Вот уже десять лет уроки граждановедения для моих ребят самые любимые. Конечно, среди них немало таких, кто глубоко увлекается математикой, биологией, литературой, другими предметами. Но наши занятия особые, не похожие на другие, потому что дети высказывают свое мнение по любой проблеме. Они знают, что их обязательно выслушают. Ведь ни на каких других уроках, а часто и дома, тоже нет у них такой возможности обсуждать. А для учеников, особенно подросткового возраста, очень важно быть выслушанным и понятым. Я бы даже взяла на себя смелость сказать, что таким образом не однажды удалось предотвратить конфликт ребенка с родителями, самим собой, с учителем, конфликт, который мог бы, возможно, стать причиной душевной травмы, даже какой-то болезни.
Конечно, на первых порах не все дети могут участвовать в обсуждении, стесняются, чувствуют себя неловко. Но очень скоро это проходит, потому что и ребята, и я очень доброжелательно относимся к любому высказыванию, к любому мнению. Работать в группе тоже далеко не все сразу научились. Я обычно прошу по очереди каждого быть ответственным. И тогда любому волей-неволей приходится выступать, аргументировать положение, выработанное всей группой.
Как-то мы обсуждали Декларацию прав ребенка, именно те статьи, где говорилось о социальной защите детей. Тогда мы использовали текст и иллюстрации из учебника Евгения Шабельника «Права ребенка». Мы взяли сюжет из народной сказки «Гуси-лебеди». На картинке был изображен момент, когда гуси несли братца Иванушку к Бабе-яге, а сестрица, увидев это, бросилась его спасать.
Ребята, и прежде всего девочки, начали говорить о том, что сестрица очень смелая, она не побоялась пойти в дремучий лес, чтобы только спасти своего братца. Другие ученики эту ситуацию сразу стали рассматривать с точки зрения прав ребенка. Они доказывали, что права детей должны защищать не только родители, старшие члены семьи, но и государство, правоохранительные органы, другие государственные и общественные организации. Только тогда, утверждали они, никто не осмелится красть детей, брать их в заложники, чтобы получить с родителей выкуп.
Разговор о социальной защите прав ребенка мы продолжили и на следующем уроке. Дети, развивая обсуждение дальше, используя ту же самую и другие сказки, говорили о том, что малыши, пока родителей нет дома, должны воспитываться в детском саду или находиться под присмотром няни, тогда ни Баба-яга, ни Змей Горыныч их не утащат и они сами далеко от дома не уйдут, как было в сказке «Три медведя».
Помню, что на этом уроке присутствовал новый ученик – Максим. Он совсем недолго молчал, потому что я обратилась к нему сама, спросив, какие еще сказки он может назвать, где нарушены права ребенка. И мальчик уверенно сказал: это сказка Алексея Толстого «Приключения Буратино». Он даже добавил, что там нарушены права не только самого Буратино, но и Мальвины, других маленьких артистов кукольного театра Карабаса Барабаса.
Уроки граждановедения помогают и мне, педагогу. Они заставляют меня более внимательно относиться к детям, видеть в каждом из них свой особый мир, не похожий на мир другого ребенка, и, зная эти особенности, строить с ними отношения так, чтобы никто не чувствовал себя обделенным вниманием, никто не оставался непонятым.
Оксана СОЙКИНА, учитель граждановедения, Клин, Московская область
Комментарии