«Технология» в современной школе – это особый предмет. Он может стать связующим звеном между школьными дисциплинами и на практике с первых учебных лет показать ученику важность получаемых знаний, проследить связь с технологиями прошлого, настоящего, заглянуть в будущее, узнать о разнообразном мире профессий. Проектная деятельность дает возможность совместно творить, решая общие задачи, развивать способности, умение работать в коллективе, почувствовать себя нужным, придумывать то, чего до тебя не было. Кроме того, это предмет, в котором органично сочетаются обучение, воспитание трудолюбия, терпения, усидчивости, аккуратности, а также подняты проблемы оо технологии «Своими руками» для 1-4 классов, и формирует фундамент успешного школьного образования. Учебник написан в соответствии с уже новыми образовательными стандартамхраны здоровья. Именно это, по мнению Н.А.Малышевой, автора учебно-методического комплекта пи.
Учебно-методический комплект состоит из учебника, рабочей тетради и книги для учителя. Комплект позволяет реализовать развивающий характер обучения, устанавливая разноплановые межпредметные связи с такими разными дисциплинами, как «Математика», «Литературное чтение», «Изобразительное искусство», «Окружающий мир», и решает комплекс дидактических, методических, воспитательных задач.
Отличают учебники для каждого класса яркость и красочность. В них все очень четко и понятно. Такие книги хорошо бы иметь и родителям, которые смогут с удовольствием проводить время отдыха вместе со своим ребенком как мастеря и создавая неповторимые шедевры к праздникам, так и просто приучая своих детей к хозяйским, домашним делам.
Курс создан с тем, чтобы помочь ребятам в формировании пространственных представлений, развитии абстрактного мышления, воображения, технологических и конструкторских способностей. Поэтому основными принципами обучения являются практическая и исследовательская направленность, учет индивидуальных и возрастных особенностей и пусть еще небольшого, но жизненного опыта самих учащихся. Деятельность на уроке технологии дает возможность разносторонне изучить индивидуальные особенности и личные качества каждого ребенка, а самому ребенку – проявить его возможности, показать яркие стороны, которые могут быть не видны на других уроках.
Данный курс уделяет внимание и экономному расходованию материалов, и безотходным технологиям, самостоятельной и проектной деятельности ребят, знакомит их с информационными технологиями.
В учебном материале значительная часть заданий связана с математикой. Это изготовление изделий, в основе которых геометрические фигуры и объемные формы, разметка углов разного вида с помощью измерительных инструментов – линейки, треугольника, циркуля. К примеру, деление целой полоски на части, получение полосок разной заданной длины и ширины, складывание их по возрастанию и убыванию величины. Или задания на выполнение симметричных фигур, орнаментов, использование измерений для решения практических задач, сборка изделий по схеме, изготовление простых чертежей и многое другое. Это позволяет ученику понять, каким образом предметы взаимосвязаны.
Во время работы по УМК прослеживается неразрывная связь между учеником и педагогом, а форма проведения занятий не только способствует созданию интересных изделий, которые потом могут быть использованы в конкурсах, выставках, праздниках, в оформлении образовательного учреждения (что для ребят тоже очень важно), но, главное, учит их творчески подходить к делу, прислушиваться к советам учителя, совершенствоваться и радоваться результату, формирует вкус, пробуждает фантазию и смекалку.
Авторская программа «Технология» позволяет не только осуществить адаптационный период для шестилеток, но и построить занятия по методу интегрирования. Такие занятия дают возможность согласовать содержание образования по различным обучающим предметам, систематизировать знания и умения, даваемые в рамках одного цикла, обеспечить согласованность в работе преподавателей данного цикла, помогают решить задачу преемственности начальной и основной школы. А также в организации и проведении мероприятий, объединяющих в одно целое не только предметы, но и детей разных возрастов. Примером может служить коллективный проект «Кукольное представление для родных и друзей».
Обратившись к теме «Конструктор своими руками», попытаемся показать разные возможности предмета «Технология».
В первом классе при изготовлении плоских деталей конструктора «Мозаика» нужно не только разметить квадрат по шаблону, но и придумать геометрический рисунок детали, выполнить технологический прием, изготовив фактурную (неровную) поверхность.
Совмещая одинаковые стороны – цветные или фактурные, собрать из деталей мозаику. На что похожа мозаика? Каждый ученик сможет ответить на этот вопрос, включив воображение.
Во втором классе детали геометрического конструктора размечаются на широкой полоске цветной бумаги или картона, из одной геометрической фигуры выполняются другие, одно изделие нужно сделать по схеме. Причем технологический прием соединения лепестков дети освоили ранее, работая с природными материалами. Придумывая образы из деталей конструктора и несколько строчек о них, ученики готовятся к проектной деятельности.
В конструкторе «Орнамент» используются шаблоны, выполненные из упаковки. Ученики знакомятся с новыми геометрическими фигурами, вспоминают ранее изученные технологические приемы скатывания пластилина, разметки по линейке, составление композиции из заготовок на детали, сборки симметричных орнаментов, асимметричных узоров из деталей конструктора.
Ученики 3, 4 классов делают объемные детали. Детали конструктора «Фигура и форма» выполняют из палочек одинаковой длины, например, зубочисток, соломинок, веточек и шариков, скатанных из пластилина, глины. Причем сначала готовят плоские фигуры, которые преобразуются в объемные формы. Ученики получают наглядное представление о разнообразии форм, пропорциях и способах сделать конструкцию по собственному замыслу. Рисунок 4 (страница 45 из учебника 3 класса, нижний ряд).
Строительный конструктор в 4 классе – это итог большой предварительной работы. Вырезать и склеить развертку объемной формы, предложенную в рабочей тетради, или начертить свою, украсить форму отделочной деталью оригами, из готовых элементов сделать макет сооружения.
Макеты домов, техники можно построить из готовых форм, бывших в употреблении.
«Конструкторы своими руками» имеют еще и практическое назначение в группе продленного дня.
Несомненно, для формирования успешного школьного обучения в начальной школе одного часа в неделю и замены названия предмета «Труд» на «Технологию» мало. Именно в начальной школе этот предмет дает ребенку возможность проявить себя, раскрыться, не боясь пробовать сделать и показать свою сообразительность.
В современной начальной школе обязательно должны быть учителя технологии, учебники нового образца, кабинеты, оборудованные удобно и безопасно, оформленные изделиями, выполненными руками учеников. И в этом кабинете непременно сплетутся самые разные жанры живописи и архитектуры, техники, технологии, конструирования, а значит, история и литература, математика и химия, физика, музыка и т. д. Потому что, создавая орнамент, ты должен обратиться к истокам, к народному творчеству. Конструируя дом, необходимо знать законы математики и физики. Создавая уличные скульптуры – помнить, какие материалы можно использовать в той или иной местности, и т. д.
Технология – предмет особый для каждого. Человек на то и человек, что может и должен научиться делать необходимое и полезное своими руками. Главное, научить его в детстве думать и соображать, как это следует сделать. Сначала открытку для мамы, затем подклеить книгу, вырезать из тряпочек разноцветные кусочки, а потом научиться делать панно или лоскутное одеяло, которые украсят любой интерьер, суметь починить старинную вещицу, подкрасить ободравшуюся шкатулку… Да мало ли что может пригодиться человеку в жизни! Ведь не зря во всем мире так ценится все, что называется «hand made» – это неповторимые вещи ручной работы, в которых оставлена частичка души, фантазии и тепла автора.
Но еще важнее помнить то, что технология – это прежде всего формирование исследовательской деятельности, технологической культуры, развитие творческого потенциала, воспитание важнейших для человека качеств – трудолюбия, упорства, дисциплинированности, ответственности. Именно поэтому учебный предмет «Технология» не должен играть второстепенную роль в расписании с самого начала обучения в школе.
Комментарии