Развитие образования неизбежно связано с активным использованием ИКТ в школе. Как показало недавнее исследование ВЦИОМ «Изучение процесса информатизации школьного образования в России», большинство респондентов, среди которых учителя, директора, ученики и их родители, считают, что информационные технологии могут и должны использоваться в процессе преподавания всех школьных предметов, а информатика, по мнению 67 процентов опрошенных, является одной из основных дисциплин школьной программы. О том, как новые технологии меняют современный образовательный процесс, наш разговор с Игорем БАЛАНДИНЫМ, руководителем по работе с системой образования Microsoft в России.
– Очевидно, что современная школа не может существовать в отрыве от процессов, которые активно протекают в других сферах жизни общества. Школа традиционно выполняет социальный заказ – подготовить ученика к полноценной жизни, снабдить его необходимыми знаниями и навыками для поступления в средние специальные и высшие учебные заведения и дальнейшего построения карьеры. Актуальная проблема школьного образования не только в нашей стране, но и во всем мире состоит в том, что его форма и содержание во многом оторваны от требований современной деловой среды, в которую неизбежно попадет сегодняшний ученик после окончания учебы. С этой точки зрения большой интерес представляет эксперимент, который с нового учебного года проводится в школе №550 города Санкт-Петербурга. Ребята старших классов школы по нескольким предметам школьной программы переведены на новую систему обучения, которая в чем-то напоминает работу в современном офисе и характеризуется индивидуализацией (каждый учится по своей уникальной учебной траектории, наиболее полно отвечающей его интересам и раскрывающей его способности), доступностью и мобильностью (возможностью проходить обучение дистанционно, выполнять задания в удобное время и из любого места), смешанными формами обучения (уроки, индивидуальная работа с куратором, самостоятельная и групповая работа в школьных рекреациях и т. д.). Такая организация образовательной деятельности учитывает передовой опыт ведущих школ мира и значительно повышает заинтересованность ученика в получении знаний и его личную ответственность в качестве активного участника обучения. Для внедрения такой формы образовательного процесса, безусловно, необходима инфраструктурная база: портал учебного учреждения, личные кабинеты ученика и учителя (виртуальные рабочие места), организация форм отчетности и контроля. Мы с нетерпением ждем первых результатов эксперимента, которые появятся ближе к концу календарного года, но уже сейчас можно сказать, что проект очень актуален и вызывает большой интерес учеников, учителей, родителей, директоров и сотрудников школ, представителей органов власти.- Игорь Эдуардович, очень многих наших читателей сейчас волнует вопрос о продлении срока действия лицензий Microsoft после окончания лицензионного соглашения, заключенного между Microsoft и Федеральным агентством по образованию, в декабре 2010 года. Расскажите, пожалуйста, какие на сегодня существуют альтернативы.- Вы знаете, что в начале этого года Microsoft выступил с уникальным предложением в адрес региональных органов управления образованием, в котором предложил базовый пакет лицензий, входивших в пакет «Первая ПОмощь» (офисные продукты, операционную систему и лицензии клиентского доступа) стоимостью 8 долларов за одно рабочее место в год. В эту стоимость входят не только сами лицензии, но и возможность получения новых версий продуктов по мере их выхода, консультативная поддержка, скачивание обновлений через Интернет. Мы активно работаем с местными органами власти по заключению таких соглашений, предусматривающих обеспечение лицензиями всех школ региона, и наблюдаем позитивную тенденцию в рамках этого процесса.Для тех школ, которые хотели бы приобрести лицензии самостоятельно, я хотел бы уточнить, что стоимость лицензии Microsoft для учебных заведений в среднем в три раза ниже стоимости аналогичных лицензий для коммерческого сектора. Также мы много сил и средств вкладываем в обучение учителей использованию программных продуктов Microsoft в учебном процессе: за последние 4 года на базе Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) обучены более 100 тысяч российских педагогов. При нашей поддержке создан и функционирует портал «Сеть творческих учителей» – крупное профессиональное сообщество педагогов, заинтересованных в использовании ИТ на уроках. В этом году мы запускаем программу для инновационных школ, в рамках которой будет создана площадка для обмена лучшими учебными практиками, наработанными ведущими российскими и зарубежными школами. Сделано много, но мы не собираемся останавливаться на достигнутом.- В этом году исполнилось 25 лет информатизации школьного образования в России. В школах используются интерактивные доски, проводятся интерактивные уроки…- Мы вместе со всеми празднуем эту дату, ведь с появлением в школе информационных технологий образование сделало огромный шаг вперед. Знаменательно, что именно в этом году независимое исследовательское агентство Stanford Research Institute (SRI) при поддержке Microsoft начало широкомасштабное исследование эффективности применения ИКТ в школе. В список 4 изучаемых стран была включена и Россия. В сентябре подводились первые итоги этого исследования, согласно которым уровень владения ИТ нашими учителями сравним, а по отдельным аспектам даже выше аналогичных показателей в других странах. Вместе с тем в последнее время стало понятно, что насыщение школы компьютерной техникой автоматически не приводит к повышению качества образования – нужна именно адаптация его содержания к требованиям сегодняшнего дня. Сейчас ставку необходимо делать на разработку новых содержательных ресурсов для обучения, совершенно по-новому подходить к повышению квалификации учителей, которые действительно все больше сил должны вкладывать в то, чтобы научить детей учиться. Центральной в этом процессе становится роль учителя – творческого, заинтересованного и компетентного.Какими именно компетенциями должен обладать учитель XXI века? На этот вопрос призван ответить проект ЮНЕСКО, осуществляемый совместно с ведущими производителями ИТ – Microsoft, Cisco, Intel, а также Международным обществом технологий в образовании (International Society for Technology in Education, ISTE) и направленный на разработку новых ИКТ-стандартов международного уровня для учителей школ. В целом проект «Стандарты ИКТ-компетентности для учителей» направлен на повышение уровня работы педагогов путем использования ИКТ и новейших достижений в педагогике, планировании учебных программ и организации учебной работы. Главная цель проекта состоит в содействии построению более качественной системы образования, что в конечном итоге будет способствовать экономическому и социальному развитию нашей страны. Мы считаем, что итоги и основные выводы этой большой работы в рамках частно-государственного партнерства могут быть рекомендованы и включены в проект содержательного наполнения президентской инициативы «Наша новая школа».
Комментарии