У каждого – лукошко, а в лукошке – кошка
Детству присуще свое умение видеть, думать и чувствовать. И важно, чтобы взрослые не пытались подменить это умение своим. Советуем тем, кто работает с дошколятами и младшими школьниками, взять на заметку книги, посвященные теме добрых партнерских отношений взрослого и ребенка. Все они вышли в издательстве “Просвещение”.
Петровский В.А., Виноградова А.М., Кларина Л.М., Стрелкова Л.П., Поливанова К.Н., Цукерман Г.А. “Учимся общаться с ребенком”. Руководство для воспитателей детского сада.
Юркевич В.С. “Одаренный ребенок: иллюзии и реальность”.
Заслуженюк В.С., Семиченко В.А. “Родители и дети: взаимопонимание или отчуждение?”.
Книга для учителей, родителей и воспитателей.
Салмина Н.Г., Сильнова О.В. “Путешествие в страну “Символика”. Альбом и методические рекомендации для работы с дошкольниками и младшими школьниками.
В наше сумбурное время, когда новые ТСО приобрести не на что, а прежние вышли из строя, и на селе нет мастера, чтобы их отремонтировать, основными атрибутами учителя стали мел, доска и тряпка.
И все же – как повысить интерес детей к знаниям? Думаю, в какой-то мере помогут “сюжетные” уроки, где дети – основные герои сценария. Предлагала схему этих уроков своим коллегам, и они с удовольствием использовали мой замысел, дополняя его своим материалом. Было интересно и ученикам, и учителям.
Привожу пример. Это обобщающий урок в 6-м классе после изучения тем “Отрицательные числа”, “Противоположные”, “Модули”.
Придуманные истории
– Куда?
– А вот куда, мы узнаем из кодированных ответов примеров, записанных для устного счета:
Ответы закодированы
Обратить внимание, что 2,5 = 2, почему?
А чтобы не скучно было, возьмем с собой, это узнаем из решения двух примеров (на два варианта – самостоятельная работа в тетради)
Ответы также закодированы
Итак, с нами будет собака, заодно она от хищников будет караулить пойманную рыбу.
Когда шли на рыбалку, то встретили 12 ребят, у каждого – лукошко, в каждом лукошке – кошка… Сколько ребят шло на рыбалку?
И вот ребята увидели искусственный водоем квадратной формы со стороной 100 м. Найти площадь водоема.
К пруду ближе можно спуститься по лестнице, на перилах которой расположены числа:
-4; -5; -2,5; 2,7; -10;
Собака пролаяла только два раза.
– Догадались, почему? (Встретила знакомых два положительных числа).
Ребята стали ловить рыбу (подходят, подбегают к столу, забирают дифференцированные задания в форме рыбок из коробок красного и синего цветов. Например, в первой коробке:
заменить звездочку, чтобы было верное неравенство -5,6 x > -5,63, во второй коробке: сравнить 5,7 5,8
Пока ребята ловят “рыбу”, дают ответ на “рыбках”, двое, не участвующих в ловле “рыб”, дрессируют собаку: один кинул палку на 25 м, собака принесла ее за 40 сек., другой кинул палку на 30 м, она принесла за 50 сек. В каком случае скорость собаки больше?
Большинство детей выловили “рыбку” и ответили. С начала урока прошло 20 минут. Предлагаю отдых.
Кто самый внимательный?
Расскажу я вам рассказ
В полтора десятка фраз,
Лишь скажу я слово “три”,
Приз немедленно бери.
– Понятно, когда брать приз?
– На слове “три”.
– Правильно! Тогда я продолжу рассказ.
Мечтает мальчик закаленный
Стать олимпийским чемпионом,
Смотри, на старте не хитри,
А жди команду: “Раз, два…
марш!”
Когда стихи запомнить хочешь.
Их не зубри до поздней ночи,
А про себя их повтори.
Разок, другой, но лучше…пять!
Недавно поезд на вокзале
Мне три часа пришлось прождать.
Ну что ж вы приз, друзья, не взяли,
Когда была возможность взять?
(Это занимает одну минуту)
Продолжаем урок. На “рыбках” были примеры для “сильных” и “слабых” по смыслу разные, а ответ подразумевался один и тот же: первый выполнивший получает еще одну “рыбку”, задание выписывает на доске, второй – свою рыбку, третий – третью.
В результате для всего класса написана самостоятельная работа на доске из пяти заданий. Выполняем в тетради:
1. Назвать число, противоположное:
-7,8; 3,0; -3,2; -1,82; 2
2. Назвать модули чисел:
-7,8; 3,0; -3,2; -1,82; 2
3. Расположить числа на коорд. прямой:
-7,8; 3,0; -3,2; -1,82;
4. Записать расстояния от 0 до точек А, В, С, Д, Е на прямой
5. Сравнить числа:
2) 69,7 и 52,4
3)-(-3) и 5
4)-0,5 и -1
5) а и 0 , если а – отриц.число.
Работу проверяют соседи по парте.
В каждом задании за правильный ответ ставят “+”, затем считают общее количество “+” и оценивают таким образом:
если 24-25 плюсов, то оценка “5”,
если 20-23 плюса, то оценка “4”,
если 12-19, то оценка “3”, если меньше 12, то оценка “2”. В результате было шесть пятерок, шесть четверок, четыре тройки и ни одной двойки.
Еще один ученик “вылавливает” одинокую рыбку с домашним заданием. Подводим итоги, что успели сделать.
Собака выкопала на берегу листок бумаги со следующим рисунком и принесла нам.
Об этом будем говорить на следующем уроке.
Надеюсь, мой опыт приобщения детей к математике пригодится и вам.
Анастасия ГАЛИУЛЛИНА
д. Акбашево,
Челябинская область
Всплывет ли Китеж?
Всплывет ли Китеж?
А мы просо сеяли, сеяли,
Ой, дид-ладо, сеяли, сеяли…
Песня была сюжетная, в завершение “выкупали” у соперников то красну девицу, то добра молодца. Меня тогда заинтриговало непонятное “дид-ладо”, но что это означает, никто не знал.
Конечно, никому из нас и в голову не приходило, что мы исполняем кусочек свадебного обряда, которому, возможно, веков десять.
В песнях, считалках, играх нашего детства было много таинственного и непонятного. Например, ничто вокруг не горело, а мы прыгали и пели:
– Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло…
Не отблески ли это ритуальных костров в день Ивана Купалы?
Потом в старших классах все это исчезло, да и малышня перестала играть. Иссяк даже “Ручеек”.
Несколько лет назад мне пришло письмо от учительницы из села, где жили выходцы с Украины. Молодежь решила повеселиться перед Рождеством по обычаям предков, пыталась колядовать. Но никто ребятам ничего не дал, чуть собаку на них не спустили. Тогда они решили в отместку развалить поленницу дров. Кончилось дело в милиции, а учительницу – автора письма – так и сяк обламывали, чтобы она поставила свою подпись под протоколом. Она наотрез отказалась.
Даже в деревнях, где традиции более стойкие, исчезли последние отголоски яркого, вольного народного действа.
И все же надежда вернуть народные черты в наши будни и праздники есть. А начинать надо с малого и с малых.
…Самый обыкновенный иркутский детсад – 28-й. Идут занятия по культуре речи. А ну попробуй, скажи без запинки:
Тук, тук, тук!
Кто вот тут?
Кто тут вот?
Тут вот кот!
На хореографии обращают внимание на особенности русского танца, на изо изучают русский костюм, народные ремесла, а, подрастая, дети сами лепят вятские игрушки, расписывают деревянные городецкие доски. Как состряпать печатные пряники, сварить квасок на меду – знают. Целый цикл занятий о борьбе добра и зла – в русских сказках и легендах. А какие игры на площадках и в спортивном зале – “Бубен”, “Мешочек”, перетягивание каната, “Ходули”, “Плетень”…
По нескольку раз в год в 28-м садике проходят праздники – Рождество, Масленица, Пасха, целиком построенная на играх “Русская карусель”, наконец, имеющая бешеный успех “Ярмарка”. Есть сложные сюжетные игры с сибирским колоритом. В них участвуют персонажи журнала “Сибирячок”, веселый мальчишка, появившийся на свет из кедровой шишки, боцман Сарма, леший Кеша.
Программа создана коллективом детсада под руководством методиста Ларисы Богдановой. Реализация ее, да и постоянное обогащение и совершенствование требуют огромных сил и подвижничества. Конечно, кое-что берется из готовых пособий и рекомендаций, из фольклорных сборников.
Но ведь все это надо “перелопатить”, отобрать, выстроить, приспособить к живой ребячьей жизни. Все учитывается: и возрасты, и характеры, и индивидуальность восприятия. У программы крепкая научная, педагогическая база. Но главное – воспитание национального характера.
Вместе с песней, танцем, сказкой, обрядом входит в ребенка огромный мир, осуществляется связь поколений, времен. Как тонкий инструмент, настраивается душа ребенка на музыку, интонацию родной речи, становится понятной символика орнаментов на предметах быта, раскрывается глубинный смысл вековой мудрости в загадках, присказках, пословицах.
Давайте заглянем в музыкальный зал 28-го садика, где идет ярмарка. Он наполнен яркой, веселой толпой, которая отплясывает под “Озорные частушки” Родиона Щедрина. И кого тут только нет! И красны девицы в сарафанах и кокошниках, и добры молодцы в атласных рубашках, и скоморохи, и матрешки, и корова Маруся, и котенька-коток…
А вот и коробейники:
Сами мы иркутские,
Омуля байкальские,
Давай покупай, выбирай, забирай!
Вот орешки, сибирские орешки!
Вкусные, на меду.
Давай шапку, накладу!
Неужели все это вместе с детством канет на дно, как град Китеж?
Виктория ГАЛКИНА
Иркутск
P.S. Методист 28-го иркутского детсада Лариса Владимировна Богданова стала победителем городского конкурса “Учитель года”
Комментарии