search
main
0

У каждой должности свои требования. Квалификационные характеристики: особенности применения и новации

Минздравсоцразвития России своими приказами утвердило квалификационные характеристики должностей работников образования, а также руководителей и специалистов вузов. Оба приказа по настоянию Общероссийского профсоюза образования прошли регистрацию в Минюсте. Что нового появилось в квалификационных характеристиках? На что следует обратить особое внимание при их применении? Можно ли уволить работника, чей уровень квалификации не соответствует установленным требованиям? Эти и другие вопросы на наших страницах, как всегда, разъясняют эксперты Центрального совета профсоюза.

КОММЕНТАРИЙ к разделам Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих «Квалификационные характеристики должностей работников образования» и «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования»Приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. №761н1  и от 11 января 2011 г. №1н2  утверждены разделы Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих «Квалификационные характеристики должностей работников образования» и «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования» (далее сокращенно – приказ Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. №761н и КХ должностей работников образования; приказ Минздравсоцразвития России от 11 января 2011 г. №1н и КХ должностей работников вузов).При этом следует напомнить, что Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, который содержит квалификационные характеристики должностей работников, занятых на предприятиях, в учреждениях и организациях, в том числе общеотраслевые квалификационные характеристики должностей служащих, предусмотренные в разделе I, утвержден постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. №37 (с последующими изменениями и дополнениями).Во исполнение статей 57 и 143 Трудового кодекса РФ постановлением Правительства РФ от 31 октября 2002 г. №787 «О порядке утверждения Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» установлено, что Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (далее сокращенно – ЕКС) состоит из квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и служащих, содержащих должностные обязанности и требования, предъявляемые к уровню знаний и квалификации руководителей, специалистов и служащих.Разработкой ЕКС занимается Минздравсоцразвития России совместно с федеральными органами исполнительной власти, на которые возложены управление, регулирование и координация деятельности в соответствующей отрасли (подотрасли) экономики. Постановлением Минтруда России от 9 февраля 2004 г. №9 утвержден Порядок применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих.Приказы Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. №761н и от 11 января 2011 г. №1н изданы взамен, соответственно, приказа Минздравсоцразвития России от 14 августа 2009 г. №593 и приказа от 30 октября 2009 г. №858, признанных утратившими силу.Основанием для отмены приказов Минздравсоцразвития России от 14 августа 2009 г. №593 и от 30 октября 2009 г. №858, которыми были утверждены разделы ЕКС по должностям работников образования и должностям руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования, явилось то, что они в установленном порядке не были направлены на государственную регистрацию в Минюст России.Необходимость в государственной регистрации приказов, утверждающих квалификационные характеристики должностей работников по видам экономической деятельности, была установлена Минюстом России после их правовой экспертизы, проведенной по запросу Общероссийского профсоюза образования, поскольку они содержат нормативные предписания, определяющие должностные обязанности работников и требования, предъявляемые к уровню их знаний и квалификации.К примеру, для аттестации педагогических работников, проводимой с целью подтверждения их соответствия занимаемой должности, квалификационные характеристики служат основанием для формирования на педагогического работника соответствующего представления работодателя, которое должно содержать мотивированную всестороннюю и объективную оценку его профессиональных и деловых качеств, а также результатов профессиональной деятельности. Если на основе сведений, содержащихся в представлении, педагогический работник будет признан не соответствующим занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации, то это может послужить основанием для его увольнения по подпункту «б» пункта 3 статьи 81 Трудового кодекса РФ (далее сокращенно – ТК РФ).Требования к квалификации, предусмотренные квалификационной характеристикой, могут служить также и основанием для отказа претенденту на вакантную должность в заключении трудового договора, если уровень квалификации работника не будет соответствовать установленным в них требованиям.Нормативный характер требований, содержащихся в квалификационных характеристиках, вытекает также из статьи 57 ТК РФ, которая предусматривает, что если с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.I. Статус, особенности и сфера применения квалификационных характеристик должностей работников образования и должностей руководителей и специалистов вузовКвалификационные характеристики должностей работников образования и должностей руководителей и специалистов вузов, как и все другие квалификационные характеристики должностей, содержащиеся в ЕКС, являются обязательными для применения в учреждениях и организациях различных отраслей экономики независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и предназначены для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений, обеспечением эффективной системы управления персоналом учреждений и организаций.Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» состоит из четырех разделов: I – «Общие положения», II – «Должности руководителей», III – «Должности педагогических работников», IV – «Должности учебно-вспомогательного персонала».Раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования» также состоит из четырех разделов: I – «Общие положения», II – «Должности руководителей», III – «Должности профессорско-преподавательского состава», IV – «Должности работников административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала».1. Раздел «Общие положения» квалификационных характеристикВ разделах «Общие положения» КХ должностей работников образования и КХ должностей работников вузов установлено, что требования, предъявляемые ЕКС к работникам образования, направлены на повышение результативности их труда, трудовой активности, деловой инициативы и компетентности, наиболее полное использование их профессионального и творческого потенциала, рациональную организацию труда и обеспечение его эффективности. В указанных разделах предусмотрено также, что:квалификационные характеристики служат основой для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников, определяемых с учетом особенностей организации их труда и управления, а также прав, ответственности и компетентности работников;при необходимости должностные обязанности, включенные в квалификационную характеристику определенной должности, могут быть распределены между несколькими исполнителями.Так, например, в должностной инструкции работников из числа профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов могут конкретизироваться в пределах установленной продолжительности рабочего времени, составляющей 36 часов в неделю:- объем преподавательской работы (объем учебной нагрузки);- обязанности в зависимости от профиля кафедры, связанные с осуществлением научно-исследовательской, творческо-исполнительской, опытно-конструкторской, учебно-методической, организационно-методической, воспитательной, физкультурной, спортивно-оздоровительной работой.При этом объем преподавательской работы каждого преподавателя в пределах установленной продолжительности рабочего времени определяется образовательным учреждением самостоятельно в зависимости от квалификации работника и профиля кафедры и не может превышать 900 часов в учебном году – в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и 800 часов в учебном году – в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов.В должностной инструкции педагогов-психологов в пределах 36-часовой рабочей недели должностные обязанности конкретизируются с учетом:- выполнения индивидуальной и групповой консультативной работы с участниками образовательного процесса в пределах не менее половины недельной продолжительности их рабочего времени;- подготовки к индивидуальной и групповой консультативной работе, обработки, анализа и обобщения полученных результатов, заполнения отчетной документации, а также повышения своей квалификации.Кроме того, необходимо учитывать, что при разработке должностных инструкций допускается уточнение перечня работ, которые свойственны соответствующей должности в конкретных организационно-педагогических условиях (например, каникулярный период, не совпадающий с отпуском работников; отмена для обучающихся, воспитанников учебных занятий; изменение режима образовательного процесса по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и иным основаниям и т. п.), а также установление требований к необходимой специальной подготовке работников.2. Основания для уточнения перечня работ по должностям работников образованияПри уточнении перечня работ, свойственных той или иной должности в конкретных организационно-педагогических условиях, руководителям образовательных учреждений следует руководствоваться Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, которое утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 марта 2006 г. №69 (зарегистрирован в Минюсте России 26 июля 2006 г., регистрационный №8110) (далее – Положение об особенностях режима рабочего времени).Согласно Положению об особенностях режима рабочего времени в каникулярный период, не совпадающий с ежегодными оплачиваемыми отпусками работников, а также в период отмены для обучающихся, воспитанников учебных занятий (образовательного процесса) по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и иным основаниям эти периоды для педагогических и иных работников являются рабочим временем. Однако в эти периоды объективно изменяется характер их работы и, следовательно, должен уточняться перечень выполняемых ими работ (обязанностей).Так, педагогические работники привлекаются к педагогической, методической, а также организационной работе, связанной с реализацией образовательной программы, в пределах нормируемой части их рабочего времени (установленного объема учебной нагрузки (педагогической работы), определенной им до начала каникул, и времени, необходимого для выполнения работ, предусмотренных пунктом 2.3 Положения об особенностях режима рабочего времени.При этом учителя, осуществляющие индивидуальное обучение детей на дому в соответствии с медицинским заключением, в каникулярный период (отмены учебных занятий для таких детей по независящим от учителя причинам) привлекаются к педагогической (методической, организационной) работе с учетом количества часов индивидуального обучения таких детей, установленного им до начала каникул (отмены занятий), с сохранением заработной платы.Преподаватели образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, которым установлен годовой объем учебной нагрузки, во время зимних каникул, а также в период летних каникул, не совпадающий с их отпуском, привлекаются к участию в работе методических комиссий, семинаров, мероприятий по повышению квалификации, а также к организации и проведению культурно-массовых мероприятий, к работе предметных цикловых комиссий, комплектованию учебных кабинетов, лабораторий, как это установлено пунктом 4.5 Положения об особенностях режима рабочего времени.Работники из числа учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала в каникулярный период в пределах продолжительности рабочего времени, установленной по занимаемой должности, могут привлекаться для выполнения хозяйственных работ, не требующих специальных знаний.Привлечение к работе в каникулярный период, а также в период отмены учебных занятий (образовательного процесса) по указанным выше причинам осуществляется на основании соответствующих распорядительных документов образовательного учреждения, в которых одновременно уточняются выполняемые работниками обязанности и график работы.Уточнение перечня работ (обязанностей) допускается также согласно пункту 8.2 Положения об особенностях режима рабочего времени у воспитателей в дошкольных образовательных учреждениях (группах) с 12-часовым пребыванием воспитанников при 5-дневной рабочей неделе (60 часов работы в неделю), в которых на каждую группу воспитанников предусматривается по две должности воспитателя (72 часа работы). Так, в целях отработки воспитателями 36-часовой недельной нормы рабочего времени предусматривается либо одновременная ежедневная работа двух воспитателей в течение 6 часов в неделю для каждого, либо работа по замене каждым воспитателем в течение этого времени отсутствующих воспитателей по болезни и другим причинам, либо выполнение работы по изготовлению учебно-наглядных пособий, методической и другой работы, регулируемой правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения и иными локальными актами.Основанием для уточнения перечня работ (обязанностей) педагогических работников могут также служить положения, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. №191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений»3 . Так, в целях обеспечения для отдельных учителей гарантий выплаты ставки заработной платы в полном размере предусматриваются случаи их догрузки до установленной нормы часов другой педагогической работой, если учителям не может быть обеспечена полная учебная нагрузка. Об отсутствии возможности обеспечения учителей полной учебной нагрузкой и о догрузке их другой педагогической работой учителя должны быть поставлены в известность не позднее чем за два месяца.К таким учителям относятся:учителя 1-4-х классов при передаче преподавания уроков иностранного языка, музыки, изобразительного искусства и физической культуры учителям-специалистам;учителя 1-4-х классов сельских общеобразовательных учреждений с нерусским языком обучения, не имеющие достаточной подготовки для ведения уроков русского языка;учителя русского языка сельских начальных общеобразовательных школ с нерусским языком обучения;учителя физической культуры сельских общеобразовательных учреждений, учителя иностранного языка общеобразовательных учреждений, расположенных в поселках лесозаготовительных и сплавных предприятий и химлесхозов.3. Порядок приема на работу лиц, не отвечающих требованиям квалификационных характеристикВ определенных случаях при решении работодателями вопросов комплектования кадров допускается прием на работу лиц, уровень квалификации которых не отвечает требованиям квалификационных характеристик, для чего применяются особые положения, содержащиеся в разделах «Общие положения» КХ должностей работников образования и КХ должностей работников вузов.Так, пунктом 9 раздела «Общие положения» КХ должностей работников образования предусмотрено, что лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии в порядке исключения4 могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.Абзацем первым пункта 11 раздела «Общие положения» КХ должностей работников вузов установлено, что лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.Принимая во внимание, что назначение на должность работника, не имеющего специальной подготовки или требуемого стажа работы, предусматривает необходимость получения рекомендации аттестационной комиссии, работодатель создает такую аттестационную комиссию для обеспечения реализации данного порядка.Учитывая, что порядок назначения работника, не отвечающего установленным квалификационным требованиям, помимо наличия опыта работы связан также с выполнением качественно и в полном объеме возложенных на него должностных обязанностей, роль аттестационной комиссии может заключаться именно в оценке возможностей претендента выполнять предусмотренные по этой должности обязанности с учетом опыта его предыдущей работы. Кроме того, в целях проверки указанных возможностей работника аттестационная комиссия может рекомендовать при заключении трудового договора предусмотреть условие об испытании работника в порядке и на условиях, установленных статьей 70 ТК РФ.В соответствии со статьей 71 ТК РФ при неудовлетворительном результате испытания работодатель имеет право до истечения срока испытания расторгнуть трудовой договор с работником, предупредив его об этом в письменной форме не позднее чем за три дня с указанием причин, послуживших основанием для признания этого работника не выдержавшим испытание. Решение работодателя работник имеет право обжаловать в суд.При неудовлетворительном результате испытания расторжение трудового договора производится без учета мнения соответствующего профсоюзного органа и без выплаты выходного пособия.Если срок испытания истек, а работник продолжает работу, то он считается выдержавшим испытание, и последующее расторжение трудового договора допускается только на общих основаниях.Если в период испытания работник придет к выводу, что предложенная ему работа не является для него подходящей, то он имеет право расторгнуть трудовой договор по собственному желанию, предупредив об этом работодателя в письменной форме за три дня.4. Разделы квалификационных характеристик должностей работников образования «Должности руководителей», «Должности педагогических работников», «Должности учебно-вспомогательного персонала»Прежде всего следует отметить, что указанные разделы КХ должностей работников образования сформированы из квалификационных характеристик должностей руководителей структурных подразделений, должностей педагогических работников и должностей работников учебно-вспомогательного персонала, включенных в профессиональные квалификационные группы должностей работников образования, утвержденные приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 мая 2008 г. №216н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования» (зарегистрирован в Минюсте России 22 мая 2008 г., регистрационный №11731).Кроме того, раздел «Должности руководителей» помимо квалификационных характеристик должностей руководителей структурных подразделений, к которым относятся заведующие, начальники, директора, осуществляющие руководство учебно-консультационными пунктами, отделениями, отделами, секциями, лабораториями, кабинетами, интернатами при школе, общежитиями и др., предусматривает квалификационные характеристики должностей руководителей образовательных учреждений с наименованиями «директор», «заведующий», «начальник» и их заместителей, которые в профессиональные квалификационные группы (в отличие от должностей руководителей структурных подразделений) не формируются.Необходимо особо подчеркнуть, что при разработке нормативных правовых актов регионального и муниципального уровня (в том числе по вопросам оплаты труда работников образовательных учреждений) органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не вправе осуществлять регулирование вопросов, относящихся к компетенции федеральных органов исполнительной власти. А именно:формировать профессиональные квалификационные группы (далее – ПКГ) по своему усмотрению, в том числе по принципу (категориям): руководители, специалисты, служащие, рабочие;утверждать квалификационные характеристики должностей служащих и профессий рабочих;относить должности работников к иной категории служащих, например, относить к категории педагогических работников массажистов, хормейстеров, художественных руководителей, аккомпаниаторов, инструкторов по лечебной физкультуре, спортсменов-инструкторов, а к категории руководителей 3-го уровня (руководители структурных подразделений) – должности старших воспитателей, которые входят в ПКГ «Педагогические работники»;относить к категории специалистов или учебно-вспомогательного персонала должности шеф-поваров, заведующих хозяйством, заведующих складом, заместителей заведующих, заместителей директоров по хозяйственной работе, которые в соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих и должностей служащих относятся к категории руководителей;устанавливать иные требования к квалификации руководителей, специалистов и других служащих по сравнению с требованиями, предусмотренными квалификационными характеристиками должностей работников, утвержденными в установленном порядке;использовать ненормативные наименования должностей работников (например, применять в общеобразовательных учреждениях наименование должности «педагог-валиолог»), применять в учреждениях начального или среднего профессионального образования наименование должности «старший преподаватель», которая не предусмотрена профессиональной квалификационной группой должностей педагогических работников и для которой отсутствует квалификационная характеристика.5. Разделы квалификационных характеристик работников вузов «Должности руководителей», «Должности профессорско-преподавательского состава», «Должности работников административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала»Указанные разделы КХ работников вузов сформированы из квалификационных характеристик должностей профессорско-преподавательского состава и руководителей структурных подразделений, а также должностей работников административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала, включенных в профессиональные квалификационные группы должностей работников высшего и дополнительного профессионального образования, утвержденные приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 мая 2008 г. №217н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников высшего и дополнительного профессионального образования» (зарегистрирован в Минюсте России 22 мая 2008 г., регистрационный №11725).Кроме того, раздел «Должности руководителей» наряду с квалификационными характеристиками должностей руководителей структурных подразделений предусматривает квалификационные характеристики должностей руководителей образовательных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования с наименованиями «ректор», «директор», их заместителей с наименованиями «проректор», «заместитель директора», а также квалификационную характеристику должности «президент», которые в профессиональные квалификационные группы не формируются.Разделом «Должности работников административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала» предусмотрена квалификационная характеристика должности «специалист по учебно-методической работе». В этой связи обращаем особое внимание на то, что утверждение квалификационной характеристики должности с таким наименованием не является переименованием должности «методист» в должность «специалист по учебно-методической работе» (на практике в некоторых вузах безосновательно происходило такое переименование).Квалификационная характеристика должности «методист», включая должность «старший методист», утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. №761н и по-прежнему может применяться в образовательных учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования, поскольку в соответствии со статьей 32 Закона РФ «Об образовании» установление структуры и штатного расписания относится к компетенции самого образовательного учреждения.Если образовательное учреждение считает целесообразным заменить одну должность на другую, то такие изменения производятся путем исключения одной должности и внесения в штатное расписание другой должности с соблюдением порядка и процедуры, предусмотренной при осуществлении мероприятий по сокращению численности или штата работников учреждения.При этом необходимо иметь в виду, что должность методиста в образовательном учреждении, в том числе в вузе, относится к должностям педагогических работников. В этой связи работник, занимающий указанную должность, имеет право на сокращенную продолжительность рабочего времени (36 часов в неделю), а также на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, составляющий 56 календарных дней, как это предусмотрено пунктом 6 приложения к постановлению Правительства РФ от 1 октября 2002 г. №724 «О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам» (с последующими изменениями и дополнениями).Что касается специалистов по учебно-методической работе, то по этой должности сокращенной продолжительности рабочего времени, а также удлиненной продолжительности ежегодного основного оплачиваемого отпуска нормативно не установлено.II. Новации в установлении требований к знаниям и квалификации работников образования, а также в определении их должностных обязанностейПредставляется особо важным подчеркнуть, что при государственной регистрации в Минюсте России приказа Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. №761н из раздела I «Общие положения» КХ должностей работников образования были исключены требования, определяющие основные составляющие компетентности работников образования: профессиональная, информационная, коммуникативная и правовая компетентности. Кроме того, по должностям руководителей и педагогических работников, по которым в разделе «Должен знать» предусматривались требования, связанные со знанием методов формирования основных составляющих компетентности, такие требования также были исключены.Исключение указанных положений основывалось на том, что квалификационные характеристики должны содержать только общие требования, которые могут предъявляться к работникам при их назначении на должность, а также при аттестации, связанной с установлением соответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе.Вместе с тем следует обратить внимание на то, что по сравнению с тарифно-квалификационными характеристиками, применявшимися до 2009 года, раздел «Должностные обязанности» квалификационных характеристик должностей работников образования конкретизирует и дополняет перечень основных трудовых функций, которые могут быть полностью или частично поручены работнику, занимающему соответствующую должность.Например, содержание должностных обязанностей учителя дополнилось функциями, связанными с:использованием разнообразных форм, приемов, методов и средств обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках федеральных государственных образовательных стандартов, современных образовательных технологий, включая информационные, а также цифровых образовательных ресурсов;разработкой рабочей программы по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ;поддержкой разнообразных видов деятельности обучающихся, развитием их познавательных интересов, способностей, организацией самостоятельной деятельности обучающихся, в том числе исследовательской;реализацией проблемного обучения, осуществлением связи обучения по предмету (курсу, программе) с практикой, а также другими обязанностями.Однако, как и прежде, функции, связанные с классным руководством, проверкой письменных работ, заведованием отделениями, филиалами, учебно-консультационными пунктами, кабинетами, отделами, учебными мастерскими, лабораториями, учебно-опытными участками, руководством предметными, цикловыми и методическими комиссиями и некоторыми другими видами работ, в прямые должностные обязанности учителей, а также преподавателей образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования не входят, так как выполняются не всеми учителями и преподавателями. Перечисленные обязанности могут возлагаться на указанных работников только с их письменного согласия и за дополнительную оплату, поскольку они связаны с дополнительными трудовыми затратами.Выплаты за указанные дополнительные трудозатраты в структуре заработной платы по их характеру относятся к виду выплат компенсационного характера, являясь выплатами за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (предусмотрено в Отраслевом соглашении по учреждениям и организациям, находящимся в ведении Федерального агентства по образованию, на 2009-2011 годы (п.п. 5.2.7), которое зарегистрировано в Федеральной службе по труду и занятости 19 июня 2009 года, регистрационный номер №127/09-11).Вместе с тем квалификационными характеристиками предусматриваются функции, которые должны выполняться всеми педагогическими работниками независимо от наименования должности:участие в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, а также в деятельности методических объединений и других формах методической работы;использование компьютерных технологий, в том числе текстовых редакторов и электронных таблиц в своей деятельности;обеспечение охраны жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса;осуществление связи с родителями (лицами, их заменяющими);выполнение правил по охране труда и пожарной безопасности.При этом обязанности по использованию компьютерных технологий, текстовых редакторов и электронных таблиц в своей деятельности педагогические работники исполняют при наличии технической возможности по использованию компьютерной техники, соответствующего программного обеспечения, свободного доступа к автоматизированному рабочему месту, в том числе подключенному к сети «Интернет».Дополнены также требования к знаниям работников образования. Предусмотрено, к примеру, что работники должны знать современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, трудовое законодательство; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием и т. п.Уточнения внесены и в требования к квалификации руководящих и педагогических работников.Квалификационные характеристики должностей работников образования теперь не содержат дифференцированных требований к их квалификации, учитываемой при оплате труда, поскольку в отличие от тарифно-квалификационных характеристик их применение не связано с установлением размеров оплаты труда по разрядам ЕТС.Кроме того, в квалификационных характеристиках требования к квалификации работников существенно конкретизированы. Так, к руководителям образовательных учреждений и их заместителям предъявляются требования о наличии высшего профессионального образования по направлениям подготовки «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом» и стажа работы на педагогических должностях не менее 5 лет или высшего профессионального образования и дополнительной профессиональной подготовки в области государственного и муниципального управления или менеджмента и экономики и стажа работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет.К должностям педагогических работников (за исключением тьюторов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов, методистов, инструкторов-методистов) предъявляются квалификационные требования о наличии высшего или среднего профессионального образования, то есть по-прежнему лица, имеющие среднее профессиональное образование, вправе занимать должности учителей, воспитателей, педагогов-психологов и других педагогических работников, кроме перечисленных выше должностей.В то же время квалификационные характеристики большей части должностей педагогических работников содержат теперь требования о наличии соответствующего уровня образования по направлению профессиональной подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо деятельности в образовательном учреждении, что в ранее действовавших тарифно-квалификационных характеристиках предусматривалось лишь по должностям учителей-логопедов, учителей-дефектологов, педагогов-психологов и концертмейстеров.Однако необходимо учитывать, что предъявление к квалификации руководящих и педагогических работников требования о наличии высшего или среднего профессионального образования, в том числе по определенному направлению подготовки, не означает, что отсутствие у работников уровня образования, предусмотренного квалификационными требованиями, может служить причиной для их увольнения в связи с несоответствием занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, если это не подтверждено результатами аттестации.Что касается приема на работу в образовательные учреждения лиц, у которых отсутствует высшее или среднее профессиональное образование по определенному направлению профессиональной подготовки, то и в этом случае прямого запрета не установлено, поскольку, как уже указывалось выше (глава 3 раздела I настоящего Комментария), пунктом 9 раздела «Общие положения» КХ должностей работников образования предусмотрено, что лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии в порядке исключения могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.При этом следует учитывать, что применять пункт 9 раздела «Общие положения» КХ должностей работников образования необходимо с учетом пункта 8 Порядка применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, который утвержден постановлением Минтруда России от 9 февраля 2004 г. №9 (в редакции приказа Минздравсоцразвития России от 25 октября 2010 г. №921н).В соответствии с указанным пунктом 8 Порядка применения ЕКС лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.Как видно из новой редакции данного пункта, при решении вопросов назначения на должность лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, такое условие в пункте 9 раздела «Общие положения» КХ должностей работников образования, как «в порядке исключения», не должно применяться.III. Новации в определении требований к квалификации отдельных специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образованияПри проведении в Минюсте России государственной регистрации приказа Минздравсоцразвития России от 11 января 2011 г. №1н было предложено уточнить требования к квалификации по должностям «доцент» и «профессор», предусмотрев следующие требования к квалификации:по должности доцента – высшее профессиональное образование, ученая степень кандидата (доктора) наук и стаж научно-педагогической работы не менее 3 лет или ученое звание доцента (старшего научного сотрудника);по должности профессора – высшее профессиональное образование, ученая степень доктора наук и стаж научно-педагогической работы не менее 5 лет или ученое звание профессора.Следует обратить внимание на то, что квалификационные требования по указанным должностям работников, имеющих ученое звание доцента (старшего научного сотрудника) или ученое звание профессора, не содержат дополнительных требований о наличии стажа научно-педагогической работы, поскольку в соответствии с Положением о порядке присвоения ученых званий, которое утверждено постановлением Правительства РФ от 29 марта 2002 г. №194 (с последующими изменениями и дополнениями), наличие стажа научно-педагогической (педагогической) работы в высших учебных заведениях или учреждениях повышения квалификации является одним из условий при присвоении ученых званий доцента или профессора.Вместе с тем уточнение квалификационных требований по должностям «доцент» и «профессор» не означает, что отсутствие у претендентов на указанные должности требуемой квалификации может являться прямым основанием для отказа в приеме документов, необходимых для прохождения конкурса на замещение должности доцента или профессора, либо для отказа в заключении трудового договора, либо для признания работника не соответствующим занимаемой должности при прохождении аттестации.Возможность занимать должности доцента или профессора для лиц, у которых отсутствует установленный квалификационными характеристиками уровень квалификации, предусмотрена абзацем вторым пункта 11 раздела «Общие положения» КХ должностей работников вузов.Так, предусмотрено, что на должности доцента или профессора могут быть приняты лица, не имеющие ученой степени кандидата (доктора) наук и ученого звания, но имеющие стаж научно-педагогической работы или работы в организациях по направлению профессиональной деятельности, соответствующей деятельности образовательного учреждения высшего профессионального и дополнительного профессионального образования, и избранные в установленном порядке по конкурсу на замещение соответствующей должности, либо без избрания по конкурсу – при приеме на работу по совместительству или в создаваемые образовательные учреждения высшего профессионального образования до начала работы ученого совета на срок не более одного года, а для замещения временно отсутствующего работника, за которым сохраняется место работы, – до выхода этого работника на работу.Ко всем остальным работникам, уровень квалификации которых не соответствует установленным требованиям, но претендующим на соответствующие должности, применяется абзац первый пункта 11 раздела «Общие положения» КХ должностей работников вузов, согласно которому, как уже выше подчеркивалось, лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.IV. Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов, других служащих, а также профессий рабочихРазделы ЕКС «Квалификационные характеристики должностей работников образования» и «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования» не содержат квалификационные характеристики должностей работников, занятых в образовательных учреждениях, но относящихся к общеотраслевым должностям служащих и профессиям рабочих, а также к должностям служащих, свойственным другим видам экономической деятельности: медицинские работники; работники культуры (художественные руководители, дирижеры, режиссеры, балетмейстеры, хормейстеры, работники библиотек и т. п.) и другие работники.При разработке должностных инструкций по должностям служащих и инструкций по выполнению трудовых обязанностей по профессиям рабочих следует руководствоваться квалификационными характеристиками и тарифно-квалификационными характеристиками, утвержденными в установленном порядке для соответствующих должностей служащих и профессий рабочих, с уточнением перечня работ, которые свойственны соответствующей должности, в том числе в конкретных организационно-педагогических условиях. Так, пунктом 4.4 Положения об особенностях режима рабочего времени установлено, что режим рабочего времени учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала в каникулярный период определяется в пределах времени, установленного по занимаемой должности. Указанные работники в установленном законодательством порядке могут привлекаться для выполнения хозяйственных работ, не требующих специальных знаний.По должностям медицинских работников следует руководствоваться приказом Минздравсоцразвития России от 23 июля 2010 г. №541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» (зарегистрирован в Минюсте России 25.08.2010, регистрационный №18247).Следует также иметь в виду, что издан приказ Минздрасоцразвития России от 30 марта 2011 г. №251н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии» (зарегистрирован в Минюсте России 24 мая 2011 г., регистрационный №20838), который необходимо применять в образовательных учреждениях, где в штатных расписаниях предусматриваются должности художественных руководителей, дирижеров, режиссеров, балетмейстеров, хормейстеров, работников библиотек и других работников сферы культуры, искусства и кинематографии.Вера ПОНКРАТОВА, Жанна ОСИПЦОВА, специалисты аппарата Профсоюза работников народного образования и науки РФ__________________1 Зарегистрирован в Минюсте России 6 октября 2010 г., регистрационный №18638; опубликован в «Российской газете» от 20 октября 2010 г. №237, вступил в силу с 31 октября 2010 г.2 Зарегистрирован в Минюсте России 23 марта 2011 г., регистрационный №20237; опубликован в «Российской газете» от 13 мая 2011 г. №101, вступил в силу с 24 мая 2011 г.3 Министерством образования и науки РФ издан приказ от 24 декабря 2010 г. №2075 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников», зарегистрированный в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный №19709. В соответствии с пунктом 2 указанного приказа он вступает в силу с даты вступления в силу постановления Правительства РФ о признании утратившим силу постановления Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. №191, которое до настоящего времени не принято (примеч. авт.).4 Разъяснения по применению слов «в порядке исключения» содержатся в разделе II настоящего комментария.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте