search
main
0

У кого и чему учиться? ​Мнение

Долгие годы никто внутри страны не сомневался в высочайшем качестве советского образования. В последние десятилетия руководство отрасли, активно изучая передовой заграничный опыт, внедряет его элементы в российскую школу; это часто дает положительный результат, а наши иностранные коллеги многозначительно одобрительно кивают.

В начале апреля этого года лучшие (по версии Всероссийского конкурса «Директор школы-2013») директора школ России в рамках образовательной стажировки, устроенной Общественным фондом «Вольное дело», посетили с визитом Финляндию. Эта страна была выбрана организаторами, вероятно, потому, что в последние годы финская система образования показывает высокую результативность, занимая первые места по итогам мониторинга PISA…Оказалось, что есть вопросы, на которые финские коллеги отвечают неохотно или которые им непонятны. Один из них:  что такое инклюзивное образование в финской школе? Декларируемая открытость школы для всех граждан независимо от их особенностей, к сожалению, лишь декларация. В общих школах Финляндии (аналог общеобразовательных в России) нет обучающихся с так называемыми особыми интеллектуальными возможностями, не говоря уже о более сложных особенностях. По словам финских коллег, для таких детей есть специальные школы, а инклюзивное образование – это созданное по указанию государства наличие возможности обучаться в общей школе только детям с проблемами в передвижении. Из семи школ разного уровня и формы собственности, которые мы посетили, лишь в одной обучается ребенок, передвигающийся в инвалидной коляске.Примечательно, что наши вопросы на эту тему вызывали у финнов некоторое эмоциональное напряжение и дискомфорт, которые, как показалось, были обусловлены отстраненностью «здорового общества» от людей с особенностями. Окончательно утвердиться в этой мысли помог ответ одного из руководителей «прикладной школы» (аналог профтехучилища в России), который сказал, что государству невыгодны низкотехнологичные и малоэффективные рабочие места для инвалидов – государству проще содержать инвалидов. Приоритет ценностей природосообразности и комфортности жизни, с одной стороны, и «специфического гуманизма» по отношению к особым людям – с другой, обусловливает, вероятно, высокие результаты в уровне мотивации обучающихся, но при этом финскую школу не назовешь социальным институтом, формирующим гуманистические ценности.Нам есть чему у них учиться, и им есть чему поучиться у нас!Денис БУХАРОВ, директор школы №13 Приморского района Санкт-Петербурга, победитель Всероссийского конкурса «Директор школы-2013»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте