search
main
0

У экрана. или «Неуловимый балет»

Компьютер, телевизор, видики прочно входят в жизнь многих малышей начиная с первых лет жизни. В некоторых семьях, как только ребенок начинает сидеть, его сажают перед экраном. Домашний экран все больше заменяет бабушкины сказки, мамины колыбельные песенки, разговоры с отцом. Экран становится главным «воспитателем» малыша. По данным ЮНЕСКО, 93% современных детей 3-5 лет смотрят на экран 28 часов в неделю, т.е. около 4 часов в день, что намного превосходит время общения со взрослыми. Это безобидное занятие вполне устраивает не только ребятишек, но и родителей. В самом деле, малыш не пристает, ничего не просит, не хулиганит, не подвергается риску и в то же время получает впечатления, узнает что-то новое, приобщается к современной цивилизации.

Покупая ребенку новые видеокассеты, компьютерные игры или приставки, родители как бы заботятся о его развитии и стремятся занять его чем-то интересным. Однако это безобидное и безопасное занятие таит в себе серьезные опасности и может повлечь весьма печальные последствия не только для здоровья ребенка (о нарушениях зрения, дефиците движений, испорченной осанке уже сказано немало), но и для его психического развития. Сегодня, когда подрастает первое поколение «экранных детей», эти последствия становятся все более очевидными.

Первое – отставание в развитии речи. Малыши позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. Специальная логопедическая помощь нужна практически каждой группе детского сада. Такая картина наблюдается не только в нашей стране, но и во всем мире. Как показали специальные исследования, сегодня 25% 4-летних страдают нарушением речевого развития. В середине 70-х дефицит речи наблюдался только у 4% детей того же возраста. За 20 последних лет число речевых нарушений возросло более чем в 6 раз!

Однако при чем здесь телевидение? Ведь ребенок, сидящий у экрана, постоянно слышит речь. Какая разница, кто с ним говорит – взрослый или герой мультфильма?

Разница огромная. Речь ведь не подражание чужим словам и не запоминание речевых штампов. Овладение речью в раннем возрасте происходит только в живом, непосредственном общении, когда малыш не только слушает чужие слова, но и отвечает другому человеку, когда он сам включен в диалог. Причем включен не только слухом и артикуляцией, но всеми своими действиями, мыслями и чувствами. Как установил американский психолог Кондон, даже младенец отвечает на обращенную, хотя еще непонятную, речь взрослого всем своим существом: все его тело, как в танце, точно и плавно сопровождает слышимую речь. Речь взрослого как бы охватывает его, настраивает на партнера и подключает к общению. Это явление получило образное название «неуловимый балет». Ответные движения младенца возникают исключительно на живую речь, адресованную ему. Та же речь с любого звуковоспроизводящего устройства или бессвязные звуки никакого балета не вызывают. В более позднем возрасте (в 1,5 – 2 года) малыш, слышащий обращенные высказывания взрослых, пытается ответить на них и сам воздействует на родителей с помощью слов. Для того чтобы ребенок заговорил, необходимо, чтобы речь была включена в его конкретные практические действия, в его реальные впечатления и, главное, в его общение со взрослыми. Речевые звуки, не обращенные ребенку лично и не предполагающие ответа, не затрагивают ребенка, не побуждают к действию и не вызывают каких-либо образов. Они остаются «пустым звуком».

В последнее время педагоги и психологи все чаще отмечают у детей неспособность к самоуглублению, к концентрации на каком-либо занятии, отсутствие заинтересованности делом. Эта картина новой болезни «дефицит концентрации». Этот вид заболевания характеризуется гиперактивностью, ситуативностью поведения, повышенной рассеянностью. Ребятам нужна постоянная внешняя стимуляция, которую они привыкли получать с экрана.

Многим детям стало трудно воспринимать информацию на слух – они не могут удерживать предыдущую фразу и связывать отдельные предложения. Слышимая речь не вызывает каких-либо образов и устойчивых впечатлений. По этой же причине им трудно читать – понимая отдельные слова и короткие предложения, они не могут удерживать и связывать их, в результате они не понимают текста в целом. Поэтому им просто неинтересно, скучно читать даже самые хорошие детские книжки.

Еще один факт, который отмечают многие педагоги, – резкое снижение фантазии и творческой активности детей. Дети теряют способность и желание чем-то занять себя. Они не прилагают усилий для изобретения новых игр, для сочинения сказок, для создания собственного воображаемого мира. Им скучно рисовать, конструировать, придумывать новые сюжеты. Их ничего не интересует и не увлекает. Отсутствие собственного содержания отражается на отношениях детей. Им неинтересно общаться друг с другом. Замечено, что общение со сверстниками становится все более поверхностным и формальным: детям не о чем разговаривать, нечего обсуждать. Они предпочитают нажать кнопку и ждать новых готовых развлечений.

Но, пожалуй, самое явное свидетельство нарастания этой внутренней пустоты – повышение детской жестокости и агрессивности. Число преступлений, совершенных детьми и подростками, в последнее время резко нарастает. Поражает не только жестокость, но и бессмысленность, немотивированность этих детских «шалостей». Конечно, мальчишки дрались всегда, но в последнее время изменилось «качество» детской агрессивности. Раньше при выяснении отношений на школьном дворе драка заканчивалась, как только противник оказывался поверженным. Этого было достаточно, чтобы чувствовать себя победителем. В наше время победитель с удовольствием бьет лежащего ногами, потеряв всякое чувство меры. Сопереживание, жалость, помощь слабому встречаются все реже. Жестокость и насилие становятся чем-то обыденным и привычным.

Конечно, далеко не у всех детей перечисленные «симптомы» наблюдаются в полном объеме. Но тенденции в изменении психологии современных детей достаточно очевидны и вызывают естественную тревогу. Наша задача – не напугать в очередной раз читателя ужасающей картиной падения нравов современной молодежи, а помочь понять истоки этих тревожных явлений.

Но неужели всему виной телевизор, компьютер? Да, если речь идет о маленьком ребенке, не готовом адекватно воспринимать информацию с экрана. Когда домашний экран поглощает все силы и внимание малыша, подменяет для маленького ребенка игру, активные действия и общение с близкими взрослыми, он, безусловно, оказывает мощное формирующее, вернее, деформирующее влияние на становление психики и личности. Последствия и масштабы этого влияния могут сказаться значительно позже в самых неожиданных областях.

Детский возраст – период наиболее интенсивного становления внутреннего мира, построения личности. Изменить или наверстать упущенное в этот период в дальнейшем практически невозможно. Возраст раннего и дошкольного детства (до 6-7 лет) – период зарождения и формирования наиболее общих фундаментальных способностей человека. Термин «фундаментальных» здесь употреблен в самом прямом смысле – это то, на чем будет строиться и держаться все здание личности человека. Поменять фундамент, когда здание уже построено, нельзя. Если фундамент непрочный или искривленный, здание будет неустойчивым и в любой момент может обрушиться. Соответственно чем раньше возрастной период, тем более ответственным он является и тем более определяет дальнейшее развитие человека.

В истории педагогики и психологии был пройден большой путь до того момента, когда были замечены и признаны своеобразие и особенности первых лет жизни человека. Только в конце прошлого века детство превратилось в социальную идею, когда сразу несколько гениальных психологов (Пиаже, Фрейд, Выготский) открыли качественное своеобразие детства, принципиальные различия в восприятии мира ребенка и взрослого. До этого дети рассматривались как маленькие взрослые, которые еще многого не знают и не умеют. Но сейчас это особое своеобразие и фундаментальное значение детства опять оттесняется на задний план. Это происходит под предлогом «требований современности» и «защиты прав ребенка». Полагается, что с маленьким можно обращаться так же, как со взрослым: его можно учить чему угодно (а он может и должен усваивать нужные знания), ему можно объяснять нормы и правила поведения (а он должен их усваивать), от него можно ждать целесообразности и ответственности (а он должен оправдывать наши ожидания). Считается, что ребенок, так же как взрослый, имеет право на юридическую помощь, на политическое самоопределение, он может пользоваться благами цивилизации, и, конечно же, он может и должен использовать все возможные технические средства. Сажая малыша перед телевизором или компьютером, родители полагают, что он, так же как и взрослый, понимает происходящие на экране события. Но это далеко не так. Вспоминаю эпизод из одного западного фильма, в котором молодой отец, оставшись с двухлетним малышом дома, неумело хлопочет по хозяйству, а ребенок спокойно сидит перед телевизором и смотрит эротический фильм. Вдруг «кино» кончается, и мальчик начинает орать. Испробовав все возможные средства утешения, папа сажает малыша перед окном стиральной машины, в котором крутится и мелькает цветное белье. Ребенок резко замолкает и спокойно смотрит на новый «экран» с той же завороженностью, как раньше он смотрел в телевизор. Этот пример наглядно иллюстрирует своеобразие восприятия экранного изображения маленьким ребенком: он не вникает в содержание и сюжеты, не понимает действий и отношений героев, он видит яркие движущиеся пятна, которые как магнитом притягивают его внимание. Привыкнув к такой зрительной стимуляции, ребенок начинает испытывать потребность в ней, ищет ее повсюду. Примитивная потребность в сенсорных ощущениях может закрывать малышу все богатство мира. Ему уже все равно, куда смотреть, – только бы мелькало, двигалось, шумело. Примерно так же он начинает воспринимать и окружающую действительность…

Как видим, «равноправие» детей в использовании СМИ не только не подготавливает их к будущей самостоятельной жизни, но мешает сделать важнейшие шаги в развитии личности.

Главное право ребенка – это его право на детство, на полноценное проживание всех возрастных периодов. Сажая дошкольника перед экраном и освобождая себя от лишних и утомительных занятий с ним, взрослые забирают у него это право и нарушают основной закон развития психики ребенка. Этот основной закон хорошо известен всем психологам уже со студенческой скамьи. Однако в контексте данной проблемы он получает новое звучание и новое, увы, печальное подтверждение. Попытаюсь напомнить и пояснить его.

Суть этого закона заключается в том, что становление внутреннего мира ребенка происходит в его совместной жизнедеятельности со взрослым. Все высшие психические функции ребенка – его интересы, переживания, представления, образы – складываются и первоначально существуют не внутри самого ребенка, а в его общении со взрослым. При этом взрослый не навязывает какие-то свои представления или ценности, а вместе с ним строит его внутренний мир, открывая новые грани действительности, которые сами по себе не видны и могут остаться незамеченными. Окружающие маленького ребенка предметы не воздействуют на него непосредственно и не вызывают каких-либо чувств или желаний. Можно видеть множество кошек и собак, но не знать, что они живые, что им бывает больно или холодно; можно прекрасно видеть деревья и цветы, но не замечать, что они красивые; можно натыкаться на кубики, но не испытывать никакого интереса к постройкам башен и дворцов.

Полноценное человеческое развитие ребенка возможно только в интенсивном и полноценном общении с близкими взрослыми. Никакие технические средства, никакие даже самые совершенные и приспособленные для детей СМИ не могут заменить живого человека, не могут открыть культурный смысл окружающих вещей. Если же ребенок в раннем возрасте лишен полноценного общения со взрослыми, этот смысл, а вместе с ним и вся человеческая культура, остается закрытым, чужим, невостребованным, а внутренний мир ребенка – пустым.

Все эти хорошо известные истины многократно подтверждены не только научными исследованиями, но и жизненными фактами. До последнего времени эти факты поставляла система детских закрытых учреждений – домов ребенка и детских домов. Самые разные педагоги и психологи многократно показывали, что дети, лишенные семьи, то есть полноценного общения с близкими взрослыми в раннем детстве, существенно отличаются от своих сверстников, которых воспитывают родители. Их отличает общее недоразвитие личности (нарушения речи, отсутствие интереса к занятиям, слабая концентрация, сниженная эмоциональность, отсутствие сопереживания, импульсивность и ситуативность поведения, отсутствие инициативы, низкий уровень фантазии и воображения, несамостоятельность и стереотипность мышления, слабая ориентированность на будущее). Не правда ли, перечень этих особенностей очень похож на тот, что приведен выше? Но если 10-15 лет назад эти симптомы были присущи довольно ограниченному числу сирот, то в наше время они распространяются на нормальных «семейных» детей. Парадоксально, но все эти особенности наиболее ярко проявляются у двух противоположных по своему социальному положению групп: у сирот или детей алкоголиков и у детей высокообеспеченных родителей (новых русских). В обоих случаях данные симптомы являются следствием одной болезни – недостатка полноценного личностного общения с близкими взрослыми. Если в одном случае дефицит общения является следствием социального неблагополучия (отсутствия родителей или лишения их родительских прав), то в другом, напротив, следствием материального и социального благополучия родителей, их стремления обеспечить ребенка всеми техническими средствами.

Отнюдь не призываю исключить телевизор и компьютер из жизни и воспитания детей. Это невозможно и бессмысленно. Но в раннем и дошкольном детстве, когда внутренняя жизнь малыша только складывается, экран несет в себе серьезную опасность. Компьютерные игры можно вводить только после того, как ребенок освоил традиционные виды детской деятельности – рисование, конструирование, восприятие и сочинение сказок. И главное – когда он научится самостоятельно играть в обычные детские игры (принимать роли взрослых, придумывать воображаемые ситуации, строить сюжет игры и пр.). Даже просмотр мультиков для маленьких детей должен быть строго дозирован. При этом родители должны помогать малышам осмыслять происходящие на экране события и сопереживать героям фильма. Предоставлять свободный доступ к информационной технике можно только «за пределами» дошкольного возраста (после 6-7-лет), когда дети уже «готовы». Тогда экран будет для них именно средством получения нужной информации, а не властным хозяином над душами и не главным воспитателем.

Елена СМИРНОВА, доктор психологических наук, профессор, зав. лабораторией психологии детей дошкольного возраста Психологического института РАО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте