, действуют клубы, в которых игроманы-виртоманы общаются на своем языке, имеют свою символику, клички – никнеймы, собираются в «кланы»…

Как правило, клубы посещают 2/3 детей, имеющих компьютер дома или у друзей. Скорее всего дело не только и не столько в наличии, как теперь говорят, «железа» как технического средства. Потребность ребенка в общении с себе подобным никуда не делась с разгромом детских организаций, с уничтожением домов творчества, студий, станций юных техников и натуралистов и т.д. Как сказал один пятилетний мальчик любящей и любимой маме, которая не пускала его во двор из благих соображений безопасности: «Мне надо ребенков, а ты не ребенок!» Детям всех возрастов нужно сообщество сверстников. Детское сообщество, детская субкультура – равноправный институт воспитания ребенка на протяжении тысячелетий, не меньше, чем семья. Именно она дает так необходимое ребенку ощущение подлинного равенства – горизонтальную плоскость отношений с миром. Именно она накопила несметное богатство детского фольклора: считалки, дразнилки и мирилки, песенки и загадки, традиционные коллективные игры по принципу «Один за всех и все за одного», которые сейчас тихо погибают, потому что прервалась традиция передачи их от одного детского поколения к другому. Дети перестают играть. Что бы вы сказали, если птицы перестали бы петь, цветы – цвести, а зайцы – прыгать? Поэтому они находят иные формы совместной деятельности, которые им предоставляет культура взрослых, мы с вами. Одни находят подвалы и чердаки, другие – компьютерные клубы и интернет. Неизвестно, что лучше, вернее, что хуже.

…Когда-то мой 15-летний сын заявил, что уйдет на ночь в компьютерный клуб. Сердце защемило, мгновенно промчались десятки вариантов ужаса: от красных глаз, зеленого лица поутру, двоек в школе и глухого молчания дома – до наркотических колючих глаз и суицида. Господи, помилуй! И тогда я, внутренне собравшись и со всей решимостью тихо сказала: «Домой оттуда не возвращайся. Ищи себе другую маму». Он замер. Это подействовало. Страх, что он развернется и уйдет, появился позже – липкий и безобразный. А потом был совместный поход на концерт, задушевные разговоры по вечерам. Я поняла тогда, что он хочет уйти из дома, значит, я чего-то ему недодала. Любви и понимания – прежде всего.

Конечно, это крайний метод. И не с каждым подростком он пройдет, но контроль за компьютерными клубами и на уровне властей, и нашими, родительскими, силами необходим. Только объединение усилий родителей, школы, властей по контролю за деятельностью этих «заведений» с одной стороны, и полноценным личностным общением дома и в школе – с другой, помогут нам в борьбе с «компьютерным синдромом». Наверное, каждая семья найдет свои методы, если захочет.

Когда-то, не так давно, в Министерстве образования существовал Экспертный совет по игрушке, правда, в новом составе ему места не нашлось. Аналогичные советы или комиссии были во всех регионах. Не берусь судить об эффективности их работы, но необходимость медико-психологической экспертизы компьютерных игр с определенными властными полномочиями назрела чрезвычайно. Какие новые игры появятся завтра?

…Есть такое совсем новое понятие – Бэта-тестер. По-простому: это ребенок любого возраста, который пробует, т.е. тестирует новые компьютерные и интернет-технологии, а также компьютерные игры с точки зрения юного пользователя, и все свои замечания отправляет разработчикам. Говорят, даже за умеренную плату. Такой «интернет-испытатель» от 5 до 10 лет.

А мне как детскому психологу хотелось бы увидеть воочию, что же происходит с душой (ведь психология – наука о душе!) такого компьютерного ребенка. Как это скажется в будущем на его отношениях с престарелыми родителями и своими детьми, захочет ли он их иметь (детей, разумеется). Будут ли у него верные друзья, будет ли он гордиться своей родиной и заботиться о ее процветании.

Вера АБРАМЕНКОВА, доктор психологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Психологического института РАО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте