Многочисленные исследования психологов и педагогов разных времен показывают, как сложно найти общий подход к описанию типологической структуры девиантного поведения. И это во многом связано с условиями жизни и процессом социализации ребенка и подростка. Глобальные социально-демографические изменения, происходящие в современном обществе, появление резких различий в уровне и качестве жизни, распространение зависимости несовершеннолетних от психоактивных веществ – все это способствует увеличению количества детей, имеющих черты поведенческих расстройств, и как следствие этого тормозит процесс адаптации к современным условиям жизни в обществе.
Девиантное поведение, по определению Игоря Кона, это система поступков, отклоняющихся от общепринятых норм психического развития, права, культуры или морали.
Причины, формирующие проблему девиантного поведения, можно классифицировать как внутренние трудности пубертатного возраста (психогормональные процессы, психическая перестройка); пограничность и неопределенность социального поведения и положения; смена механизмов социального контроля: от детских форм (соблюдение внешних форм и послушания) на взрослые (предполагают осознаваемую дисциплину и самоконтроль).
Поведенческие расстройства вызывают социальные факторы (наличие школьных трудностей, воздействие психотравмирующих ситуаций, влияние сверстников с чертами девиантного поведения); индивидуально-личностные факторы, которые могут способствовать проявлению поведенческих расстройств: локус контроля (характеризует локализацию причин, исходя из которых, человек объясняет свое поведение и наблюдаемое им поведение других индивидуумов); низкий уровень самоуважения (не найдя признания в привычной для себя среде, подросток пытается повысить свой психологический статус у сверстников в антисоциальных группах).
Один из важнейших факторов проявления у подростков девиантного поведения – воздействие сверстников.
Некоторые психологи понимают девиантное поведение как один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил, характерных для микросоциальных отношений (семейных, школьных) и малых половозрастных групп.
Это и всякие негативные (вандализм, воровство, предательство, терроризм) и неодобряемые отклонения от общепринятых норм. Это и такое поведение, которое хотя и воспринимается многими как необычное, но в то же время вызывает скорее восхищение окружающих: самопожертвование, сверхпреданность чему-либо или кому-либо, героизм.
Деликвентное поведение, в отличие от девиантного, характеризуется повторяющимися асоциальными проступками детей и подростков, которые складываются в определенный устойчивый стереотип действий, нарушающих правовые нормы, но не влекущих уголовной ответственности из-за их ограниченной общественной опасности или недостижения ребенком возраста, с которого начинается уголовная ответственность.
Деликвентное поведение не только внешне влияет на подростка, но и искажает ценностные ориентации, ослабевают функции регуляции и контроля.
Несмотря на изменение уровня и качества жизни людей, активное внедрение компьютерных технологий и других преобразований в современном обществе, понимание категорий людей с поведенческими расстройствами остается прежним (их называют группой риска, трудными, трудновоспитуемыми). Поэтому с целью более четкой систематизации факторов социального риска среди несовершеннолетних, создания более четкой классификации поведенческих расстройств требуется ввести более широкое определение групп с нарушением приспособительных механизмов: «Социально неадаптированная молодежь». И следует учитывать, что многочисленные группы в настоящее время не классифицированы вовсе, например, мигранты, этнические группы, дети, оставшиеся без попечения родителей, социальные сироты.
Гармоничное развитие ребенка и подростка возможно при наличии состояния физического, психического и социального благополучия. «Проблемные», «трудные», «непослушные» дети, так же как дети с «комплексами», «забитые», «несчастные» – всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье.
Семья – это определенный морально-психологический климат, для ребенка – это первая школа отношений с людьми. По своей природе семейное воспитание основано на чувстве любви, которое благотворно влияет на ребенка, дает ему ощущение счастья, защищенности от внешних невзгод, начиная с внутриутробного развития. Она основной источник развития ребенка, нуждающегося в заботе, любви и принятии родителей. Конфликты между родителями, возможный развод нарушают успешную социализацию ребенка.
В социально неблагополучных семьях возможно существование особого механизма социализации – «со-зависимости», при этом у детей формируются индивидуальные психологические особенности, тормозящие процесс адаптации в социуме, а вырваться из привычного круга деструктивных представлений, дефицитарных норм, правил и ценностей семьи представляется очень трудной задачей.
Многочисленные отечественные и зарубежные исследования показывают, что именно нарушение семейных отношений (детско-родительских и супружеских) часто является причиной появления черт девиантного поведения у детей и подростков. Все авторы единодушны в том, что отклоняющееся поведение от принятых в данном социуме нравственных и социально-психологических норм наблюдается у подростков чаще, чем в других возрастных группах. В качестве основной причины выделяются социальная незрелость и индивидуальные физиологические особенности формирующегося организма ребенка и подростка. В различных типах семейных отношений подростки специфически адаптируются в окружающей действительности, все факторы которой комплексно воздействуют на формирование, развитие и социализацию личности. Типология семей и семейных отношений, их социально-психологическая и педагогическая характеристика позволяют понять детерминацию каждого поведенческого акта, выявить соотношение определенности и неопределенности в организации семейного воспитания.
В современном меняющемся мире именно общество, его культура, обычаи и традиции, особенности семейного воспитания становятся теми объективными факторами виктимизации, которые содержат в себе характеристики и черты, влияние которых способно сделать человека жертвой.
Определять по типам нарушения внутрисемейных отношений сложно, так как проблема социально неблагополучных семей, их возникновения, жизнедеятельности зависит не только от общества, материального достатка, состава, воспитательного потенциала, социального статуса, стиля жизни, объективных и субъективных факторов.
Можно выделить следующие виды по характеру и стилю внутрисемейных взаимоотношений, структурной деформации семьи, типам детско-родительских отношений, индивидуальным переживаниям ребенка, особенностям дисгармоничных взаимоотношений супругов, стилю семейного воспитания.
В психологической литературе описано три основных механизма формирования девиантного поведения:
1. Фиксация путем подражания.
2. Закрепление негативистических реакций.
3. Прямое культивирование, подкрепление патологических реакций подростка со стороны окружающих.
Под неблагополучной семьей следует понимать такую семью, в которой нарушены структура и особенности детско-родительских отношений, имеются или сочетаются недостатки воспитательного потенциала с ориентацией на нормы и правила, противоречащие общественной морали.
В Красногорском районе понимают, что для осознания своей личности ребенку нужна хорошая организация внеурочной занятости. Детские объединения дают возможность каждому делать свое дело, защищать собственные интересы, участвовать в самоуправлении. В детских и юношеских организациях воспитанники приобретают опыт общественных отношений и осваивают новые для них социальные роли.
Разные цели объединяют несовершеннолетних: желание неформального общения со сверстниками; стремление ликвидировать дефицит в общении; получить помощь в определении своего места в жизни, защите прав и свобод, в подготовке к взрослой жизни.
Воспитательная работа, направленная на решение задач социализации личности в условиях детского объединения, по своим целям, содержанию, структуре во многом отличается от внеклассной работы. В детских и юношеских объединениях повышается социальная значимость деятельности воспитанников. Цель деятельности детско-юношеских объединений – повышение социальной значимости деятельности воспитанников. Этому способствует создание условий, при которых успешно осуществляется социализация личности, в результате чего реализуются желание и готовность к выполнению социальных функций в обществе. Создаются условия для удовлетворения потребностей, интересов воспитанника, что способствует внутреннему обогащению как его самого, так и организации. Ведь в детских и юношеских объединениях формируются новые устремления и происходит корректировка поведенческих норм личности с общественными нормами, ценностями, социальными программами; выполняются защитные функции (охрана интересов, прав детей и подростков).
Сергей СЮРИН, директор центра психолого-медико-социального сопровождения «Созвездие»,
руководитель регионального методического объединения социальных педагогов, Красногорск
Комментарии