В книге Ефремова «Туманность Андромеды» есть сцена, в которой два ведущих специалиста планеты Земля в области психологии и археологии попадают в школу. Там они, подслушав объяснение нового материала, осознают, что ничего не поняли. Реакция их на это была терпимой, ведь ученикам действительно должны давать самые новые, самые передовые знания. Конечно, современной школе сейчас очень трудно соответствовать требованиям времени высоких технологий, однако в этом нам большую помощь оказывают ИКТ.
Возможно, у кого-нибудь возникнет вопрос, причем тут история и какое отношение имеет компьютер, например, к Цицерону или Кутузову. Как ни странно – самое прямое, ведь такие ценности, как патриотизм, любовь к Родине и гордость за свою страну, формируются в первую очередь на уроках по нашему предмету. Компьютеризация процесса обучения позволяет увеличивать производительность труда учеников и преподавателей, что особенно актуально при таком избыточном количестве материала по гуманитарным дисциплинам. Кроме того, изучая историю России и развития мировых цивилизаций, дети рискуют утонуть в информационном потоке, что может оттолкнуть их от дальнейшей работы по предмету. Избежать этого тоже помогают новые технологии.
Как пример собственного опыта предлагаю вам урок военной истории с применением мультимедийных пособий.
Тема урока-экскурсии – «Битва за Москву. Подвиг 28 героев-панфиловцев». Занятие проходит в лицейском музее боевой славы, в котором в течение тридцати лет собран богатый материал о Великой Отечественной войне.
Перед учителем стоят следующие задачи:
познакомив учеников с подвигом героев, оборонявших Москву, продолжить процесс воспитания уважения к подвигу всей нашей страны;
объяснить, как из героических поступков защитников Москвы складывалась нелегкая победа всей страны;
учить детей внимательно слушать и слышать материалы экскурсии;
привлечь внимание учеников к работе с историческими документами и картой.
Из оборудования можно использовать мультимедийный проектор, компьютер и принтер.
Ученики вместе с педагогом заранее заходят в помещение музея и готовятся к уроку. Занятие начинается с озвучивания темы и целей, эмоциональной подготовки ребят к восприятию нового материала.
Восьмиклассники-экскурсоводы рассказывают о тридцатилетней истории школьного музея боевой славы, который отсчитывает свою историю с того памятного момента, когда школьный учитель рисования принес ребятам созданную собственными руками панораму «У разъезда Дубосеково». Ученики-экскурсоводы помогают проиллюстрировать это проникновенным рассказом о том, как торжественно тихо восприняли школьники в тот день появление необычной картины. Попутно идет музыкальное сопровождение, звучат стихи.
Затем переходим к повествованию о первой экспедиции юных краеведов 60-х годов в деревню Крюково. Почему именно туда? Что произошло в этом месте 65 лет назад, в ноябре 1941 года? Обращаюсь вместе с ребятами к интересным материалам мультимедийного пособия «Битва за Москву». Рассказ о дне 16 ноября 1941 года (148-й день войны) ведется по плану:
1. Карта боевых действий этого периода войны.
2. Данные о погоде в этот день.
3. О событиях дня (этот материал копируется как раздаточный материал).
4. Кинохроника.
5. Из личных записей маршала Георгия Жукова.
6. Сводки Совинформбюро за 16 и 17 ноября 1941 года (материал копируется через принтер).
По окончании рассказа работа продолжается, ученики получают возможность внимательно и не спеша осмотреть экспозицию музея. На вопросы ребят отвечают юные экскурсоводы, они же помогают осмыслить только что услышанный и увиденный материал через предметы, привезенные с места боя (колючая проволока, пробитые осколками каски советских солдат, осколки снарядов и авиабомб). Затем детям предлагается поработать с интерактивной картой и ответить на вопросы: как быстро проходило движение войск вермахта в период с 10 по 30 октября и с 31 октября по 31 декабря 1941 года, какие причины помешали выполнению немецкой операции «Тайфун».
Конечно, такие уроки лучше всего проводить именно на базе музеев боевой славы, но они есть не во всех учебных заведениях. В этом смысле нашему лицею повезло.
Продолжением таких уроков служит внеклассная поисковая работа в рамках краеведческого научного общества лицеистов. Главное в подобной деятельности – сохранить собранную информацию, обработать и предоставить ее для изучения. Используя современную компьютерную технику, наши ученики архивируют найденную информацию, обрабатывают ее, представляют в виде мультимедийных пособий.
Особенно интересна для ребят работа с фотодокументами. Эти свидетельства эпохи попадают к нам чаще всего не в идеальном состоянии, кроме того, владельцы отдают их лишь на время. Неоценимую помощь здесь оказывают сканеры и программы сохранения графических файлов. Затем начинается «лечение» фотографий. PhotoShop убирает следы механических повреждений изображения, восстанавливает четкость и контрастность изображения. Именно таким образом были отреставрированы бесценные довоенные фотографии Героя Советского Союза земляка-воскресенца Павла Стрельцова, которые сохранились в семье его племянников.
Однако на этом работа с фотодокументами не заканчивается. Каждый из учеников, собирая материал по определенной теме, знает, что сможет поделиться своими находками и сделанными на их основе выводами на научно-практических конференциях, которые регулярно проходят в нашем лицее. Здесь также невозможно обойтись без применения ИКТ. «65 лет битвы под Москвой», «Воскресенск в годы войны», «Люди и судьбы», «Героизм тружеников тыла» – это темы проектов, представленных на суд самого строгого жюри – своих друзей и одноклассников. Защита работ всегда проходит в доброжелательной обстановке. И хотя темы не отличаются оригинальностью, за ними видна большая кропотливая работа школьников, в том числе и по подготовке компьютерной презентации.
Благодаря энтузиазму детей и педагогов в лицее создана копилка мультимедийных историко-образовательных ресурсов на основе результатов проектной деятельности школьников.
Подобный вид деятельности помогает организовать обучение и воспитание ребят в проблемных группах. При этом важно придерживаться нескольких обязательных условий:
над темой работают ученики разных возрастов и стартовых возможностей;
в группе обязательно должен быть один лидер;
ребята по возможности должны владеть навыками работы как с историческим материалом, так и с компьютерной техникой;
необходим четко организованный контроль на промежуточных этапах проектной работы со стороны учителя.
Результаты не заставят себя долго ждать. Так, в 2006 году совместный детский краеведческий проект «Усадьба Кривякино: прошлое и настоящее» об одном из живописных и исторически интересных мест Воскресенска был успешно представлен на зональной краеведческой научно-практической конференции.
Непрерывное формирование информационной культуры в нашем лицее продолжается в повседневной работе музея. Создан электронный каталог экспонатов, компьютерные презентации – очерки о ветеранах Великой Отечественной и локальных войн, альбомы, обобщающие результаты работы поисковых групп. И, наконец, мультимедийные материалы, сопровождающие рассказ экскурсовода-ребенка о героической странице русской летописи. Кинохроника создает необходимый эмоциональный настрой у посетителей, и патриотизм проникает в самые глубины ребячьей души.
Наиболее удачные, на мой взгляд, электронные учебные пособия, которые гармонично вписываются в образовательную деятельность историка, – это компакт-диски из серии «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» – «От Кремля до рейхстага», «Флот во славу России», «Битва за Москву», «Уроки отечественной истории». Их структура позволяет проводить уроки с элементами дифференциации. Во время повторительных упражнений опрос ведется параллельно на тестовых материалах и вопросах, требующих устного развернутого ответа. Учитывая возможности каждого ученика, некоторым из них можно предложить пройти обобщающий тест самостоятельно.
ИКТ помогают учителям лицея успешно реализовать общую концепцию развития нашего образовательного учреждения «Формирование непрерывной информационной культуры», значительно увеличить информационную образовательную среду, а также сделать учебно-познавательный процесс эмоционально насыщенным, воспитательно значимым и эффективным. Учебные занятия не только в рамках урока, но и далеко за его пределами получаются содержательными, насыщенными, дифференцированными и наглядными. А наглядный и интересный урок истории – это урок будущих успехов будущих граждан нашего общества.
Анна ИВАНОВА, учитель истории лицея № 22, Воскресенский район
Комментарии