В нашей школе, как и во всех других, обучаются дети с особыми образовательными потребностями. Какие они, эти дети? Это первый вопрос, на который необходимо самим себе и их родителям дать ответ, чтобы понимать, как и куда двигаться. Они очень разные! Но их различия, продиктованные индивидуальными причинами, сливаются в несколько общих для всех проблем.
Детям с особыми образовательными потребностями часто бывает сложно установить контакт со сверстниками, воспринимать фронтальные инструкции, регулировать свое поведение и деятельность в рамках учебного процесса. Эти и многие другие трудности становятся препятствием как в освоении учебного материала, так и в адаптации ребенка в социуме.
Второй вопрос возникает, когда есть ответ на первый и понимание того, что нужно делать, кто и как будет это делать. Всем понятно, что даже самый талантливый учитель, у которого в классе 25‑30, а то и больше учеников, не сможет обеспечить и одному особенному ребенку столько времени и внимания, сколько нужно, не в ущерб всем остальным. А если он не один?!
И здесь на сцене педагогического действа появляется тьютор. Его работа направлена на решение широкого спектра задач и в структуре учебной деятельности, и в системе дополнительного образования.
Тьютор устанавливает со своим подопечным доброжелательные отношения. Это очень важно! У ребенка, который растерян, испуган новой обстановкой, испытывает трудности в общении, появляется в школе свой человек, принадлежащий несколько часов в день только ему, он помогает, подсказывает, направляет. Он не шумит, не торопит, не задирается, не подгоняет, наконец, не ставит оценки. И становится не так страшно, школа перестает пугать, из опасного чудища постепенно превращается в хорошего знакомого. Тьютор определяет сильные стороны, склонности ребенка, помогает выстроить позитивные отношения с одноклассниками. И если есть контакт и в этой плоскости – большой успех! Адаптация ребенка с особенностями развития – сложный и многогранный процесс. Как правило, помощь в организации взаимодействия требуется не только особенному ребенку, но и его одноклассникам. От того, насколько точно тьютор сможет обратить внимание других детей на его положительные черты и качества, во многом зависит то, как быстро ребенок сможет найти свое место в коллективе, почувствовать себя успешным, что в свою очередь будет способствовать решению задач по формированию толерантного поведения всех участников образовательного процесса.
Не менее актуальной задачей тьюторского сопровождения является организация учебной деятельности ребенка. Прежде всего овладения универсальными учебными действиями: навыками самоконтроля, произвольности, достаточного уровня концентрации внимания. Дети с особенностями развития остро нуждаются в помощи в процессе формирования учебного поведения. Тьютор здесь играет роль связующего звена между учителем и ребенком. Помогает ученику с нарушениями поведения оставаться на рабочем месте во время урока и структурирует его деятельность, применяя необходимые вспомогательные средства, такие, например, как система поощрений. Ребенку с нарушением восприятия обращенной речи или неговорящему ребенку дублирует инструкции учителя с опорой на пиктограммы и символы, помогает в использовании средств альтернативной коммуникации при ответах на вопросы учителя и взаимодействии со сверстниками. Отслеживает актуальное состояние ребенка и предотвращает проявление сенсорной перегрузки у детей с расстройствами аутистического спектра. И это лишь небольшой спектр примеров работы и задач тьютора. Несомненно, он значительно шире. Каждый ребенок индивидуален, в каждом отдельном случае требуется глубокое понимание его проблем и особенностей.
Индивидуальность подхода максимально точно и точечно позволяет решать задачи, способствующие активизации адаптационных и компенсаторных механизмов.
Трудно переоценить работу тьютора, который в рамках классно-урочной системы служит своеобразным буфером для особенного ребенка, с одной стороны, для класса в целом, с другой, и для учителя, с третьей. Роль тьютора не в ограждении воспитанника от трудностей, не в выполнении за него учебных и иных задач, но в целенаправленном, системном, поэтапном увеличении доли самостоятельности в решении актуальных проблем.
Учителя нашей школы работают в тесном контакте с тьюторами. Исчезли первоначальные настороженность и недоверие («придет и будет за мной наблюдать», «ну и что он может?»).
Учитель видит реальную помощь, результативность работы тьютора, понимает, как организовать урок в классе с тьютором и без него. Он постепенно расширяет свой методический и психологический арсенал за счет приемов, подсказанных тьютором – специалистом, понимающим, как именно можно и как ни в коем случае нельзя выстраивать ситуации взаимодействия с конкретным ребенком.
Прошедший год с его испытаниями нашей стойкости, нашего профессионализма показал, что тьюторство как часть инклюзивного образования прочно закрепилось в практике работы педагогического коллектива школы. Мы видим перспективы этой работы, осознаем трудности и проблемы и двигаемся вперед вместе со всеми нашими детьми. Вместе с каждым из них.
Елена РЯБОВА, педагог школы №2127
Комментарии