Развитие речи детей дошкольного возраста – одна из главных задач дошкольного воспитания. Но она одновременно и одна из самых сложных задач. Конечно, развитие речи проходит красной нитью по всем разделам дошкольного воспитания, но как повысить познавательный интерес к занятиям по развитию речи?
Л.ТИТОВА,воспитатель ЦРР – детского сада №1511
Мне помогла это сделать такая новая технология, как проектная деятельность. Детям интересно, когда виден продукт деятельности, когда то, что они делают, кому-то нужно. А еще проектная деятельность позволяет привлечь родителей, которые с удовольствием включаются в совместное творчество с детьми.
Я решила разработать проект, который в дальнейшем получил название «Предметы вокруг нас». Ведь то, что нас окружает в повседневной жизни, так привычно, и нам кажется, так было всегда. Хотелось обратить внимание детей на то, что каждая вещь в нашем доме создана человеком. И прошло очень много времени, прежде чем она приняла теперешний вид. Ну и, конечно, одной из главных задач этого проекта была задача по развитию речи: уточнение, расширение и активизация словарного запаса детей, умение грамматически правильно строить предложения, овладение связной монологической речью, воспитание интереса к чтению.
Начинался этот проект с проблемной ситуации: в пустом зале детям было предложено сесть, произошла заминка – нет ни стульев, ни скамеек. Конечно, кто-то сел прямо на пол, а кто-то удивился – воспитатель не видит, что нет стульев? Вот и вопрос – откуда взялся стул, для чего он нужен? Дети задумались, какие предметы еще нас окружают, для чего они нужны. Было предложено обратиться за помощью к родителям и узнать, откуда появился тот или иной предмет (его ребенок выбирал самостоятельно), а затем рассказать об этом всем остальным.
В работу с интересом включились родители, которые не только помогали детям найти нужную информацию, но и участвовали в презентации проекта.
Это был подготовленный проект с четко расписанными этапами.
А вот проект, который появился спонтанно, на занятии по развитию речи, и практически был придуман детьми.
Шло обычное занятие, на котором была представлена русская народная сказка в обработке разных авторов, обращалось внимание детей на то, что каждый из авторов вносит что-то новое в пересказ, что-то свое. Дети задумались: «А мы можем сочинить сказку? А давайте попробуем!» Решено: сочиним свою сказку, только чтобы было все как в настоящей книге.
В результате долгих бесед с детьми уточнили, что сказка должна быть про дружбу. Перед нами встал новый вопрос: какие герои будут в нашей сказке? Об этом мы много говорили, спорили, выслушивали аргументы и предложения каждого и, наконец, договорились – сказка будет о дружбе быка, зайца и мышки.
Сначала обговаривалась общая линия сказки, по которой составлялась пространственно-временная графическая модель, где каждый эпизод придумывал ребенок.
Эта работа так заинтересовала наших детей, что они не только в группе, но и дома работали над воплощением замысла проекта. Тех животных, которых дети не могли нарисовать самостоятельно, им помогали рисовать родители.
В процессе этой деятельности они увидели рядом с собой творческую личность – маленького писателя, юного художника, начинающего драматурга. Ребенок стал невероятно интересен своим родителям, о чем они рассказывали нам. Он выдвигал различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях.
Жизнь ребенка и родителей наполнилась богатым содержанием, сблизились их позиции в совместной творческой деятельности. Интерес к созданию сказки не угас, а, наоборот, желание творить, придумывать иллюстрации к тексту и рисовать их возросло.
Теперь нужно было готовые рисунки расположить в нужном порядке. Для этого использовали готовую пространственно-временную модель.
И вот наконец эта сказка появилась. Радости не было конца. Она получила свое оформление в оригинальной книге, которую читали не только дети нашей группы, но и воспитанники всего детского сада.
Было много положительных отзывов, буквально от всех.
У детей других групп возникло желание создать свои книги, так появились «Сказка про принцессу Ерунду», «Семицветная Страна детства», стихи про весну.
Успех этого проекта вдохновил всех нас, в том числе и родителей, на продолжение этой работы. Дети до сих пор приносят сказки, рассказы, придуманные дома с семьей, а еще приносят рисунки к прочитанным произведениям.
Я очень довольна тем, что задуманная задача выполнена. Технология проектной деятельности помогает развивать творческие способности дошкольников, делает их активными, целеустремленными, становясь инструментом саморазвития ребенка, который осознает себя как личность, осознанно выбирает и отдает отчет в своих действиях, осмысливая связь своего «я» с другими людьми.
Комментарии