Свой первый социальный опыт дети получают в игре. Все игры детей отображают мир взрослых. Взрослые же, знакомя малыша с разнообразными способами игровых действий, уже ориентируют ребенка на игры, характерные для мальчика и для девочки. Мы видим, какие игрушки родители покупают детям. Мальчикам достаются игрушки, больше ориентированные на подвижную и активную игру, – машинки, велосипеды, конструкторы. Игрушки для девочек предназначены для более тихих занятий, часто связанных с домашним хозяйством, это куклы, кукольная утварь, мягкие игрушки. А так ли важно дифференцировать игрушки по полу в раннем и дошкольном возрасте?
Ольга ЕВТЮХИНА,педагог-психолог ЦРР – детского сада №867:
Включившись в проект «Московское образование: от младенчества до школы» по направлению «Девочки и мальчики», мы изучили много психологической литературы и выявили, что разные игрушки, объединенные общей игрой, дают возможность целостного развития. При выборе же игрушки ориентироваться следует не столько на пол, сколько на возраст ребенка.
Создавая предметно-развивающую среду в группе, мы постарались дифференцировать ее с учетом гендерных особенностей детей, делая основной акцент на правильный и равноколичественный набор игрушек для девочек и мальчиков.
Представление о поле возникает у ребенка только к трем годам. И лишь в 6-7 лет формируются четкие гендерные установки, благодаря которым мальчики и девочки начинают выбирать разные игры и игрушки, проявляют разные стили поведения и интересы. До этого мальчики могут выбирать не только «мужские» игрушки, и в этом нет ничего страшного.
Начиная с младенческого возраста детям обоих полов необходимы разнообразные куклы. Именно кукла может стать первой увлекательной «энциклопедией», помогающей познавать природу человека:
куклы с вращающимися ручками, ножками и головкой, с закрывающимися глазами и озвученные куклы вызывают интерес не только у девочек, но и у мальчиков;
простые маленькие куколки-пупсы, солдатики, пальчиковые куклы и куклы для театра способствуют развитию фантазии и воображения.
Через игру в куклы дети учатся общаться, примеряют на себя разные роли. Она для ребенка маленький человек, по отношению к которому малыш может ненадолго побыть «взрослым».
Игра мальчика в куклы способствует формированию чувства отцовства и никак не может превратить мальчика в девочку или сделать его слишком мягким и женственным.
На третьем году жизни ребенок осваивает ролевые игры. В возрасте 2,5-3 лет мальчики любят играть с бытовыми игрушками, причем с не меньшим удовольствием, чем девочки. Так дети легче приспосабливаются к повседневной жизни в дальнейшем. Помощь по дому не становится в тягость, в мальчике закладываются качества, которые помогут ему в будущем стать хорошим семьянином.
В отношении машинок не стоит думать, что они могут быть интересны лишь мальчишкам. Педагогам важно дать знания о технике и мальчикам, и девочкам. В дошкольном возрасте технические игрушки формируют у ребенка способность к изобретательству и техническому конструированию. Игра в машинки дает представление:
о Правилах дорожного движения и основах водительской этики;
о назначении различных машин, об отличительных признаках внешнего вида различных моделей.
При этом развивается мелкая и крупная моторика, а катая машинку, ребенок развивает различные группы мышц, передвигаясь по комнате. Большие пластмассовые машины, на которых малыш может ехать, отталкиваясь от пола, – хороший тренажер для ног. Активные движения совершенствуют двигательный аппарат и способствуют нервно-психическому развитию малыша.
Ну, если с куклами и машинками все понятно, то большое количество вопросов всегда возникает в отношении военных игрушек – ружей, автоматов, пистолетов, мечей. Оказывается, неподдельный интерес мальчишек (а зачастую и девчонок) к игрушечному оружию объясняется тем, что оружие сопровождало человека с древних времен. Оружие – атрибут героя, защитника. Почти каждая сказка подробно повествует о том, чем вооружен богатырь против злых сил. Но если отвечать на вопрос «Нужно ли мальчикам оружие?», то ответ будет таким: «Конечно, если этого хочет ребенок». Ведь для мальчиков естественно играть в войну, играть с оружием. Вот почему военная техника и некоторые виды оружия должны обязательно быть в игровой атрибутике дошкольного учреждения.
В этом случае важно понимать, что главное тут не столько с чем играть, а как именно это делать. Ведь даже мяч, бесспорно предназначенный для игры, можно превратить в грандиозное средство разрушения.
Особой популярностью как у девочек, так и у мальчиков дошкольного возраста пользуются мягкие игрушки, которых малыши любят одевать и раздевать. Вот почему так важно подобрать красивый гардероб не только куклам, но и мягким игрушкам.
Небольшого размера мишки, собачки могут быть героями как любимых сказочных, так и бытовых сюжетов. К тому же мягкие игрушки помогают малышу в трудные моменты адаптационного периода.
Кроме кукол и мягких игрушек мальчикам, как и девочкам, необходимы и все остальные игрушки – мозаики, пазлы, наборы для творчества, настольные игры, мячи.
Психологи обратили внимание и на то, что с одинаковыми игрушками мальчики и девочки играют по-разному. В игре-то и проявляются гендерные особенности детей.
В центре внимания и интересов девочки начиная с раннего возраста находятся взаимоотношения между людьми, предметы потребления – одежда, утварь. Пространство, представляющее для девочки интерес, невелико, однако оно тщательно, до мелочей проработано, актуально отражено в сознании. Напротив, у мальчика пространство, в котором находятся интересующие его объекты, практически неограниченно. Отсюда, в частности, интерес к средствам транспорта (самолеты, пароходы, машины и прочая техника). Вместе с тем многое из непосредственного окружения ускользает от внимания мальчика, недостаточно отражено в его сознании и часто в домашних делах, в быту он беспомощен, хотя и интересуется полетами в космос, путешествиями и приключениями. Разумеется, здесь многое зависит и от воспитания: девочку чаще привлекают к домашнему хозяйству, однако это делается не вопреки ее склонностям, интересам.
Если девочки склонны к попечительской деятельности, то у мальчиков столь же отчетливо выражена склонность к преобразующей и конструктивной деятельности. Отсюда интерес мальчиков к инструментам, орудиям труда, различным механизмам и приспособлениям. Сломанную игрушку девочка просто отбрасывает в сторону как непригодную вещь, мальчик же лишний раз воспользуется возможностью ознакомиться с ее устройством. Девочки, как правило, используют игрушку по назначению, делая ошибки в ее применении лишь по незнанию, мальчики же могут приспосабливать игрушку к различным целям, очень часто не по назначению, сознательно находя ей неожиданные применения. Кроме того, мальчиков больше интересует устройство игрушки, чем ее назначение. Отсюда вся та многочисленная разобранная или разломанная техника в «хозяйстве» мальчика, да и хозяйством собрание его игрушек назвать намного труднее, чем игрушки и вещи девочки. Характерно, что и само знакомство мальчика с игрушкой часто начинается (а нередко и заканчивается) с того, что он лезет внутрь – смотреть, как она устроена, так и не испробовав ее в деле. В конструктивных играх мальчики проявляют больше изобретательности. Они строят города, железные дороги, уделяя внимание главным образом самим конструкциям, тогда как в аналогичных условиях девочка строит не города, замки, вокзалы, а дом, но зато с мебелью, предметами быта, с различными украшениями.
Таким образом, мы пришли к выводу, что если мальчик иногда играет в куклы, а девочка разбирает машинку или обожает конструктор, нет никаких патологий, это этап, который может оказаться полезным для формирования определенных черт – заботливости у мальчика, любопытства и развития логического мышления у девочки.
Главным в выборе игрушек для малышей становится то, что они должны быть не только увлекательными и занимательными, но и развивающими, обогащать личность ребенка, не искажая представлений о мире.
Комментарии