Из первой публикации по нашей теме вы узнали, что тьюторское сопровождение – особая педагогическая деятельность. Тьютор помогает своим подопечным выстраивать индивидуальную образовательную программу, то есть программу, которая начинается с собственного запроса, интереса обучающегося, а не с заранее определенной кем-то цели обучения. Обучающийся – автор такой образовательной программы. Он ставит цели, проводит оценку имеющихся ресурсов для их достижения, планирует образовательное движение и так далее.
(Часть 1 опубликована в №26 от 26 июня 2012 года)Чем младше обучающийся и чем меньше у него опыта в такой работе, тем значительнее роль педагога, помогающего пройти этот путь: зафиксировать образовательный запрос, выстроить карту целей, карту ресурсов, выполнить пробные действия, дать им оценку. Такой педагог ориентирован на ценности образовательного самоопределения, индивидуализации, открытости и вариативности образования. Он помогает тьюторанту раскрыть свой человеческий потенциал, обрести свободу в образовательном движении. Ценностные рамки тьюторства очень важно удерживать как самим педагогам-тьюторам, так и управленцам и педколлективам в процессе введения тьюторского сопровождения в практику работы образовательного учреждения.Потеря базовых ценностей тьюторства, формальный подход к его «внедрению» сводит на нет потенциал этого вида педагогической деятельности.Изучите список типичных ошибок при введении тьюторского сопровождения в учреждениях профобразования, и вы согласитесь, что причина их возникновения – потеря смысла и сути деятельности тьютора.Ошибка первая. Индивидуальная образовательная программа – документ, составленный по заданной форме тьютором и тьюторантом, утвержденный администрацией образовательного учреждения, размещенный в личном деле ученика и подлежащий строгому выполнению в течение учебного года.Наверняка вы и сами задумывались, как же выглядит индивидуальная образовательная программа, и даже, возможно, представляли нечто подобное. Но нет, нет и нет! Индивидуальная образовательная программа (ИОП) – это сами цели и действия обучающегося. Более или менее полно отразить ИОП способен комплекс специально подобранных документов, а также образовательных продуктов. Вы можете изучить карты целей и ресурсов, дневники тьюторанта, его работы (учебные, творческие, исследовательские, проектные), видеозаписи его выступлений, рефлексивные эссе, провести интервью, наконец. И тогда вы составите некоторое представление об ИОП данного человека. Утвержденный совместно план действий – лишь элемент ИОП. Зато сбор портфолио – метод, позволяющий систематизировать «следы» ИОП. Придумайте вместе со своими студентами такую структуру портфолио, чтобы его было интересно собирать и представлять, в том числе работодателю, друзьям, родителям.Ошибка вторая. Тьютору вменяется выполнение значительного объема обязанностей, не связанных напрямую с задачами формирования и реализации ИОП.К примеру, это могут быть обязанности по контролю посещаемости и успеваемости студентов, по выявлению и профилактике безнадзорности и правонарушений, по организации прохождения студентами диспансеризаций и вакцинаций и другие. Как правило, это связано с тем, что должностью тьютора в штатном расписании заменяют иные педагогические должности, например должность куратора группы в колледже системы среднего профессионального образования. И тьютору в таком учреждении приходится фактически совмещать обязанности по разным должностям. С одной стороны, можно понять, что в условиях ограниченности бюджета подобные решения имеют право на жизнь. Однако хотелось бы обратить внимание на противоречия, которые возникают между функциями тьютора по сопровождению образовательных выборов студентов и функцией надзора. Возможно, в таких ситуациях логичнее выделить отдельно тьюторов и кураторов, сохранив общее число педработников. И например, куратор будет работать не с группой, а сразу с курсом, и тьютор тоже, но выполнять они будут разные обязанности.Ошибка третья. Завышение ответственности тьютора за ресурсное обеспечение образовательного процесса.В описании трудовой деятельности по тьюторскому сопровождению в образовании указано, что исполнитель этой деятельности должен организовывать образовательную среду для формирования и реализации индивидуальной образовательной программы, в том числе:- обеспечивать рациональное использование (при возможности – расширение) ресурсов среды для реализации индивидуальной образовательной программы;- сотрудничать с субъектами образовательной деятельности и иными заинтересованными сторонами для создания условий, способствующих реализации индивидуальной образовательной программы.И вот в проектах локальных документов по оценке деятельности тьютора мы находим показатели: «эффективность использования площадей», «эффективность привлечения внебюджетных средств» и иные, очевидно не связанные напрямую с педагогической деятельностью, в том числе деятельностью по тьюторскому сопровождению ИОП.Итак, при введении тьюторского сопровождения в образовательный процесс важно сохранять понимание сути (философии, ценностей) тьюторского сопровождения, избегать формализма. Решать управленческие задачи на основе грамотного определения места нового педагогического процесса в сложившемся укладе жизни образовательного учреждения.Хочется обратиться к руководителям учреждений профобразования. Не считайте тьюторство волшебной палочкой, которая способна мигом решить все проблемы образовательного процесса. Обеспечьте систематическое обучение членов педколлектива для того, чтобы они могли приобрести необходимые тьюторские компетенции. Тьюторское сопровождение – полноценная педагогическая деятельность, так же как деятельность преподавателя, мастера производственного обучения, научного руководителя и т. п. Учиться в том числе можно и дистанционно. Например, Московский тьюторский центр уже в декабре организует серию онлайн-семинаров по анализу педагогических тьюторских кейсов в учреждении НПО и СПО (marycheredilina.livejournal.com/653.html). Силами Межрегиональной тьюторской ассоциации организована разработка примерных положений о тьюторском сопровождении в начальном профессиональном образовании, среднем профессиональном образовании и отдельно в высшем профессиональном образовании. В этих документах будут учтены особенности контингента обучающихся и структуры основной профессиональной образовательной программы, заданной ФГОСами. И таким образом, предложено описание должностных обязанностей тьютора, согласующееся, с одной стороны, с профстандартом тьюторского сопровождения (о профстандарте мы говорили подробнее в предыдущей публикации), а с другой – с особенностями учреждений профобразования того или иного уровня.В чем ограничен тьютор в системе профобразования, на что в первую очередь он должен направлять свои усилия?Для ответа на эти вопросы ознакомьтесь с выдержкой из проекта положения о тьюторском сопровождении в высшем образовании, который обсуждался на V Международной тьюторской конференции 6-7 ноября 2012 года:«Специфика деятельности тьютора в вузе прежде всего заключается в том, что в данном случае тьютор входит (или активно сотрудничает) с образовательной системой, в которой есть границы содержания образования и определены форматы и нормы, обязательные для каждого студента, открытость системы ограничена, что обязательно должен учитывать в своей деятельности тьютор. Также важной особенностью деятельностью тьютора в вузе является наличие не только тьюторанта, но и заказчика, которым является администрация вуза. Поэтому при фиксации целей и задач работы тьютора важно удерживать рамки профессионального стандарта и обеспечить удержание специфики сопровождения тьюторанта, а не помощи, педагогической деятельности или коррекционной работы, что часто востребовано администрацией вуза.Цели и задачи тьюторского сопровождения в вузе зависят от базового процесса, выбранного для сопровождения и вида включенности тьютора в образовательную систему вуза.Основные процессы, которые может сопровождать тьютор:- освоение профессии;- выход в профессиональную деятельность;- научно-исследовательская деятельность;- работа над выпускной квалификационной работой;- проектная деятельность и инициативы студентов;- внеучебная студенческая деятельность».(Координатор разработки «Положения…» – Ю.А.Изотова.)Для НПО/СПО акценты будут иными. К примеру, администрацию училища волнует не столько научно-исследовательская деятельность студентов, сколько социализация. Прекрасно! Это тоже можно учесть в описании функционала тьютора, но избегая тех ошибок, о которых мы говорили выше.Присоединяйтесь к нам!Присылайте отзывы о публикации, педагогические и управленческие кейсы, предложения и вопросы на адрес: maria.cheredilina@worldtutors.ru.Мария ЧЕРЕДИЛИНА, ведущий научный сотрудник Центра профессионального образования Федерального института развития образования, эксперт Межрегиональной тьюторской ассоциации
Комментарии