Тема Великой Отечественной войны неисчерпаема. Осколки драмы, унесшей в целом более 50 миллионов жизней, до сих пор пополняют музейные экспозиции. И память эту важно сохранять. Не случайно, приветствуя участников областного семинара руководителей музеев образовательных учреждений «Содержание и формы работы музеев, посвященных 65-летию Победы в Великой Отечественной войне», состоявшегося на базе Гостилицкой школы, председатель Совета ветеранов Ломоносовского района Николай Михайлов привел слова одного из канцлеров Германии: «Войны периодичны. Через 40-50 лет начинаются новые, потому что последующие поколения забывают о прошедших войнах».
В обсуждении, как школьному музею подготовиться к юбилею Победы, приняли участие более 60 человек из всех районов Ленинградской области. Как заметила методист военно-патриотической направленности Центра детского творчества Ломоносовского района Валентина Толмачева, понятен тот факт, что данный семинар проходит на Ломоносовской земле, где почти в каждом населенном пункте есть памятные места, связанные с военными событиями 1941-1945 годов. Школьными музеями Ломоносовского района накоплен большой опыт работы.
– Наш район – это музей под открытым небом, здесь находился знаменитый Ораниенбаумский плацдарм. И какая бы тематика ни лежала в основе организации школьного музея, дети неизменно приносят трофеи войны, неизменно появляется экспозиция по военно-патриотической тематике. Даже в самом молодом музее Лаголовской школы, который создавался в основном с экспозиции по этнографической тематике «Из бабушкиного сундука», была недавно сформирована экспозиция по трофеям войны.
В Ломоносовском районе 10 музеев боевой славы на базе образовательных учреждений, пять из них паспортизированы. Наиболее полно тема Великой Отечественной войны представлена в Гостилицком музейном комплексе, где в зале боевой славы отражены страницы подвига с 1941 по 1944 год. Он является базовым по героико-патриотической работе в районе. Ропшинский музейный комплекс тоже располагает музеем боевой славы с экспозициями. Есть в районе один мемориальный музей на базе Низинской школы. Материалы экспозиции посвящены памяти героев 264-го отдельного пулеметно-артиллерийского батальона, защищавшего эти места осенью 1941 года. А в музее боевой славы на базе Лебяжинской школы есть уникальные экспонаты, в том числе единственный в районе блиндаж-муляж землянки времен Великой Отечественной войны. Музей Лебяжинской школы располагает уникальной экспозицией под открытым небом – фортом «Красная горка».
Участники семинара имели возможность ознакомиться с опытом работы музейного комплекса Гостилицкой школы, который включает три составляющие: музей боевой славы, музей истории усадьбы и музей истории школы. С помощью бессменного руководителя музейного комплекса Антонины Ивановны Швагиревой ребятами разработаны интересные экскурсии. Например, десятиклассник Ярослав Разумовский, проведший экскурсию в музее боевой славы, рассказал, что самой высокой точкой в окрестностях Гостилиц является гора Колокольная (105,3 метра), которую фашисты захватили в 1941 году, пытались удержать, но не смогли. Таким образом возник Ораниенбаумский плацдарм. Часть горы Колокольной защищала 50-я особая стрелковая бригада морской пехоты. А освобождала Гостилицы 14 января 1944 года 90-я стрелковая дивизия, командиром которой был Герой Советского Союза Николай Лященко. Кстати сказать, картина «Гостилицы после освобождения», находящаяся в музее, написана сразу на следующий день после освобождения учителем труда и изо Леонидом Распоповым. Музей боевой славы имеет такие уникальные экспонаты, как боевой щиток, найденный на горе Колокольной, гранаты, пулемет «максим», винтовка Мосина, рация, фляга. Есть в музее кусочек блокадного хлеба и 82 фронтовых письма бойца Ораниенбаумского плацдарма Игоря Кулагина. Совсем недавно музейная экспозиция пополнилась блокадным дневником секретаря Второй ударной армии Нинель Карпенко.
– Мне нравится работать в музее, – признался после экскурсии Ярослав, – и хотя я занимаюсь всего год, но уже есть экспонаты, которые считаю для себя важными. Прежде всего лично я нашел на горе Колокольной колесо от танка. Еще мне нравится боевой щиток, который ставили в траншею, чтобы закрывать бойцов от огня противника. Мы ведем много поисковых работ, причем в них принимают участие ребята всех возрастов, и это нас всех сильно сплачивает.
– Музей в жизни школы и учеников играет колоссальную роль, – подтверждает слова Ярослава Антонина Швагирева. – Музей – визитная карточка школы, потому что он связан со всеми предметами. Это центр воспитательной работы. Наша школа лидирует в районе по военно-патриотической работе. Именно у нас на протяжении последних сорока лет 14 января, в день освобождения Гостилиц, проходили встречи с ветеранами. Эта передача опыта поколений особенно важна сейчас, когда вопрос о нравственности стал актуальным. Занимаясь в музее, дети пишут исследовательские работы, сочинения, делают презентации. На многих ребят это оказало влияние при выборе профессии. Среди наших выпускников есть экскурсоводы, педагоги, филологи.
Музей вообще может вызвать уникальные изменения в жизни ребенка. Я помню такой случай. Я классный руководитель пятиклассника из многодетной семьи. Мальчик плохо учится, пропускает школу. Как-то обнаружилось, что хорошо рисует. Стала привлекать его для работы в музее. Познакомился с ребятами, подружился. И пока на протяжении 5-6-х классов шла борьба за то, чтобы ходил в школу, он так увлекся краеведением, что именно этот мальчик с одноклассником отреставрировал пулемет «максим», винтовку Мосина. Можно сказать, музей вытащил ребенка. Сегодня это замечательный отец семейства. Приезжает на вечера выпускников.
– Что нужно, чтобы ребенок пришел в музей?
– Бывает так, что сначала нужно навязать, чтобы увлечь. Но наша традиция – приход по желанию. Вот Ярослав сам пришел в прошлом году и сразу же победил на конкурсе экскурсоводов, подготовив и проведя блестящую экскурсию по письмам бойца Ораниенбаумского плацдарма. Детям нравится проводить экскурсии. Особенно диалоговые, когда им задают вопросы, когда они разрешают экскурсантам походить в касках, все потрогать. Нравится поисковая деятельность. У нас активная переписка с родственниками погибших, которую курирует почетный гражданин поселения Гостилицы Александра Степановна Яковлева.
Помимо школьного музейного комплекса участникам семинара представилась возможность побывать на легендарной горе Колокольной и возложить цветы. Если бы морские пехотинцы, более двух лет защищавшие гору, не удержали своих позиций, то не было бы Ораниенбаумского плацдарма и базы Кронштадта. А без них тяжелее пришлось бы Ленинграду. Значение плацдарма в том, что его тяжелые орудия подавляли огневые точки противника, которые били по Ленинграду. Отсюда, с Ораниенбаумского плацдарма, началась операция по снятию блокады Ленинграда. Ветераны и жители округи рассказывают, что голод у защитников в первое время был ужасающий. На месяц выдавали стакан крупы. Воины пухли от голода. Фашисты давили на психику, зазывая на горячий суп, но матросы предпочитали умирать. После снятия блокады Ленинграда на Ораниенбаумском плацдарме оставалось в живых всего четыреста с небольшим человек…
Гостилицы, Ломоносовский район, Ленинградская область
Комментарии