В современной школе все чаще и чаще встречаются люди, называющие себя старшими вожатыми или кураторами ученического самоуправления. Но кто они на самом деле: пережитки прошлого или новаторы, развивающее стратегически важное направление?
Для начала необходимо разобраться с пониманием того, а кто же такой куратор (он же тьютор). Это человек, который НАБЛЮДАЕТ за ходом работы чего-либо или кого-либо. Он не вмешивается в сам процесс работы, а создает условия, в которых каждый ученик может развивать в себе таланты. Таким образом возникает потребность в использовании технологий, которые помогают ему в работе. Отличается ли старший вожатый от педагога, который ведет уроки для разных классов совершенно по разным темам? Нет, основная задача преподавателя, курирующего ученическое самоуправление, – воспитать и развить у обучающихся чувства патриотизма, долга и любви перед своей Родиной, сформировать у обучающихся компетенции в сфере управления, тайм-менеджмента, диалога и коммуникации.Основной принцип куратора – включение всех учащихся в разные проектные группы – команды ad hoc (временные группы). В деятельности нашей команды ученического самоуправления «Гимназическая республика» этот принцип возведен в основу. Только задействовав всех учащихся, можно перейти от образовательной парадигмы к деятельностной. Например, в школе необходимо организовать работу школьного пресс-центра, желающих участвовать в работе очень много, и обеспечить эффективность действий достаточно трудно. Куратор ученического самоуправления в этом случае выступает в качестве координатора и предлагает учащимся разбиться на проектные группы: команда №1 отвечает за выпуск бюллетеня, команда №2 – за фотовидеосъемку мероприятий, команда №3 готовит видеоролики. Таким образом происходит включение всех желающих (активных и не очень), например, в участие в школьных опросах, программах, акциях, а в целом – в изменение образовательного пространства учреждения.Куратор может использовать и системно-деятельносный подход в обучении. Главный принцип тут заключается в том, что каждый учащийся не объект, а субъект образовательного процесса. В известном примере школу сравнивают с рестораном. Традиционный взгляд гласит: учитель – шеф-повар, ученик – клиент, еда – знания. Главное отличие деятельностного подхода в том, что ученик – поваренок, подмастерье, тот, кто вместе с учителем готовит блюда – знания.Важно в деятельности куратора УС создание условий для эффективной работы команды, самое значимое из них – выделение школой отдельного пространства творчества и инициатив – кабинета ученического самоуправления. Это не должен быть кабинет куратора или кабинет какого-либо классного коллектива, это небольшое помещение, оборудованное компьютером, принтером и сканером, которое учащиеся будут обустраивать самостоятельно. Но необходимо понимать, что нельзя просто так выделить ребятам кабинет для непонятных нужд. Он должен стать результатом успешной деятельности команды ученического самоуправления. Это позволит сформировать чувство ответственности за место, в котором ты обитаешь, у всех членов команды (важно то, что под этим местом подразумевается вся школа, а не только кабинет ученического самоуправления), организовать систематические встречи учащихся – собрания, на которых будут решать проблемы команды.Необходимо использовать технологию витагенного обучения, когда в основе лежит личный опыт учащегося, который способен помочь в принятии определенных решений, нормативно-правовую базу в развитии органа ученического самоуправления, ведь в деятельности органа самоуправления большую роль играет именно организация качественной нормативно-правовой базы, четко структурированной и не соответствующей типовым примерам. Как сделать уникальные документы? Предоставить учащимся право самим подготовить их, возможность написать протокол собрания актива поможет учащимся в дальнейшей жизни, поскольку шаблон построения одинаковый.Важно освещение деятельности команды в социальных сетях и средствах массовой информации, использование такого важного ресурса развития команды, как СМИ, например, публикации в газетах готовят учащихся к будущим экзаменам, написанию итогового сочинения и поступлению в вуз, так как ученик нарабатывает навык письменной грамотности. Создание сетевых сообществ школ Москвы, организация в них работы с кураторами ученического самоуправления для повышения компетенций в сфере государственно-общественного управления образованием имеет свою уникальность – школам предоставлена возможность в выборе своих лидерских ориентиров и курировании этих направлений в сетевом пространстве на добровольной основе.Таким образом, уровень когнитивных способностей обучающихся возрастает, возникает и интерес к участию в разных конкурсах, направленных на развитие личности обучающегося. Вследствие этого появляются личные достижения учеников, мотивирующие их к обучению, после этого возрастают и предметные достижения и образовательные потребности. Такой принцип и подразумевает Федеральный государственный образовательный стандарт.Владимир КОЗИК, куратор ученического самоуправления гимназии №1595, победитель (2-е место) городского конкурса профессионального мастерства «Вожатый и его команда»
Комментарии