Задачи урока
1) Учить постигать тайны слова: улавливать детали, находить художественные средства выразительности; учить слышать музыку в душе и в произведении.
2) Развивать речь и мышление учащихся.
3) Учить постигать мир, воспитывать отзывчивость, сострадание, любовь ко всему живому.
В качестве эпиграфов можно взять следующие два:
1. “Любить землю, любить Родину – а может быть, чувствовать, ощущать, как самого себя…”
В. Астафьев
2. “…ключ к музыкальному фону, который объединяет и главную мысль, и настроение художника”.
Е. Носов
К этому уроку дети выполняют задания, которые заранее вывешены на планшете. Учитель предлагает приготовиться к “Свободному микрофону”. Иногда слово предоставляется в начале урока, а в данном случае – в конце: так ученикам будет легче.
Можно заранее провести словарную работу на уроке русского языка: гусь-гуся (мн. число), гусыня, сирота-сироты (мн. число), град-градина.
I. Предкоммуникативная фаза.
(Звучит “Лунная соната” Бетховена)
Учитель спрашивает детей о том, какие чувства, душевные переживания вызвала музыка, близко ли это детям, кто может быть автором музыки. Ученики узнали Бетховена, его знаменитую “Лунную сонату”, написанную в лунную ночь после случайной встречи со слепой девушкой, которая играла одну из пьес великого мастера.
– А может ли быть музыка в литературном произведении? – спрашивает учитель. Оказывается, и в эпическом произведении она присутствует. Ребята говорят, как они понимают музыку в произведении. Оказывается, в их понятии – это музыка души, это состояние сердца, когда хочется плакать или радоваться, петь или танцевать.
Ввод – понятие “психологизм”.
На доске дано толкование слова: душевность, углубленное изображение психических (психо – греч. душа), т.е. душевных переживаний. Психологизм в литературе – это показ состояния души всего живого: и человека, и растения, и любого живого существа. Это и есть музыка души.
Дети подбирают родственные слова: душевный, задушевный… – красивые слова, добрые. Они беседуют о том, просто ли показать, раскрыть душу, услышать музыку в произведении?
Каким даром надо обладать писателю и читателю?
Ребята приходят к выводу, что они должны тоже “иметь” душу.
Учитель: “Я предлагаю вам сегодня на уроке поработать душой, сердцем: “У каждого из слов душа своя”. Готовы ли вы работать душой?”
Дети знакомятся с особенностями эпических жанров. Несколько минут можно посвятить работе над выяснением жанра повествования “Белый гусь”, в тетрадях делается запись.
Новелла: а) в центре – важное событие (случай, раскрывающий характер героя); б) острый, захватывающий сюжет; в) неожиданный финал; г) мало описанный.
Рассказ: а) одно или несколько событий (случай из жизни героя); б) наличие сюжета; в) наличие описаний.
Ученики приходят к выводу, что “Белый гусь” – все-таки новелла (острота и драматизм сюжета). Предстоит встреча с удивительным мастером слова, открытие маленьких тайн, “удивительного мира”, того мира, в который каждый ребенок вступает шаг за шагом.
II. Коммуникативная фраза
Учитель предлагает прочесть “запев” новеллы (1-й абзац).
Вдумайтесь, пожалуйста, в эти строки, вслушайтесь. Сам писатель, приоткрывая доставшуюся ему тайну поэтического мастерства, как-то предупредил, что все первые фразы его рассказов настраивают читателя на определенную волну, дают единственно верный ключ к музыкальному фону (да-да, он так и сказал: “К музыкальному фону”, а мы с вами будем ведь сегодня говорить о музыке в художественном произведении, о музыке души, которая объединяет и главную мысль, и настроение художника). Е. Носов утверждает: “Если эти фразы уловлены, рассказ будет прочитан…”
Произошло ли с вами что-то такое? Неужели он действительно обладает даром завладеть с первых строк?
Надо дать детям возможность высказаться. И они скажут о том, какое необыкновенное слово автора, как он любит все живое; он назвал гуся “адмиралом”, и детям уже захотелось узнать, таков ли он на самом деле…
Действительно, с первых же строк перед нами разворачивается ожившая сказка, и в то же время это описание реального мира. Радость и боль, смех и грусть. “У каждого из слов душа своя…”, своя музыка, свой ключик к ней.
Остановимся на том, почему начало новеллы было названо “запевом”. Так ласково называется начало песни. Новелла Е. Носова мелодична, она останется еще долго в душе, как остается песня.
А слышали ли вы такое выражение – “душа поет”.
Когда она поет? (Когда любит…)
Можем ли мы сказать, что строки новеллы тоже согреты любовью? Докажите, пожалуйста. (Этой любовью согрета каждая строка. Дети приводят примеры.)
Следует обратить внимание учеников на первый эпиграф: как они понимают эти слова В. Астафьева.
Вот она, Божья заповедь: “Возлюби ближнего своего, как самого себя”. Все, что делаешь другим, соотноси с тем, как бы это было тебе. Любовь – она от доброты.
Мы еще ничего с учащимися не сказали об авторе, а получилось, пожалуй, что уже много о нем знаем. Предложите детям всмотреться в портрет: Если бы вам пришлось запечатлеть его облик словами, какие бы из них вы подобрали? “Добрый, любящий, жалостливый, мудрый, заботливый…” – называют дети.
В чем истоки таланта писателя, откуда у него такое дарование – писать о самом добром, задевать струны души.
Ученики обязательно в качестве примеров (а они дома работали над биографическими данными) приведут следующее:
Родился в 1925 году в селе Толмачеве, под Курском (вспомним выражение “курский соловей”: красивое пение, берет за душу), на высоком берегу Сейма – в краю, отмеченном летописями, воспетом автором “Слова о полку Игореве”, писателями Тургеневым, Никитиным, Кольцовым, Буниным, т.е. это чудный край, поэтическое место, остается в сердце. Здесь истоки таланта, “удивительный мир” не мог быть не запечатлен автором.
30-е годы, на которые пришлось детство писателя, годы первых пятилеток. Он мальчиком бегал с приятелями на завод, следил сквозь закопченные окна за работой отца, видел первые трактора и провожал их жадными глазами.
Дед кузнечил. Отсюда, из семейных традиций, пришло к Евгению Ивановичу “глубочайшее уважение к труду, умение видеть сквозь будни поэтическую, красивую сторону… любого ремесла”.
Ходил с дедом в ночное: кони, росные травы, костерок, студеное предрассветье; слияние с природой, которая вдохновляла будущего писателя.
Е. Носов – свидетель крупных сражений на Курской дуге. В 18 лет – на фронте, артиллерист, доходит до Восточной Пруссии. Награды: ордена Отечественной войны и Красной Звезды, медали “За отвагу” и “За победу над Германией”. Май 1945 г. – ранение, госпиталь. Писатель испытал на себе беды и тяготы войны, понял, что жизнь дается один раз: люби ее, люби людей, люби все живое, делай добро.
Осень 1945 г. – он с пособием по инвалидности. Ему только 20 лет!!! Решил продолжить учебу, ведь до войны окончил 8 классов. Как сам вспоминает, когда зашел в класс в гимнастерке, при боевых орденах, все встали, думая, что пришел новый учитель…
Мысль об образовании оставил. И занимается самообразованием. А еще – продолжает любить все вокруг. И остался в душе романтиком. Поэтому и мир, им воссоздаваемый, живописен. (Архивариус может сказать о том, что романтику свойственно живописное воспроизведение действительности).
Чтобы узнать, какой писатель был в жизни, нужно обратиться к его творениям. Ученики воспроизводят сюжет новеллы. (Гроза местных заводей, белый гусь, во время страшного урагана не убежал спасаться к реке, как все остальные птицы. Спас гусят. Событий немного, сюжет прост).
Что же мы узнали о гусе из запева? (Если бы давали птицам воинские чины, то наш гусь получил бы чин “адмирала”).
Можно спросить у детей о том, к какому художественному приему прибегнул мастер слова? Они отметят, что это метафора-уподобление по сходству… Нужно доказать текстом, действительно ли гусь похож на “адмирала” (пока не берем финал). На доске по ходу анализа текста появляется алгоритм:
Адмирал – выправка, красота, тон, “буйный папаша”, “легкомысленная птица” – гусь, способный совершить подвиг – адмирал.
Дети найдут в тексте в качестве доказательства следующее:
а) выправка адмиральская: “выправка, походка, тон”, “ходил важно”, “никогда не бежал, даже если за ним припустит собака”, “высоко и неподвижно держал шею”, “упругие полутораметровые крылья”, “звонкий голос” (подойники у доярок звенели), не признавал никого;
б) красивая птица: “белоснежный китель”, клюв “цвета апельсиновой корки”, “тугие перья как глыбы рафинада”, “на него засматривались лучшие гусыни”.
Какие же средства художественной выразительности применил Е. Носов, чтобы описать своего героя? (Ученики назовут и метафору, и сравнения, и эпитеты). Да, автор точно подбирает слово. Оно действительно живописно. Это “живые краски огромного мира”, “удивительного мира”.
Можно спросить ребят о том, какой музыкой наполнились их души, когда на уроке говорили о гусе-адмирале. У каждого из них, конечно, в душе появилась своя музыка, свое видение и слышание: торжественная, нежная… Важно, что они действительно услышали ее. К уроку ребята нарисовали множество иллюстраций, поэтому уместно обратиться к ним, задав предварительно вопрос: Какой вид искусства способен остановить мир? Конечно, это живопись. Далее идет работа с иллюстрациями: вот таким видится Белый гусь детям. Кто из наших маленьких художников более точно сумел передать слово писателя?
Дальше следует перейти к новелле как остросюжетному повествованию. Какие же эпизоды вам особенно запомнились?
Работу над эпизодом “Гусь на плесе” следует начать со слов Архивариуса (“привада”, “тяжба”, “армада”, “плес”).
Надо предложить ребятам пересказ эпизода (это задание было предложено подготовить девочкам). Следует обратить внимание на глагольные словосочетания, их роль: “не признавал меня”, “ведет строем”, “долбанет поплавок”, “затевает купание”, “устраивает драку”.
Автор – мастер слова, у него образный язык. И если бы мы зачитали этот отрывок, не назвав героя, то могли бы подумать, что это все вытворяет хулиган-мальчишка, а не гусь.
Какая сейчас музыка в вашей душе? (Этот вопрос должен звучать на протяжении всего урока). Ребята слышат здесь и героическую, и маршевую музыку.
Далее предложим детям представить, что они режиссеры театра комедии. Какой из комических эпизодов вам хочется видеть на своей сцене и почему? (Обычно называют веселую сцену “Гусь и бычок”).
Мальчики готовили дома пересказ близко к тексту, а девочки его рецензируют, ведь они понимают, что важно в этом рассказе – показать комизм ситуации.
К моменту изучения новеллы дети уже знают, что смех вызывается иронией, сатирой, юмором. Поэтому они скажут, что это юмористический эпизод, и назовут средством выражения комического в отрывке: а) слова разговорного стиля: “взбрыкивал”, “наутек”, “ляжки”; б) эпитеты с комическим оттенком, “фиолетовые глаза” (от страха); в) комичны действия героев (“гусь – на спине”, “бычок – наутек” бежит, “сидит в лозняке”).
Ребята отмечают, что звучат веселые нотки. Мы все еще раз убеждаемся в том, что весь рассказ построен на эмоциях, воздействует на душу читателя (психологическая новелла), задевает за живое. Как автор называет гуся в этой сцене? Адмиралом? (Нет, на сей раз это “буйный папаша” и “легкомысленная птица”, а не адмирал. Задира, забияка, но и смельчак).
До какого же момента у вас о нем было такое мнение? Произошел ли перелом в вашем отношении к герою и с чем он связан? Дети приводят слова из текста, где Степка доводит до нашего сознания, что все это делал гусь-отец, глава большого семейства (12 гусят-сироток, мать – гусыня погибла). Трагизм и комизм соседствуют воедино. Ребята говорят о том, что с этого момента они стали уважать гуся, ведь он отвечает за жизни 12 детей. В их душах звучит героическая, патетическая музыка. Выходит, что “буйность” и “легкомысленность”, о которой нам поведал автор, оправданны.
Пора переходить к кульминационной точке новеллы. Когда учитель спрашивает детей о том, где, по их мнению, кульминация в новелле, они отвечают однозначно: “Появление тучи”.
На фоне грустной музыки идет пересказ детьми двух отрывков: 1-й – “Переругиваясь с гусем… унес вверх”. 2-й – “Туча свирепствовала… ледяные горошины”. Речь идет о том, что в данных отрывках туча не просто природное явление, это образ, живой образ.
Как создается образ в музыкальном и живописном произведении?
В музыкальном – через звуки, гармонию звуков; в произведении живописи – через цвет, сочетание красок, композицию. Можно обратить внимание детей на картины Левитана “Над вечным покоем” и Маковского “Дети, бегущие от грозы”. (Что страшней?) В художественном произведении образ создается через слово, через специальные художественные средства, которые помогают запечатлеть образ тучи: а) сравнения – “тяжелой стеной”, “как мешок”, сверкнула “расплавленным свинцом”; б) эпитет – “свинцовая” утроба; в) олицетворения – за счет глаголов “росла”, “пожирала”, “поднималась”, “свирепствовала”; г) цветопись – “свинцовый” цвет преобладает (темно-серый).
Ребята делают вывод, что туча – хищник, “пожирающее” все на своем пути чудовище. (Отсюда и страх у девочки на картине Маковского). Можно также привлечь фотоснимки с изображением тучи. (Один ребенок даже нарисовал тучу из новеллы). Видели ли вы подобное? Страшно ли было? Затем обращаемся к тексту: А гусь испугался ли? Как он вел себя? (Зачитываем со слов “Белый гусь сидел, высоко…”).
Так ли вели себя другие птицы? Почему гусь не побежал спасаться? Он не мог бросить своих детей, ведь он ответственен за судьбы 12 “одуванчиков”, как их ласково называет Евгений Иванович Носов.
Нравится ли вам здесь Белый гусь? На кого он похож? И снова перед нами адмирал, он мужественен, он герой. Автор не просто так, по сходству с пушистыми одуванчиками, назвал гусят, а еще и потому, что они беззащитны, как одуванчики: подул ветер – облетел одуванчик. А здесь не просто ветер, а хищник – туча. Никто не спасет сироток, нет им защиты. Только отец может уберечь их от неминуемой смерти.
Глаголы нам помогают ощутить возрастающее напряжение в природе. Дети находят их в отрывке “Гуси не выдержали…” (“бежали”, “барабанил”, “писк обрывался”, “падали”, “сыпались” – все в движении, все суетно. Страшная картина! Бушует стихия! И какой страшный глагол употребляет Носов: “бил” (по голове, беспощадно, свирепо, без всякой жалости…).
Здесь необходима пауза, после которой учитель говорит о том, что… вдруг… страшное исчезло, как будто его и не было.
Переходим к отрывку: “Туча промчалась… струйка крови”. (Пауза). Впечатление огромное: на глазах детей, которые совсем недавно улыбались, появляются слезы.
Что же произошло на поляне? Самое страшное, что только могло произойти: гусь, наш любимец, погиб…
А стоило ли, ради чего умереть? Да, оказывается, стоило: ради спасения 12 жизней. Дети – продолжение жизни. Что это? Просто поступок? Нет, это подвиг!
Какие чувства переполнили ваши сердечки при чтении этого эпизода? Какая музыка нашла место в вашей душе? Боль, грусть, печаль, защемило сердце. И обиднее всего то, что все “внезапно” кончилось. И как больно читать: “Не растаивала белая точка”.
И снова гусь похож на адмирала. Он и в смерти прекрасен, он мужественно принял смерть и теперь “лежал, раскинув могучие крылья”. Автор гордится своим героем. О величии любви говорит нам он, о красоте подвига. Поэтому и не скрывает своего восхищения. Он отражает свою душу – открывает то, что внутри.
Но только ли грусть в финале? На фоне уже веселой музыки звучит отрывок “Все двенадцать…” Это светлая грусть, т.к. остались жить 12 гусят. И есть трагическая прелесть: глупый гусенок с большим трудом вскарабкался на спину отца, чтобы увидеть “удивительный мир, полный сверкающих трав и солнца”.
Дети сравнивают его с отцом, на которого он похож своей напористостью, уверенностью, силой воли, старанием. Из него, наверно, тоже получится заботливый отец.
III. Посткоммуникативная фаза
1. Обращение к эпиграфам.
а) “Ключ…” – действительно ли произведение музыкально, и автор нашел этот ключ своим словом?
б) “Любить… ” – Какова главная мысль новеллы? Любовь ко всему живому. На любви построено произведение, как и вся жизнь. А где любовь, там и музыка: веселая, грустная.
2. “Свободный микрофон”.
Учитель предлагает детям высказаться по поводу прочитанной новеллы. Какие чувства остались после урока, прибавилось ли доброты, сумел ли автор задеть струны души, как слушали музыку в произведении, близко ли это, можно ли назвать новеллу “психологической”?
Пусть доброта, тепло и музыка останутся в их маленьких сердечках.
Людмила РАДИОНОВА
Окуловка,
Новгородская область
Комментарии