Практика показывает, что, какими бы особенностями ни обладали дети с нарушенным развитием, часто наблюдаются ситуации, в которых они нуждаются в сопровождении со стороны определенного специалиста: сопровождение процесса обучения, помощь в выборе индивидуального образовательного маршрута, сопровождение принятия решения, сопровождение в трудных жизненных ситуациях.
Сопровождать – значит следовать рядом, вместе с кем-либо в качестве спутника или помощника.
Тьютор – новый специалист в сфере образования. Он главный наставник и помощник ребенка. Тьютор участвует в организации урока, находясь за одной партой с учеником, он организует его учебную деятельность, помогает управлять своим поведением, использует индивидуальные приемы, способствуя усвоению и закреплению материала, контролирует его деятельность. Тьютор помогает учителю включать учеников с особыми образовательными потребностями в общую работу класса, выступает как помощник учителя.
В задачи деятельности тьютора входит создание условий для реальной индивидуализации образовательного процесса ребенка с нарушенным развитием и обеспечения усвоения им программы обучения. Для этого он составляет совместно с педагогом индивидуальный учебный план на основе выявленных конкретных особенностей психического развития ребенка и вносит соответствующие изменения в адаптированную образовательную программу, способствующие формированию познавательной сферы и личности.
Он организует взаимодействие ученика с нарушенным развитием с учителями для коррекции индивидуального учебного плана, для определения тех методов и средств педагогического воздействия, которые вытекают из особенностей психического развития ребенка. Например, при изучении русского языка тьютор определяет необходимость пропедевтического периода работы, его объем, содержание и продолжительность, необходимость использования специфических наглядных пособий.
Профессию тьютора отличает высокая социальная значимость. Она чрезвычайно востребована на рынке труда. Во многих школах и детских садах Москвы и других городов нашей страны требуются подготовленные для этой деятельности педагоги.
Институт специального образования и психологии Московского городского педагогического университета (ИСОП МГПУ) более четверти века готовит педагогические кадры для работы с детьми с нарушениями развития: логопедов, олигофренопедагогов, сурдопедагогов, тифлопедагогов, специальных психологов, дошкольных дефектологов.
С нового, 2022‑2023 учебного года в институте открывается один из перспективных профилей бакалавриата – «Тьютор в инклюзивном образовании». Образовательная программа предназначена для подготовки специалистов широкого спектра, владеющих современными педагогическими технологиями сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивной образовательной среде.
Выпускники программы смогут продолжить образование в магистратуре и аспирантуре и тем самым реализовать свой творческий потенциал в процессе дальнейшего профессионального и карьерного роста.
От профессиональных качеств и компетентности тьютора во многом зависит успех инклюзивного обучения детей с особыми образовательными потребностями. Именно тьютор является ключевой фигурой в расширении границ образовательного пространства этих детей, создавая возможности для их творческой реализации, обеспечивая равные возможности для развития.
Тамара БОГДАНОВА, профессор кафедры специальной педагогики и комплексной реабилитации Института специального образования и психологии МГПУ, доктор психологических наук;
Наталия НАЗАРОВА, профессор кафедры специальной педагогики и комплексной реабилитации Института специального образования и психологии МГПУ, доктор педагогических наук;
Ирина ЯКОВЛЕВА, заведующая кафедрой специальной педагогики и комплексной реабилитации Института специального образования и психологии МГПУ, доктор педагогических наук, профессор
Комментарии