search
main
0

У «Директора» юбилей! Коррекционные школы растят особых детей и уникальных руководителей

Текущий год богат на круглые даты в образовании. Даже два профессиональных конкурса в этой области отметили в 2014-м свои юбилеи. И если «Учитель года» отпраздновал внушительные двадцать пять, то у «Директора школы» пока первое, но весьма уверенное пятилетие. Конкурс молод, но уже обзавелся традициями. Так, второй год подряд лучшим управленцем становится директор коррекционной школы.

Не тот хорош, кто не ошибается…Но на этом череда совпадений не закончилась. Как и на первом конкурсе в 2010 году, в этот раз выиграл руководитель школы из Ижевска. Под началом директора школы-2014 Наила Сираева школа №15 – образовательное учреждение I, II, VI вида. И за этими римскими цифрами дети с ограниченными возможностями, которые становятся… чемпионами по горнолыжному спорту.Но за два дня до финала, смотря на таких разных, самобытных конкурсантов, было еще трудно сказать, кто именно покажет чемпионские результаты. Было непросто даже членам жюри, среди которых такие эксперты в области образования, как главный редактор журнала «Директор школы» Константин Ушаков, руководитель центра развития лидерства в образовании Института образования НИУ ВШЭ Анатолий Каспржак, ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко, директор московского центра образования №109 Евгений Ямбург и др.Еще труднее было делать какие-то прогнозы в самом начале конкурса, весной, когда в качестве письменного задания первого заочного тура организаторы предложили эссе на тему «Использование финансовых средств в управлении школой»… и получили более 400 работ. Вторым заданием были традиционные видеоролики. Они получились совершенно разные – и технически, и содержательно. Члены жюри конкурса, в числе которых и победитель «Директора школы-2013», руководитель санкт-петербургской коррекционной школы №13 Денис Бухаров, отмечают, что налицо серьезный рост технического качества в сравнении с прошлым годом. А содержательно в каждом из трехминутных фильмов свой опыт, своя печаль, своя победа. В итоге кто-то вообразил себя Стивом Джобсом и уверенно прохаживался по пустой сцене с планшетом, а кто-то, опустив голову, прогуливался по развалинам родной школы…Радует, что, пожалуй, редкий директор хочет выглядеть на экране безупречно. Многие честно рассказывают о совершенных ошибках – о гордости, которая была присуща в молодые годы, о восприятии роли директора как главенствующей в школе, о погоне за похвалами и страхом перед проверками. Наверное, сказывается то, что в последнее время мы научились допускать ошибки в школьной практике. Главное ведь не отсутствие ошибок, а желание их исправить.Убеди учредителя за пять минутНет ничего хуже ожидания… Пожалуй, это справедливо для тех, кто, справившись с заданиями первого дня, хотел немного расслабиться. Но в предвкушении нового этапа соревнований беспокойное директорское сердце и аналитический ум позволили это сделать немногим. Еще бы, ведь из тридцати пройти дальше могли только десять. Так каковы шансы стать каждым третьим?И вот уже представители десятки начинают подниматься на сцену. Некоторые умудренные годами и опытом директора внезапно чувствуют себя как школьники, с ужасом ожидавшие тройки и получившие высшие баллы. А кто-то, наоборот, с уверенностью заявляет: отличная высота, да только не последняя…Участников конкурса систематически учат лаконичности. Очередное задание весьма сильно походит на классический и модный elevator pitch – короткую речь, во время которой нужно убедить потенциального инвестора поддержать тебя. Так и конкурсантам поставлена задача убедить своего учредителя продлить с ними контракт.Руководитель школы №1 им. В.И.Сурикова из Красноярска Вячеслав Ткаченко отвечает первым. Директор – друг, к которому можно прийти с вопросом или за советом, тот, кому доверяют, и это решает многие проблемы. О доверии и понимании говорил и Александр Кизима, руководящий школой №21 города Ставрополя, и Валентин Васильев из школы №18 Великого Новгорода.У Александра Кузьмина, директора санкт-петербургской частной школы им. А.М.Горчакова, другие мотивации. Ведь плохо, когда в доме каждые три года меняется папа… Вот он и предлагает переизбрать его на новый срок, обещая стабильность и развитие.А Наил Сираев удивил всех, поведав, что в первые полгода хотел уйти из школы, в которой трудится уже не один десяток лет. Непросто было новоиспеченному историку вдруг стать учителем труда, да еще и у таких сложных детей. Но теперь было бы странно и неправильно покидать свой пост, еще надо многое доделать, а до пенсии всего ничего – три года!Для Жанны Подковыркиной, руководителя школы №8 из Анжеро-Судженска Кемеровской области, вопрос завершения дел тоже первоочередный, а передать бразды правления пока некому. Велика роль в коллективе школы №2 Усть-Лабинска Краснодарского края и директора Натальи Маркиной. За три года она вывела школу в первые ряды в регионе. Как тут все бросишь? Если только в приказном порядке где-то потребуется антикризисный менеджер.А директор пермской гимназии №31 Людмила Серикова уверена – коллектив сработает и без нее, потому что они уже всему научились, все знают и умеют. Их можно с легким сердцем отпустить в свободное плавание. Как минимум лет на пять. Но, конечно, очень не хотелось бы.Для Сергея Воронина из школы №26 города Волчанска Свердловской области предложенная ситуация не была новой – свой конфликт с учредителем он пережил еще в феврале этого года и воспринял задание как способ переосмыслить произошедшее.А для одного из молодых участников конкурса – Сергея Новоселова, директора школы поселка Советский Республики Марий Эл, – многое в новинку. Руководителем он стал в 25 лет и постепенно понял, что директор един в трех лицах – ремесленник, ученый и творец. Это триединство он и старается воплощать в жизнь, убеждая окружающих: он занимает в школе свое место.Победил достойнейшийЧто лучше похода в салон может снять  предфинальное напряжение? А если салон придет к вам? Так и случилось: все 17 участниц конкурса под чутким руководством парикмахера-стилиста из Санкт-Петербурга Максима Соболева готовятся к выходу – чтобы не только профессионально блистать, но и по-женски завораживать…А когда он уже сам поднимается на сцену, чтобы вручить призы самым стильным руководителям, признается, что когда-то окончил коррекционную школу, и благодарит всех присутствующих за то, что современным детям, нуждающимся в особом подходе, также не закрыт путь к мечте.И пока, кроме оргкомитета, никто не догадывается, насколько справедливо звучат эти слова в рамках конкурса. Одного за другим оглашают победителей: третье место – Жанна Подковыркина, второе – Сергей Новоселов. И когда дело доходит до объявления абсолютного победителя, зал в едином порыве встает с мест – хрустальная медаль и сертификат на внушительный денежный приз у Наила Рафиковича!Сюрпризов и подарков на юбилейном конкурсе целое множество.  «Учительская газета» принимала в конкурсе самое живое участие и не могла не вручить собственные призы. Первый заместитель главного редактора «УГ» Ирина Димова внимательно следила за всеми перипетиями финала и отметила за информационную открытость директора Целиннинской школы Забайкальского края Ольгу Ольховскую, а за проявленное мужество и профессионализм – Сергея Воронина.Конечно, в словах председателя оргкомитета конкурса, заместителя главного редактора журнала «Практика административной работы в школе» Алексея Ломова есть своя правда: у кого-то из вошедших в семерку лучших может быть легкое ощущение незавершенности, недовольства своими ошибками. Но все признают – победил достойнейший. Вновь коррекционная школа. Вновь Ижевск. Круг замкнулся, началась новая веха…Михаил КУЗМИНСКИЙ (фото)

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте