2023 год изобилует мероприятиями, посвященными теме Года педагога и наставника: форумы, педагогические чтения, научно-практические конференции, конкурсы и т. п. Они разные по масштабу, содержанию и формам, но их объединяют размышления о настоящем и будущем отечественного образования, о предназначении и роли его ключевой фигуры – педагога, о наставничестве и наставниках, влияющих на становление человека как личности и профессионала. Средняя школа №33 Петрозаводска провела окружной конкурс эссе-рассуждений о наставничестве среди педагогов со стажем работы до пяти лет. Представляем две конкурсные работы.
Олеся ЗАУЗОЛЬЦЕВА, учитель средней школы №33 Петрозаводска:
Интерес к освоению нового передается только на личном примере
Пусть наставник заставляет ученика как бы просеивать через сито все, что он ему преподносит, и пусть ничего не вдалбливает ему в голову, опираясь на свой авторитет и влияние…
Мишель де Монтень, писатель и философ XVI века
Кто такой наставник? Всемирная паутина отвечает на этот вопрос довольно банально: «Наставник – это человек, который помогает менее опытному человеку усвоить определенные компетенции». По моему мнению, это объяснение не раскрывает и сотой доли истинного понятия «наставник».
Для меня наставник – это прежде всего человек, способный дать морально-нравственное воспитание и психологически поддержать в трудной жизненной ситуации. Настоящий наставник должен делиться не только профессиональным, но и жизненным опытом и таким образом оберегать своего подопечного от совершения многих ошибок. Это советник, учитель, доверенное лицо, воспитатель и одновременно верный друг. И самое важное – наставничество может быть только добровольным!
Мне очень повезло, потому что в моей жизни есть такой человек – Наставник (с большой буквы!) – Анна Федоровна Фомичева. Мы впервые увиделись с Анной Федоровной, когда я окончила начальную школу и перешла в 5‑й класс.
Тогда, после четырех лет обучения у одного учителя, казалось, что впереди ждет абсолютная неизвестность. Могла ли я представить, что именно после перехода в среднюю школу наш класс ждут пять замечательных, насыщенных, самых запоминающихся лет учебы? И сейчас, если меня спросят о школе, в памяти всплывут только они! Годы, когда нашим во всех смыслах классным руководителем была Анна Федоровна.
Анна Федоровна практически сразу завоевала сердца своего нового класса, хотя характеры у нас были самые разные. Она сопровождала нас везде и во всем: выслушивала и поправляла, корректными вопросами помогала найти верный путь к решению проблем. Сейчас я понимаю, что Анна Федоровна обладает всеми качествами наставника. Она всеми силами старалась повысить успеваемость и мотивацию учеников, разобраться в себе и побороть страхи, а ближе к девятому классу – выбрать будущую профессию. Ответственность, порядочность и пунктуальность – эти качества характера появились у меня благодаря Анне Федоровне…
Она приходила на работу, несмотря ни на что, ни на какие проблемы и недомогания, и непременно демонстрировала любовь к предметам, которые вела, – физике, алгебре и геометрии.
Никакие уговоры не заставят подростка учить предмет, который ему непонятен. Он должен сам захотеть разобраться. И Анна Федоровна помогала нам, детям, усвоить необходимые практические навыки: как лучше запоминать материал, как правильно распределить время. А интерес к освоению нового передается только на личном примере, и ученики безошибочно чувствуют отношение учителя к предмету.
Анна Федоровна всегда показывала нам свой опыт в личностном плане. Учитель может быть в плохом настроении, по-разному вести себя с учениками, но в любом случае он должен контролировать свои эмоции, не поддаваясь на возможные провокации. В классе в присутствии учителя есть только один лидер – он сам. И в случае с Анной Федоровной все было только так.
Именно Анна Федоровна посоветовала мне стать учителем, почувствовав мой потенциал, хотя педагогического образования у меня нет. Сейчас мы работаем в разных школах, но она не перестает меня поддерживать: помогла влиться в учебную практику, научиться работать с учениками разных возрастов, разрешать рабочие проблемы и спорные ситуации в классе.
Начинающий учитель приходит работать в уже давно существующую систему, однако он способен ее изменять. Конечно, общество не стоит на месте, появляются новые, уникальные компьютерные программы. Но какие бы возможности ни открывались при помощи искусственного интеллекта, навыки, знания и ценности передаются исключительно от учителя к ученику. Анна Федоровна как наставник всегда готова оказать помощь, обращает внимание на мои даже, казалось бы, самые незначительные успехи, что всегда очень приятно и вызывает благодарность. Понимая, что рекомендации, высказанные напрямую, могут вселить страх, добавить неуверенности новичку, посеять зерно сомнения в правильности выбранной профессии, она всегда высказывает свое мнение крайне осторожно.
По своим ощущениям, могу утверждать, что начинающие учителя имеют лишь самые общие представления о том, чего от них ожидают, и о своей роли как педагога. Им необходима моральная поддержка. Я очень благодарна судьбе за то, что рядом со мной Анна Федоровна – человек, которого я знаю с детства и с которым могу поделиться самым сокровенным.
Валентин РЕШЕТНЕВ, учитель физической культуры, тренер средней школы №33 Петрозаводска:
Наставники – это люди, которым я обязан всем лучшим, что есть во мне
Кто в учениках не бывал,
тот учителем не будет…
Боэций Дакийский, философ XIII века
В жизни каждого человека наступает момент принятия важных решений, которые определяют его дальнейший путь. Наставник – это тот человек, который всегда присутствовал в моей жизни в лице разных людей. Каждый из них оказал огромное влияние на становление меня как личности. Роль каждого наставника ценна и по сей день. Эти люди помогали раскрыть мой творческий потенциал, направляли мои мысли и энергию в нужное русло, давали мудрые советы, находили вместе со мной решение тех или иных проблем.
В детстве роль наставника принадлежала родителям. В школьные годы в этой роли выступали учителя и преподаватели. Так вышло, что с самого детства я решил, что спорт будет идти со мной по жизни, помню каждого своего футбольного тренера, который научил меня многому, самое главное, что я для себя запомнил со школьных лет, – нельзя никогда сдаваться, опускать руки. Этот девиз теперь со мной на всю жизнь.
Сейчас моим главным наставником является старший брат, он в значительной мере повлиял на мое восприятие окружающей действительности, своими советами, историями из жизни, действиями, чтобы направить поток моих мыслей в нужное русло. Наблюдая за ним, за его многогранной, невероятной и захватывающей жизнью, я каждый раз делал для себя какие-то выводы и понимал, в каком направлении хотел бы развиваться. Я восхищаюсь его жизнью и бесценным опытом. На его примере я понимаю ценность многих вещей, осознаю, как стоит поступать в той или иной жизненной ситуации.
Прислушиваясь к его советам по поводу той или иной проблемы, я в большинстве случаев делаю правильный выбор. Знаю, что всегда могу рассчитывать на поддержку в его лице, и это вселяет в меня уверенность в завтрашнем дне. Когда передо мной встал сложный выбор будущей профессии и места для дальнейшего обучения, очень ценны были поддержка и совет моего старшего брата. Мы обсуждали мои планы на жизнь, мои мечты и цели, выбирали место дальнейшего обучения, вместе готовились к соревнованиям. Даже обычная тренировка по футболу могла каким-то образом повлиять на мои размышления. Рассказывая истории из прошлого, щедро делясь жизненным опытом в разных сферах своей жизни и при этом мастерски обучая футбольным и тренерским навыкам, этот человек смог за достаточно короткий промежуток времени оказать огромное влияние на развитие моей личности и жизни в целом. Сейчас также он играет большую роль в моем профессиональном и личностном становлении. Я безумно рад, что у меня есть возможность общения с ним каждый день.
Каждый педагог, каждый тренер являются не только профессионалами своего дела, но и невероятно разносторонними и интересными личностями. К наставникам всегда можно обратиться за помощью и советом, зная, что мне помогут в решении той или иной проблемы. Жизненный опыт преподавателей вызывает огромное восхищение, а знания, полученные благодаря этим людям, обладают огромной ценностью. И уверенность в том, что эти знания помогут в моей дальнейшей деятельности, растет с каждым днем.
Могу с уверенностью сказать, что наставники – это люди, которым я обязан всем лучшим, что есть во мне. Анализируя прошлое, я понимаю, что, не будь рядом этих людей в определенные моменты моей жизни, я мог бы стать абсолютно другим человеком. Уверен, что на жизненном пути мне предстоит встретить еще очень много людей, которые станут для меня наставниками в той или иной сфере. И я с нетерпением жду этих встреч.
Мария ГОЛУБЕВА
Комментарии