search
main
0

Тяжелый хлеб читателя

Когда я читаю книги, которые интересны моим ученикам, размышляю о том, как трудно быть читателем, тем более сегодня… Никогда еще литература так откровенно не апеллировала к художественному опыту человека. За теми же фэнтези – мифы, легенды разных народов. Проза Пелевина не что иное, как интерпретация русской классики, известных ее традиций. И оценить масштаб мистификации, например, в рассказе «Ника», может, на мой взгляд, только тот, кто знает и бунинское «Легкое дыхание», и характер отношений героя и героини в русской литературе, и способы психологического анализа… О том, что многие современные авторы живут в мире чужих текстов и весьма ограниченного круга сюжетов, сказано и написано уже немало… Я как учитель литературы должна подготовить ребят к подобной игре с цитатой, прямой или скрытой. Узнавая, мы получаем удовольствие от чтения. Но этого недостаточно. Важно развивать в себе и критическое сознание, что невозможно без знания классики. Моя цель – воспитать человека культуры, в сознании которого разные культурные эпохи, «воплощенные в разных образах, существуют одновременно и общаются между собой» (В.С.Библер).

Результативность подобного диалога зависит, по словам Ю.М.Лотмана, от «объема культурной памяти» человека и, добавлю, уровня развития ассоциативного мышления…

Мне импонирует позиция Л.М.Лейдермана, который говорит о том, что в процессе изучения литературы должны сочетаться три основных подхода: «феноменологический», «типологический» и «контекстный». Постижение общих закономерностей художественного творчества помогает ввести ребят в искусство чтения и письма одновременно.

Уже в 5-м классе мне важно научить ребят задавать вопросы автору (классифицируем их по содержанию и по форме, композиции художественного произведения). Среди победителей конкурса на самый оригинальный вопрос был, например, и такой: «Почему надо пожалеть деда Кувыку?»

Следующее, чему мы учимся вместе с ребятами, – решать и конструировать познавательные задачи по литературе. Очень трудно найти готовый материал: задачный подход к уроку литературы пока еще только декларируется, не созданы стандартные алгоритмы действий читателя, обусловленные родовой и жанровой спецификой текста, особенностями его восприятия. Не перестаю удивляться непосредственности образного мышления пятиклассников, которые способны увидеть в маленькой метафоре своеобразие целого мира поэта. «В стихотворении необычно сочетаются слова «похудела рубашка». Рубашка сравнивается с человеком, который мало ест. Конечно, рубашка подобного делать не может. Значит, слово «похудела» использовано в переносном значении, получило новый образный смысл: стала ненужной. В ней никого нет: мальчик заболел, рубашку не надевает. С помощью олицетворения картинка становится живой, а наши мысли грустными»…

Чтобы состоялась интерпретация художественного текста, его понимание должно быть выражено на языке критики, других видов искусства, и при этом каждый ученик вправе выбрать ту или иную форму творческой деятельности. Придумывая задания, стараюсь включать литературные произведения, а значит, и мысли ребят в образный диалог времен:

Докажите, что художник- иллюстратор И.Билибин хорошо знает каноны русской волшебной сказки.

Напишите отзыв о мультипликационном фильме реж. А.В.Караваева «Муму». Предложите свой вариант сценарной заявки новой экранизации повести.

Насколько оправданным вам кажется режиссерское решение А.Шапиро, который выбрал в качестве лейтмотива спектакля «На дне» «Болеро» М.Равеля?

Выстраивая свой диалог с литературным текстом, с учеником, я размышляю о том, как все-таки трудно сегодня быть учителем литературы…

Елена ВАСЬКОВА, учитель русского языка и литературы гимназии №1 г. Мурманска, учитель года Мурманской области-2005

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте