Как мы, родители, педагоги, воспитатели, определяем, что именно окажет влияние на развитие природных способностей и формирование будущих навыков наших детей? Как вычленяем среди множества образовательных методик, тенденций, направлений именно те, которые максимально апробированы и отвечают всем современным педагогическим требованиям?
По-видимому, четких критериев для всех не существует. Каждый из нас опирается на собственный опыт, на память о воспитании в семье, в школе, на свои представления о нормах поведения и системе нравственных ценностей. Но вряд ли вызывает сомнение утверждение, что качественное и полноценное образование, полученное в срок и последовательно, призвано стать залогом профессиональной востребованности, реализованности и личного успеха. Известно, что в современных благополучных семьях, где мама может позволить себе не работать и целиком сосредоточиться на воспитании детей, зачастую для дошкольного воспитания выбирается принцип так называемого домашнего образования. В этом случае ребенок, возможно, получает интеллектуальную нагрузку в более комфортном и щадящем режиме, однако мама без специальной подготовки не всегда способна осуществлять обучение в строгом соответствии с возрастом ребенка, его психофизическими особенностями и персональными склонностями. К тому же мама склонна пожалеть ребенка, сократить или вовсе отменить занятия, руководствуясь различного рода субъективными факторами, что сказывается на качестве полученных ребенком знаний.Гораздо эффективнее, на мой взгляд, осуществляется работа с детьми в группах, в коллективе, под руководством профессиональных педагогов. В этом случае есть возможность применить различные педагогические методики, выявить их сильные и слабые стороны, попутно тактично корректировать поведенческие и личностные особенности детей. Грамотно построенная повседневная работа с детьми в дошкольном учреждении – лепка, рисунок, основы грамоты и счета, физическая культура, формирование четких представлений об окружающем мире, необходимых социальных навыков – все это планомерно и последовательно готовит ребенка к переходу в школу, во взрослый мир. Совместная работа в коллективе, в том числе создание коллажей и рисунков в группе, работа в парах, стихотворные и песенные монтажи, подспудно и незаметно учат наших малышей навыкам общения, взаимовыручки, умению дружить и уступать.С другой стороны, именно раннее качественное образование, полученное в группе сверстников под руководством грамотного, чуткого педагога, развивает способность самостоятельно мыслить, ухаживать за собой, помогать слабому и тянуться до уровня сильного. Ведь под образованием в широком смысле следует понимать не только умение читать, писать и считать, но и навыки общения, применения полученных знаний, умение отстаивать свою позицию и аргументировать собственное мнение.В связи с этим перед образовательным учреждением стоит множество непростых задач. Одна из них – переход на личностно ориентированную модель развития и воспитания, признающую ценность развития индивидуальности ребенка: не рядом, не над, а вместе. И качество работы в дошкольном учреждении во многом зависит от работы воспитателя. Востребован не просто воспитатель, а педагог-исследователь…Мне нравится не просто учить ребенка способам познания и преобразования окружающего мира, а вместе с ним проходить путь познания, результаты которого не предопределены. Я считаю, что научить ребенка мыслить и самостоятельно добывать знания, заложить фундамент активной жизненной позиции – это педагогическая цель современного образования, а приоритетная задача педагога – установка на развитие творческой деятельности ребенка, стремление создать что-то новое, принимать самостоятельное решение, тем самым формируя успешность.По-моему, современный педагог сегодня – это не просто грамотный специалист, а успешный человек. Мое педагогическое кредо: «Успешный педагог – успешный в жизни ребенок! Открой мир ребенку и ребенка миру!» А для того чтобы успешно жить и действовать в нашем мире, детям необходимо быть постоянно готовыми к изменениям, сохраняя при этом свою неповторимость. Поэтому кем бы я ни работала: учителем математики в школе, педагогом дополнительного образования или воспитателем, я считаю своим долгом помочь ребенку построить свой путь успешного развития, учитывая его индивидуальность, склонности и интересы.Получение в детском саду качественного, полноценного образования, стремящегося охватить как сферу собственно предметных, так и социальных знаний, может и должно послужить залогом успешного перехода в школу, где первоначальные знания, умения и навыки будут развиваться и крепнуть, а личность ребенка станет индивидуальной, талантливой и более успешной не только для себя самого, но и для общества в целом.Игорь Агапов – Ирине Власовой после мастер-классаЯ жестом рисовать согласен:Следов потом не остается.И я теперь успешен в классе,Любой рисунок удается.Ирина приоткрыла дверцу,Как можно от восторга лопнуть…Мне очень близок символ сердца,Но я его не дам пришлепнуть!
Комментарии