Очень важно на уроках физики и астрономии рассказывать об ученых, которые своим трудом, а иногда и своей жизнью создавали будущее, в котором мы сейчас живем. Наиболее продуктивная и интересная форма знакомства с биографиями ученых и их достижениями – поиск информации и решение задач, составленных на основе исторического материала, фрагментов из сочинений ученых, биографического материала.
Механика
(…)доказал, что тело, брошенное под углом к горизонту, будет лететь по параболе. Он дал метод расчета траектории для любых углов вылета и различных начальных скоростей, показав, что наибольшая дальность полета достигается при вылете тела под углом 45 градусов к горизонту.
(Галилео Галилей)
Богатый английский лорд не спешил публиковать свои работы, поскольку физика и химия были просто его увлечениями. Именно он открыл водород, углекислый газ, состав воздуха, а в 1798 году – постоянную тяготения.
(Генри Кавендиш)
Одним из важнейших открытий (…) было изобретение часов с маятником. Он запатентовал свое изобретение 16 июля 1657 года и описал его в небольшом сочинении, опубликованном в 1658 году. (…) писал о своих часах французскому королю Людовику XIV: «Мои автоматы, поставленные в ваших апартаментах, не только поражают вас всякий раз правильным указанием времени, но они годны, как я надеялся с самого начала, для определения на море долготы места».
(Христиан Гюйгенс)
Молекулярная физика и термодинамика
В XVIII веке ученые считали каменный уголь горной породой, пропитавшейся каким-то «угольным соком». Такого мнения придерживались некоторые геологи даже в начале XIX века. Между тем еще в XVIII веке (…) доказывал, что ископаемый уголь, подобный торфу, образовался из растительных остатков, покрытых впоследствии пластами горных пород. Необходимо отметить, что (…) первый указал на образование нефти из остатков организмов. Эта мысль получила подтверждение и признание только в XX веке.
(Михайло Ломоносов)
Существует известный анекдот о том, как одна английская фирма попросила (…) ликвидировать неполадки в новом электродвигателе, который по неизвестным причинам отказывался работать. Ученый внимательно осмотрел двигатель, несколько раз включил и выключил его, потом попросил принести молоток. Подумав, он ударил по нему молотком, и – о чудо! – электродвигатель заработал. За эту консультацию фирма заранее заплатила (…) тысячу фунтов. Представитель фирмы, увидев, что дело решилось в несколько минут, попросил (…) письменно отчитаться за полученную сумму. Ученый написал, что удар молотком по двигателю оценивает в один фунт, а остальные 999 заплачены ему за то, что он безошибочно знал, в какое место надо ударить.
(Петр Леонидович Капица)
Электричество и магнетизм
26 июля 1753 года шло очередное заседание Петербургской академии наук. Приближалась гроза. Попросив разрешения, Ломоносов и (…) быстро направились к своим домашним экспериментальным установкам по изучению грозовых разрядов. Во время грозы, когда (…) приблизился к электрометру на расстояние 30 см, неожиданно из толстого железного прута прямо в него ударил бледно-синий огненный шар величиной с кулак. Это была шаровая молния. Раздался оглушительный удар, и ученый упал замертво. Ломоносов написал: «Умер (…) прекрасной смертью, исполняя по своей профессии должность. Память его никогда не умолкнет».
(Георг Рихман)
Кому принадлежат слова: «Самым увлекательным предметом во время моего учения была теория Максвелла. Переход от сил дальнодействия к полям как основным величинам делал эту теорию революционной»?
(Альберту Эйнштейну)
Он решил найти закон взаимодействия токов в виде строгой математической формулы. Шаг за шагом в работах (…) вырастала новая наука – электродинамика, основанная на экспериментах и математической теории. Все основные идеи этой науки, по выражению Максвелла, по сути дела, вышли из головы этого «Ньютона электричества» за две недели.
(Андре Мари Ампер)
Андрей СЕМКЕ, учитель физики, учитель года Кубани, Ейск, Краснодарский край
Комментарии