Многие школы, впервые начиная организовывать инклюзивное обучение, сталкиваются с рядом вопросов, опасений, проблемных ситуаций. «Сможем ли мы обеспечить безопасность всех детей?» «Не понизится ли уровень образования?» «Не будут ли от нас уходить сильные ученики и учителя?» Когда-то давно такие вопросы стояли и перед нашим коллективом, теперь мы уверены, что получили на них ответы.
В школе №1540 накоплен собственный более чем десятилетний опыт успешной работы с детьми с особыми образовательными потребностями, в том числе с детьми, имеющими расстройство аутистического спектра.Анализируя этот опыт, можно сказать, что качественно выстроенная модель инклюзии создает психологически комфортную и безопасную среду для всех учеников школы. Возрастает профессионализм учителей в работе с разными группами детей, что позволяет поддерживать достаточно высокий уровень образования без проведения процедур предварительного отбора и селекции учащихся. Инклюзивная школа предполагает наличие сильной высокопрофессиональной службы психолого-педагогического сопровождения, которая должна обеспечивать поддержку всех участников образовательного процесса: учеников, учителей, родителей, администрации школы. В этом случае и ученики, и учителя чувствуют себя комфортно и защищенно, не стремятся уйти, чувствуя, что потребности сильных учителей и учеников не менее значимы для школы.Итак, как же выстроена наша инклюзивная модель?Все классы нашей школы, с 1-го по 11-й, являются инклюзивными, отдельных классов для детей с ОВЗ мы не открываем. Все дети с ОВЗ являются учениками общеобразовательных классов, при необходимости их сопровождает тьютор. Наиболее интенсивная психолого-педагогическая помощь оказывается на этапе начальной школы. Наша система предполагает, что все специалисты (нейропсихолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог) прежде всего работают с целым классом, наблюдают, как проявляют себя дети на уроках, консультируют учителей, проводят экспресс-диагностику, ведут с учителями бинарные уроки, постепенно обучая их своим технологиям. Все специалисты применяют в своей работе принципы поведенческого анализа. Сентябрь является диагностическим месяцем, когда специалисты психологической службы наблюдают за детьми на уроках и переменах, после этого проходят заседания консилиума и для каждого ребенка, который в этом нуждается, разрабатывается план коррекционных занятий, групповых или индивидуальных, индивидуальный образовательный маршрут. Такие же плановые консилиумы собираются в середине учебного года для обсуждения результатов и необходимой корректировки, а также в конце года для выработки плана работы на следующий год. В течение года мы обычно ведем видеозаписи уроков, чтобы потом обсудить их на заседаниях консилиума.В 5-7-х классах модель сопровождения детей с особыми образовательными потребностями основана на технологии разноуровневого обучения. Вся параллель делится на группы по основным предметам, это создает возможность некоторой индивидуализации учебной траектории для каждого ребенка. Кроме больших групп, в каждой параллели создается еще малая группа для тех детей, кому тяжело учиться в большой группе, кто нуждается в максимально индивидуализированном подходе. В начале 5-го класса дети с ОВЗ обычно попадают в такую группу, хотя часть детей успешно обучаются и в больших предметных группах. По мере адаптации на ступени основной школы мы стараемся постепенно по возможности переводить детей из малых групп в большие. С 8-го по 11-й класс в школе осуществляется предпрофильное и профильное обучение. Там уже невозможна такая гибкая система, как на ступени с 5-го по 7-й класс. Возможна ситуация, когда ни один профиль в полной мере не подходит ребенку с ОВЗ. В этой ситуации составляется индивидуальный учебный план, включающий в себя в том числе и обучение с использованием дистанционных технологий. Продолжается сопровождение ребенка и семьи школьным психологом.Отдельная работа – это формирование у всех детей принимающего отношения к особым детям с самого начала и на протяжении всей школьной жизни. Это целая система воспитательной работы, включающая тренинги, классные часы, выездные мероприятия, которые проводятся совместно сотрудниками психологической службы и классными руководителями.Если на этапе начальной школы для нас наиболее важным является формирование учебного поведения, то в основной школе на передний план выступает развитие социальной компетенции учащихся с ОВЗ, развитие у них более сложных коммуникативных навыков. Для решения этих задач работает вся школьная система дополнительного образования (все кружки, секции, факультативы являются инклюзивными) и проектной работы. Также мы создаем коммуникативные клубы для особых подростков, где обсуждаем с ними все события их школьной жизни, работаем над развитием их эмоционального интеллекта.Мы используем разные педагогические технологии сопровождения детей с ОВЗ на этапах начальной, средней и старшей школы, однако важными элементами всей выстроенной модели являются преемственность в работе специалистов, непрерывное психолого-педагогическое сопровождение детей на протяжении всего времени обучения в школе, командный подход в работе службы сопровождения.Никакая настоящая инклюзия невозможна без работы с родителями особых и обычных детей. У нас активно работают родительские клубы, один из которых проводит совместные встречи всех родителей, где мы обсуждаем вопросы, важные для всех. Кроме этого есть клуб «Контакт», который оказывает консультативную и поддерживающую помощь родителям особых детей.Итак, какие же преимущества получает школа с введением инклюзивного образования?По наблюдениям многих педагогов и специалистов, детская популяция сейчас в школах неоднородна, очень много детей с трудностями в обучении. Для них очень важна максимально индивидуализированная среда, которая может отвечать образовательным потребностям каждого ребенка. Наличие в школе особых детей создает ситуацию необходимости участия в составе школьной команды специалистов различных направлений коррекционно-развивающей работы. Эти специалисты являются мощным ресурсом помощи учителям в работе со всеми детьми.Инклюзивная образовательная среда делает необходимым формирование у учителя класса новых компетенций: необходимо уметь применять в своей работе различные педагогические технологии, структурированное обучение, дифференцированный подход, разноуровневое обучение и многое другое. Специалисты психолого-педагогической поддержки – психологи, нейропсихологи, дефектологи, логопеды помогают сформировать эти важные компетенции у учителей инклюзивных классов.Воспитательное значение инклюзии для всех детей трудно переоценить. Если рассматривать школьную жизнь не как подготовку к будущему, а как самостоятельный самоценный этап жизни, то возможность для особого ребенка прожить этот этап так же ярко и эмоционально насыщенно не менее значима, чем у любого другого ребенка. И реальная, настоящая инклюзия может это обеспечить.Если для особого ребенка ситуация обучения в сообществе нормативных сверстников является мощным фактором формирования социальных компетенций, то для остальных детей ситуация совместного обучения с особыми детьми также формирует у них принимающее отношение к людям, отличающимся от них, учит цивилизованно жить в ситуации человеческого разнообразия и многообразия. Но все это возможно только в том случае, когда мы имеем дело не с «дикой» инклюзией, а с выстроенной моделью, предполагающей формирование на уровне школы инклюзивной образовательной среды. Такая среда подразумевает проникновение принципов инклюзии во все стороны школьной жизни, включая принятие любых управленческих решений.Эта модель показала свою устойчивость и эффективность при объединении в 2013-2014 гг. вокруг гимназии №1540 двух школ и трех детских садов в единый образовательный комплекс. Удалось распространить инклюзивную модель на все уровни образования и сделать весь комплекс инклюзивным. Фактически каждого ребенка, который становится воспитанником дошкольного отделения, до завершения им обучения в выпускном классе школы «ведет» единая, преемственно выстроенная психологическая служба, что создает благоприятную среду для перехода между ступенями обучения и делает более эффективной работу школы с родителями.Инклюзия – это испытание на прочность и профессионализм всей образовательной среды школы. Но это одновременно и значительный ресурс, который может дать хороший импульс развитию всей школы.К нам, в школу №1540, часто обращаются педагоги и специалисты Москвы и других регионов России, которые хотели бы развивать в своих школах инклюзивную образовательную среду. Мы всегда охотно консультируем наших коллег и готовы продолжать эту работу как для школ нашего МСД №1, так и для всех, кто считает наш опыт интересным и полезным.Софья РОЗЕНБЛЮМ,руководитель психолого-педагогической службы школы №1540
Комментарии