search
main
0

Тьюторское сопровождение индивидуальной образовательной программы. Часть первая. Новые заочные курсы повышения квалификации. Занятие 5

Вопросы, материал для ответа на которые вы найдете в тексте публикации:1. Каковы предпосылки использования тьюторского сопровождения в профессиональном образовании? Какие задачи оно может решать?2. Что такое индивидуальная образовательная программа (ИОП)? Что включает тьюторское сопровождение ИОП?3. Какими нормативными документами федерального уровня регулируется организация тьюторского сопровождения в образовательных учреждениях РФ на сегодняшний день? Каковы перспективы нормативного регулирования в области тьюторства?4. При каких условиях тьюторское сопровождение может быть введено в практику образовательной работы?

В системе профессионального образования России меняются нормативные и педагогические контексты:- акцент на квалификации выпускника как совокупности компетенций, формирование национальных и отраслевых рамок квалификаций позволяют по-новому выстраивать представление о профессиональных перспективах, росте и развитии (в профобразовании нет тупиковых ветвей);- понятие образовательной программы становится центральным, позволяя выстраивать варианты (индивидуальная образовательная программа, сетевая образовательная программа, дистанционная);- за счет увеличения числа многоуровневых учреждений профессионального образования, роста сетей, информатизации расширяется ресурсная база, доступная для построения индивидуальных образовательных маршрутов, сценариев, программ;- перестройка образовательного процесса, связанная с введением новых ФГОС, требует ответственности, самостоятельности и инициативы студента, которые можно выстраивать через призму понятия индивидуализации.Индивидуализация как базовое понятие предполагает развитие и самореализацию человека в качестве субъекта образовательной, профессиональной, общественной жизни, характеризуется накоплением уникального отрефлексированного опыта, развитием инициативности, самостоятельности, осознанности, ответственности и свободы личности. Под индивидуальной образовательной программой понимается не линейный документ, а оформленная совокупность индивидуальных образовательных целей, средств и действий по их достижению. Тьюторское сопровождение индивидуальной образовательной программы (ИОП) – педагогическая деятельность по сопровождению процессов формирования и реализации ИОП, которое включает выявление образовательного запроса (интереса) тьюторанта и помощь в постановке образовательных целей; организацию проектирования образовательной деятельности, в том числе анализ и поиск образовательных ресурсов, содействие в реализации проекта образовательной деятельности в образовательной среде, организацию рефлексии и проектирования следующего шага в образовании.Место тьюторского сопровождения в профессиональном образовании можно определить следующим образом:- сопровождение построения общих представлений о квалификации, профессиональном росте, понимание личной и социальной значимости профессии/специальности;- сопровождение построения и освоения ИОП (либо ОПОП с элементами ИОП), фиксации ее результатов в портфолио;- сопровождение планирования и организации самостоятельной работы при освоении ОПОП профессии/специальности, специально направленной на решение задач индивидуализации;- сопровождение освоения профессиональных и общих компетенций при прохождении учебной, производственной практики в контексте решения задач индивидуализации;- сопровождение студенческих исследований, проектов, участия в олимпиадах и конкурсах профмастерства;- сопровождение подготовки выпускной квалификационной работы (проекта, исследования).Задачи тьюторского сопровождения студента:- помощь в стратегическом и тактическом планировании профессионального развития с учетом ресурсов (антропологических, предметных, социальных), их дефицитов и возможностей развития;- помощь в реализации ИОП, то есть доступе к ресурсам, организации проб и т. п.;- обучение приемам работы с ИОП, в том числе навыкам самоорганизации, рефлексии.Должность педагогического работника, который сопровождает формирование и реализацию индивидуальных образовательных программ обучающихся, получила название «тьютор».С 2008 года должность тьютора официально закреплена в перечнях должностей в сфере образования. Краткое описание тьюторской деятельности можно найти в квалификационных характеристиках по данной должности. Тьюторам образовательных учреждений (за исключением тьюторов, занятых в сфере высшего дополнительного профессионального образования) установлена продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю.Недостатками действующих нормативов можно считать:- отнесение тьюторов, занятых в сфере высшего профессионального и дополнительного профессионального образования, к числу должностей работников административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала;- недостаточность формата квалификационной характеристики для целостного описания тьюторского сопровождения ИОП как особой педагогической деятельности;- широкий круг вопросов данными нормативами не регулируется.На основе опросов, проведенных Межрегиональной тьюторской ассоциацией в 2009-2011 годах, выявлены наиболее актуальные задачи:- разработка показателей и процедур проведения оценки квалификации и сертификации педагогов-тьюторов;- разработка положений о тьюторском сопровождении в сферах, где наблюдается наибольший дефицит нормативной базы и одновременно ярко выражена специфика деятельности тьютора (в семейном, инклюзивном образовании, НПО/СПО и др.);- формирование программ подготовки педагогов-тьюторов на всех уровнях профессионального образования, а также разработка учебно-методических материалов к этим программам;- ревизия тематической нормативной базы регионального, муниципального и локального уровней, публикация положительного опыта.Решение указанных задач возможно на основе установления и поддержания единых требований к содержанию и качеству тьюторского сопровождения как профессиональной деятельности. Этой цели будет служить профессиональный стандарт тьюторского сопровождения.В России разработка профессиональных стандартов должна вестись согласно макету и по методике, утвержденной совместно Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП) и Национальным агентством развития квалификаций (НАРК). Согласно Положению о профессиональном стандарте это многофункциональный нормативный документ, определяющий в рамках конкретного вида экономической деятельности (области профессиональной деятельности) требования к содержанию и условиям труда, квалификации и компетенциям работников по различным квалификационным уровням. Профессиональный стандарт включает подробное описание трудовых действий, которые должны быть освоены в рамках заданной квалификации, а также необходимых для этого умений и знаний.В настоящий момент Межрегиональной тьюторской ассоциацией, Федеральным институтом развития образования подготовлен проект профессионального стандарта, организована его общественная экспертиза (см. материалы на сайте www.thetutor.ru).На уровне образовательного учреждения возможности введения тьюторского сопровождения определяются:- ценностями и целями образовательного процесса, разделяемыми администрацией и членами педагогического коллектива. В них должно быть место индивидуализации как возможности построения индивидуальных образовательных программ (или их элементов) на основе индивидуальных образовательных запросов обучающихся и (для младших возрастов) запросов семей. Индивидуализация этим отличается от индивидуального подхода, который призван обеспечить учет индивидуальных особенностей обучающихся при освоении унифицированной образовательной программы;- наличием избыточной образовательной среды, богатой ресурсами для построения индивидуальных образовательных программ. Эта среда включает в себя не только ресурсы самого образовательного учреждения, но и ресурсы других учреждений и организаций населенного пункта, региона, а также доступные информационные ресурсы. В бедной, линейно заданной среде тьюторское сопровождение мало осуществимо;- достаточным нормативным (на уровне локальных нормативных актов), методическим и документационным обеспечением работы педагогов, осуществляющих тьюторское сопровождение. Работа тьюторов должна быть вписана в общую систему работы образовательного учреждения и находить понимание и поддержку у других педагогов. Также необходимо разделять работу по тьюторскому сопровождению и психологическое сопровождение (поддержку) обучающихся. Тьюторам необходима своя рабочая документация (дневники, ресурсные карты и т. п.), формат которой можно обсуждать на уровне образовательного учреждения;- особой работой с семьями и обучающимися. Начинать нужно с информирования родителей и обучающихся об особенностях педагогической позиции тьютора, возможностях тьюторского сопровождения. У значительной части родителей и обучающихся представления о тьюторстве не сформированы;- своевременным и в достаточном объеме обучением педагогов-тьюторов и их коллег.Принятие профессионального стандарта (планируется в 2012 году) позволит сообществу ориентироваться на системное, достаточно подробное описание работы тьютора. В свою очередь образовательные учреждения, которые планируют ввести тьюторское сопровождение в практику работы, должны провести самодиагностику своей деятельности по ряду параметров, пройти обучение и создать условия для полноценной работы педагогов-тьюторов.Домашнее задание1. Какие процессы в первую очередь требуют педагогического сопровождения в системе НПО/СПО/ВПО? Расположите в порядке убывания значимости:- социализация;- профессионализация;- освоение ОПОП;- исследовательская деятельность студентов;- другое (укажите).2. Какие условия способствуют введению тьюторского сопровождения в вашем образовательном учреждении, а что мешает?Присылайте выполненное домашнее задание, комментарии и пожелания на адрес m.cheredilina@yandex.ru. Их обсуждение ждет вас в следующей, осенней, публикации по этой теме.​Мария ЧЕРЕДИЛИНА, ведущий научный сотрудник Центра профессионального образования ФИРО, эксперт Межрегиональной тьюторской ассоциации

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте