Как известно, следующий год в Москве будет объявлен Годом равных возможностей. В технологическом колледже №21, расположенном в Восточном округе, уже давно каждый год становится таким, ибо тут реализуется уникальная программа обучения детей-инвалидов. Директор колледжа – большой энтузиаст – Николай РАЗДОБАРОВ находит значительные средства, чтобы дать ребятам профессию, выплачивать им деньги за работу, а значит, сделать их самостоятельными в будущей взрослой жизни.
В колледже было значимое событие: открывался ресурсный центр по деревообработке. Прибыли высокие гости – первый заместитель мэра в Правительстве Москвы Людмила Швецова, руководитель Департамента образования Ольга Ларионова, директора лучших московских колледжей.
Территория 21-го колледжа весьма значительна, тут несколько корпусов, и найти нужный оказалось делом нелегким. Прибывавшие пытались навести справки у молодых людей – учащихся колледжа, но никто не мог с ними поговорить. Ребята молчали и в ответ пожимали плечами. Через некоторое время все разъяснилось: эти ребята лишены слуха. Они лишены слуха, но у них есть возможность учиться и приобретать профессию.
Из досье «УГ»
4 июня заместитель председателя Государственной Думы РФ Надежда Герасимова приняла участие во Всероссийском совещании по вопросам социальной поддержки инвалидов, проходящем в Московском доме ветеранов.
В своем выступлении Надежда Герасимова подчеркнула, что вопросы государственной поддержки инвалидов должны стать в ряд наиболее приоритетных задач. При рассмотрении всего комплекса вопросов необходимо прежде всего обратить внимание на решение проблем социальной защиты и трудоустройства инвалидов, а также повышения роли гражданского общества в этой сфере.
Надежда Герасимова отметила, что в 2007 году в центры занятости России обратились 243 тысячи инвалидов, положительно решен вопрос для 88 тысяч из них (только для 30% от обратившихся), в том числе в счет квот. Эту проблему, подчеркнула Герасимова, необходимо срочно решать, сегодня необходим комплекс мер по совершенствованию социальной поддержки всех категорий лиц с ограниченными возможностями, и прежде всего – детей-инвалидов.
Организовать учебный процесс для таких ребят – дело совсем не простое. В докладе Уполномоченного по делам детей отмечается, что лица с ограниченными возможностями здоровья с успехом могут освоить и реализовать профессиональные навыки преподавателей, переводчиков, программистов, бухгалтеров, юристов, врачей, этот список может быть продолжен, но нужно внести все эти профессии в перечень.
Ежегодно многочисленные выпускники специальных школ, в которых обучаются дети с серьезными проблемами здоровья, вынуждены решать проблему профессионального самоопределения практически в условиях отсутствия выбора учебных заведений профессионального образования. В Москве действует примерно 40 профессиональных образовательных учреждений, в которых могут проходить обучение молодые люди с ограниченными возможностями здоровья. Среди таких учреждений можно назвать Московский городской педагогический университет, Московский городской психолого-педагогический университет, МВТУ имени Н.Э.Баумана, Московский институт-интернат для инвалидов с нарушениями опорно-двигательной системы. Но в большинстве образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования отсутствуют условия для студентов с ограниченными возможностями здоровья, что существенно затрудняет их обучение либо делает такое обучение невозможным. Николай Раздобаров, к его чести, смог сделать все возможное, чтобы эти ребята получали профессию, но он постоянно говорит о том, что его выпускники сталкиваются с проблемами трудоустройства. Трудности, возникающие с дальнейшим трудоустройством, отмечает уполномоченный, так же актуальны, как и овладение профессией. Далеко не все учреждения и предприятия Москвы готовы принять на работу по соответствующей профессии (специальности) лиц с ограниченными возможностями здоровья, что в первую очередь связано с отсутствием специально оборудованных рабочих мест. При этом статьями 13 и 16 Закона города Москвы от 29 июня 2005 года №32 «О начальном и среднем профессиональном образовании в городе Москве» и Законом города Москвы от 22 декабря 2004 года №90 «О квотировании рабочих мест» установлены преимущественное право лиц с ограниченными возможностями здоровья на трудоустройство после окончания государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования и требование к работодателям о квотировании рабочих мест для инвалидов
Учитывая поступающие в аппарат уполномоченного обращения родителей по вопросам прав детей с тяжелыми нарушениями здоровья на профессиональное обучение, следует отметить, что крайне важная задача, стоящая перед обществом, – создание государственной системы профессионального обучения и трудоустройства молодых людей, страдающих расстройствами здоровья, которые признаются тяжелыми. Организация ранней помощи детям с особыми образовательными потребностями, создание для них дошкольных учреждений, специальных классов внедряются в жизнь и практическую деятельность субъектов московской системы образования. Но когда молодые люди с особыми потребностями становятся взрослыми, они практически обречены на «заключение» в четырех стенах своих квартир, а после ухода из жизни их родителей – на доживание в психоневрологических интернатах. Это при условии, что такие лица проживают в семье. Если же лица с тяжелыми нарушениями здоровья не имеют родителей и с детских лет находятся в учреждениях социальной защиты населения, то о профессиональном образовании, за исключением «трудотерапии» в производственных мастерских интернатов, говорить вообще не приходится. Но крайне необходимо, отмечает уполномоченный, чтобы общество способствовало достойной жизни молодых людей с тяжелыми нарушениями здоровья независимо от наличия или отсутствия родительского попечения. Наличие подобных условий снимет определенную социальную напряженность в обществе. Возможность трудиться, быть полезным другим людям необходимы человеку, имеющему инвалидность, едва ли не больше, чем другим членам общества.
Модель профессионального обучения молодых людей с тяжелыми психическими нарушениями создана в колледже №21 как экспериментальная площадка. В колледже есть новое подразделение – Центр социальной адаптации и профессионального обучения. В производственном корпусе колледжа для организации мастерских летом 2006 года было выделено помещение общей площадью 150 кв. метров. За счет средств, выделенных Департаментом образования, произведен ремонт и перепланировка помещения. 20 молодых людей с тяжелыми нарушениями развития были зачислены в качестве учащихся колледжа по специальностям «швея», «брошюровщик» и «столяр». Стоит особо отметить, что эти молодые люди никогда не смогут освоить весь объем навыков по названным специальностям, но они с успехом могут освоить отдельные операции, а иногда и полные технологические циклы. Летом 2007 года в колледже оборудовали гончарную мастерскую площадью 140 кв. метров, в которой с 1 сентября 2007 года начали обучение 12 человек. Также были оборудованы комнаты для учителей и отдыха учащихся. Сегодня в колледже обучаются 32 молодых человека с тяжелыми нарушениями развития, все они имеют инвалидность 1-й или 2-й группы.
Гости проходят в большую комнату, где за длинным столом сидят ребята и разрисовывают будущие кружки и тарелки. Рядом комната, где установлена печь: там изготовленные полуфабрикаты станут красивой посудой. Гостям дарят уже готовые кружки с оригинальными рисунками, кружки уникальны – таких рисунков вы не найдете ни в одном магазине. Затем нас приглашают посмотреть полиграфический участок: здесь учащиеся колледжа выполняют реальные заказы и изготавливают буклеты, брошюры, учебную литературу. Ребята сосредоченны и серьезны, от них зависит, в каком виде эта литература попадет к потребителям. Работа эта оплачивается. Раздобаров постоянно ищет заказы, потому что в бюджете такие расходы не предусмотрены и нужно зарабатывать большие средства – 300 тысяч в месяц.
Как родителей молодых людей, так и преподавателей колледжа волнует вопрос, где смогут после окончания обучения работать выпускники с ограниченными возможностями здоровья? Без дальнейшего трудоустройства и применения в практической деятельности полученных профессиональных навыков развитие системы обучения профессии этих ребят бесполезно и нецелесообразно. Экспериментальная площадка может так и остаться экспериментом. Уникальный трехлетний опыт профессионализации лиц с ограниченными возможностями здоровья вместо распространения рискует быть невостребованным, а самих ребят ожидает в лучшем случае существование за счет родственников или пожизненное проживание в интернате на иждивении государства, а ведь получив определенные профессиональные навыки, приемлемые и посильные профессии, молодые люди, несмотря на имеющиеся существенные ограничения, могут найти свое место в жизни и обществе и вместо иждивенцев, ожидающих милости, могут стать активными востребованными людьми.
Московская региональная благотворительная общественная организация «Центр лечебной педагогики» разработала проект, в соответствии с которым планируется создание Центра социально-трудовой адаптации, профориентации и трудоустройства для лиц с тяжелыми нарушениями здоровья, который в качестве структурного подразделения может быть организован на базе колледжей. В это подразделение должны войти отделения медицинского и психолого-педагогического сопровождения, учебно-производственные мастерские и агентство или служба трудоустройства. Такая модель должна работать как центр непрерывного образования. После того как подросток попадает в такой центр, сначала определяются его склонности к тому или иному ремеслу. Для этого около 80% учебного времени он будет проводить в основной выбранной им мастерской, а остальное время может посещать другие мастерские, где будет знакомиться с другими ремеслами или технологическими процессами. На протяжении длительного времени (у кого-то этот процесс займет месяцы, у кого-то – годы) профессиональные навыки выполнения той или иной операции или того или иного технологического процесса, к которому молодой человек проявил склонность, доводятся до такого уровня, что он может самостоятельно выполнять их, работая на адаптированном рабочем месте. Одновременно через службу трудоустройства должна изучаться потребность города в работнике с полученными профессиональными навыками. Кого-то из выпускников центра можно будет трудоустроить в городские предприятия и учреждения, кому-то может быть предложен надомный труд. При этом трудоустроенный выпускник будет находиться под постоянным контролем куратора (сопровождающего), который окажет необходимую помощь в осуществлении трудовой деятельности, а также во взаимоотношениях с другими работниками. В случае возникновения необходимости освоения новых технологических операций и связанных с этим трудностей работник с ограниченными возможностями здоровья подлежит направлению в центр на переподготовку. Таким образом, в случае необходимости работник будет постоянно находиться в процессе обучения, и ему не будет грозить увольнение из-за недостатка квалификации. Постоянный контроль куратора центра и его помощь работодателю создают благоприятную обстановку и для молодого человека с ограниченными возможностями здоровья, пришедшего на работу, и для всего коллектива. Очевидно, что создание службы кураторов в рамках центра позволит повысить шансы молодого человека не только найти работу, но и ощущать постоянную поддержку в процессе работы, что крайне важно для воспитанников центра. Такая система широко используется в европейских странах и известна как система поддерживаемого трудоустройства (supported employment).
При реализации поддерживаемого трудоустройства государство за счет социальных программ финансирует сопровождение инвалида в быту, на работе, в транспорте, то есть повсюду, где ему требуется поддержка. В настоящее время необходимость поддержки становится актуальной для внедрения такого ребенка в образовательную среду уже с момента дошкольного обучения и сопровождения вплоть до трудоустройства. В таком случае необходимы разработка и утверждение стандарта объема услуг по сопровождению каждого конкретного ребенка, подростка и молодого человека, имеющего инвалидность, в который должны войти услуги по сопровождению во время получения профессионального обучения и трудоустройства.
Для создания и отработки модели адаптационных рабочих мест для молодых людей с ограниченными возможностями здоровья, для обеспечения социального и профессионального будущего молодых людей с нарушениями умственного развития и психическими расстройствами руководство технологического колледжа №21 совместно с РБОО «Центр лечебной педагогики» создало проект Центра ремесел для подростков и молодых людей с тяжелыми (в том числе психическими) нарушениями здоровья. В соответствии с этим проектом социальные кураторы (инструкторы) во время работы в мастерских центра ремесел будут оказывать помощь при организации труда, поездках работников от дома к месту работы. Финансирование такого сопровождения возможно за счет социальных городских программ. Это снимет финансовую нагрузку с работодателя, который никогда не сможет из заработанных от реализации продукции средств финансировать сопровождение работающих инвалидов. Начать реализацию проекта планируется после окончания колледжа обучающимися лицами, имеющими тяжелые нарушения развития.
В связи с этим возникает еще одна проблема, которая также существенно влияет на социализацию лиц с тяжелыми нарушениями здоровья. Это проблема независимого проживания молодых людей из этой категории отдельно от семьи, в которой они выросли. Конечно, жить абсолютно самостоятельно лица с тяжелыми нарушениями здоровья не смогут. Но их независимое проживание можно правильно организовать. Европейский опыт подтверждает это. Организация групповых домов, где проживают не более 20 человек с сопровождением, квартир для автономного проживания, целых деревень-общин в сельской местности позволяет решать эту проблему. Для этих целей предлагается создать так называемые тренировочные квартиры, в которых молодые люди с тяжелыми нарушениями здоровья начнут привыкать к самой возможности жизни вне родительского дома. В то же время выходные дни они будут проводить с родными, общаться с ними и делиться впечатлениями, что обогатит внутренний мир и расширит границы мира внешнего. Жизненно важные и социально значимые навыки будут закрепляться у молодых людей в результате тематической тренировки (проведения специальных тренингов). Планирование коллективной жизни в тренировочной квартире ни в коем случае не отменяет возможности и необходимости общения, личной инициативы, проявления склонностей и способностей. К ожидаемым результатам эксперимента поддерживаемого проживания лиц с ограниченными возможностями здоровья на тренировочных квартирах можно отнести следующие:
– для лиц с ограниченными возможностями здоровья – возможность ощутить себя взрослыми, самостоятельными людьми и приобрести необходимые для жизни среди других людей бытовые, гигиенические и социальные навыки;
– для специалистов – опыт организации независимого проживания для молодых людей с ограниченными возможностями здоровья и лиц, имеющих инвалидность, создание базы для методической и практической подготовки специалистов для работы с такими лицами;
– для родителей лиц с ограниченными возможностями здоровья – оценить способность своих детей к автономному существованию и использовать в дальнейшем полученные детьми навыки дома, возможность впервые за многие годы другими глазами посмотреть на своих выросших детей и их возможности и почувствовать себя более свободными и уверенными в будущем своих детей;
– для заинтересованных людей и организаций – ознакомление с опытом независимого проживания лиц с ограниченными возможностями здоровья и его использование.
Директор технологического колледжа №21 обращался к руководству Восточного округа с просьбой поддержать проект тренировочной квартиры и в зоне шаговой доступности от колледжа в районе Метрогородок или Гольяново на льготных условиях выделить две квартиры (одну – для юношей, другую – для девушек) для реализации проекта независимого проживания. Остается надеяться на то, что власть примет участие в эксперименте и поддержит колледж в его благородной работе.
Комментарии