Современный этап развития системы российского образования характеризуется чрезвычайно быстрой сменой условий педагогической деятельности, что обусловлено происходящей модернизацией всей системы образования: постоянным обновлением содержания образования, образовательной среды и образовательных технологий.
Особенно стремительно происходит изменение привычной структуры организации работы образовательных учреждений в связи с принятием новых стандартов образования – ФГОС. Педагогические кадры в этих условиях бесконечной череды изменений условий труда, будучи центральным звеном системы образования, испытывают все возрастающую профессиональную и личностную нагрузку, что не может не сказаться на условиях организации их личной жизни, а также уровне физического и психического здоровья. Московская городская организация Профсоюза работников народного образования и науки РФ провела широкое интернет-исследование для выявления реальных показателей, характеризующих условия организации профессиональной деятельности учителей современной начальной и основной школы системы столичного образования. В ходе исследования предполагалось получить данные о реально выполняемых учителями функциях, их режиме и частоте, а также выявить конкретные показатели временной загруженности учителей вследствие выполнения возложенных на них функций. Для этого была разработана анкета, которая включала в себя 80 вопросов о различных аспектах профессиональной деятельности педагогов, сгруппированных в четыре раздела:- социально-демографические данные исследуемой выборки; – временные затраты на профессиональную деятельность; – виды методической работы, самообразования и повышения квалификации; – другие важнейшие виды педагогической деятельности. В январе 20013 года эта анкета была размещена на сайте Московской городской организации профсоюза работников образования и науки РФ. В ходе проведения мониторинга с 26 января по 20 марта 2013 года респондентам на условиях анонимности было предложено в режиме онлайн ответить на предложенный перечень вопросов. В результате обработки анкет 387 учителей, принявших участие в исследовании (из них 255 учителей основной школы и 103 учителя начальной школы) были получены результаты, которые условно могут быть разделены на два блока: позитивные и проблемные, раскрывающие скрытые особенности изменяющегося характера профессиональной деятельности современного учителя. По оценке результатов, полученных в ходе обработки вопросов первого раздела на основе анализа социально-демографических данных исследуемой выборки, можно говорить о высоком уровне оценки респондентами условий труда современного учителя столичной школы по двум показателям: во-первых, в части материально-технической обеспеченности учителя, во-вторых, удовлетворенностью уровнем заработной платы. В части материально-технической обеспеченности практически все опрошенные отмечают наличие доступа к компьютерам на рабочем месте и возможность выхода в Internet; более 90% учителей отмечают наличие своего кабинета в школе; более 50% педагогов отмечают соответствие учебно-методической базы школы (включая оборудование) современным требованиям. В части удовлетворенности своей заработной платой около 80% педагогов удовлетворены своей заработной платой, при этом 53% отмечают незначительное влияние новой системы оплаты труда на повышение заработной платы, а 22,8% учителей отмечают, что она не изменилась вообще. Дальнейшие результаты представляют собой обработку данных, полученных при анализе трех наиболее значимых разделов мониторинга «Количество часов, затрачиваемое на различные виды деятельности учителя по предмету»; «Виды деятельности классного руководителя»; «Виды методической работы, самообразование, повышение квалификации». Вопросы, содержащиеся в этих разделах, позволили получить наглядную и достоверную информацию, раскрывающую специфику нелегкого труда современных педагогических работников. При нормативной 36-часовой еженедельной рабочей нагрузке фактическая загруженность учителя превышает 60 часов, то есть более чем в 1,5 раза от нормы. Это означает, что при 6-дневной рабочей неделе ежедневная рабочая нагрузка учителя составляет 10 часов;При нормативной 18-часовой нагрузке на ставку фактическая загруженность учителя в Москве в среднем составляет 21 час, что опять-таки на треть выше нормы.Подробный анализ анкет педагогов, участвовавших в мониторинге, по разделу «Количество часов, затрачиваемое на различные виды деятельности учителя по предмету», детально раскрывает соотношение внутри еженедельной фактической загруженности учителя различных составляющих педагогической деятельности в соответствии с новыми условиями ее организации:- 10 часов – среднее количество часов в неделю, затрачиваемое учителем на подготовку к урокам;- от 2 часов и более – среднее количество часов в неделю, затрачиваемое учителем на подготовку лабораторного, демонстрационного, компьютерного и другого оборудования для проведения уроков и практических работ;- 4 часа – среднее количество часов в неделю, затрачиваемое учителем на подготовку и проведение факультативов, кружков, спецкурсов и других внеклассных мероприятий по предмету;- 3 часа – среднее количество часов в неделю, затрачиваемое учителем на оформление классных журналов, в том числе электронных;- от 3 до 10 часов – среднее количество часов в неделю, затрачиваемое учителем на проверку тетрадей (в зависимости от преподаваемого предмета);- от 1 до 3 часов – среднее количество часов в неделю, затрачиваемое учителем на подготовку учащихся к олимпиадам, конференциям и конкурсам;- от 2 часов – среднее количество часов в неделю, затрачиваемое учителем на консультационную помощь родителям или законным представителям обучающихся;- 1 час – среднее количество часов в неделю, затрачиваемое учителем на подготовку отчетов по предметам;- 1 час – среднее количество часов в неделю, затрачиваемое учителем на участие в административных совещаниях у директора или его заместителей.Таким образом, суммарный показатель фактической загруженности учителя по выполнению различных видов деятельности по предмету составляет минимально 27 часов, а максимально – более 40 часов. При этом собственно урочная деятельность, которая в среднем по Москве составляет 21 час, в эту цифру не входит. По разделу «Виды деятельности классного руководителя», который раскрывает особенности дополнительной педагогической нагрузки более чем 50% педагогического состава образовательного учреждения, общая суммарная еженедельная фактическая загруженность учителя – классного руководителя составляет дополнительно 18 часов, которые складываются из таких видов его педагогической деятельности:- проверка дневников обучающихся;- индивидуальная работа с родителями;- подготовка материалов для родительского собрания и/или заседание родительского комитета;- подготовка и проведение внеклассных мероприятий;- участие в организации питания школьников;- взаимодействие с другими педагогическими работниками, специалистами соцзащиты по воспитанию и социальной защите обучающихся;- проведение экспериментальной работы по вопросам воспитания.Результаты суммарной еженедельной фактической загруженности учителя, полученные по анализу анкет раздела «Виды методической работы, самообразование, повышение квалификации», составляют в среднем 6 часов. Таким образом, анализ только трех разделов мониторинга позволяет подсчитать среднюю фактическую еженедельную загруженность учителя без учета его урочной деятельности, исходя из суммы результатов по каждому из разделов:27 часов (минимальные затраты времени на выполнение различных видов деятельности по предмету) + 18 часов (еженедельная фактическая загруженность учителя – классного руководителя) + 6 часов (еженедельная фактическая загруженность учителя по методической работе, самообразованию, повышению квалификации) = 51 час. С учетом нагрузки по основному виду деятельности – проведению уроков по предмету, которая по Москве в среднем составляет 21 час, получим:21 час (проведение уроков по предмету) + 51 час (дополнительные необходимые виды деятельности) = 72 часа.При переводе полученных 72 часов еженедельной загруженности педагогического работника в количество часов его ежедневной рабочей занятости (при 6-дневной рабочей неделе) получаем 12 часов. Однако в соответствии со статьей 333 Трудового кодекса РФ для педагогических работников предусмотрена сокращенная рабочая неделя в 36 часов, что при 6-дневной рабочей неделе составляет только 6 часов ежедневной занятости.Таким образом, полученная по результатам мониторинга фактическая цифра загруженности учителя различными видами профессиональной деятельности, предусмотренными должностными инструкциями, означает, что:- учитель вынужден заниматься трудовой деятельностью в свое личное время – выходные и отпускные дни; – его фактический рабочий день только по минимальным подсчетам в два раза превышает допустимую трудовым законодательством норму занятости (при максимальной + 13 часов);- поскольку современный учитель работает еще и в ситуации увеличения конкуренции на рынке образования, то проблема повышения собственной конкурентоспособности заставляет учителя работать на пределе своих возможностей.Подтверждением сделанного вывода являются ответы на три вопроса мониторинга: «Часто ли вы испытываете нервно-эмоциональное напряжение на работе?» Ежедневно – 39% респондентов; несколько раз в неделю – 52% респондентов; не испытываю – 9% респондентов. «Испытав психологическое напряжение за рабочий день, можете ли вы сказать, что удается полностью восстановить силы во время сна?» Положительный ответ – 9%; нет – 46%; в зависимости от обстоятельств – 45%. «Сколько времени вы тратите на сон?» Менее 5 часов – 24% респондентов; от 6 до 7 часов – 72% респондентов; 8 и более часов – 4% респондентов. Очевидно, что результаты проведенного мониторинга даже при первичной и неполной обработке полученных данных свидетельствуют о колоссальной перегруженности современного учителя, что, конечно, не может не сказываться на состоянии его как психологического, так и физического здоровья. Полученные результаты достоверно и доказательно свидетельствуют о больших проблемах в организации деятельности современного учителя. Следует заметить, что никакая материально-техническая база сама по себе не гарант повышения качества образования в школе, если она не инструмент в организации труда для здорового физически и духовно учителя. Поэтому одной из важнейших забот современного профсоюзного движения должна стать забота о разработке различных социальных программ, направленных на укрепление совершенствования здоровьесберегающих технологий педагогического труда. Московская городская организация Общероссийского профсоюза образования активно ведет работу по созданию новых форм организации профилактических оздоровительных программ работников образования. Особенно значимыми оказались такие программы: ежегодная работа по добровольному медицинскому страхованию членов профсоюза и членов их семей (в 2012 году было застраховано около 1000 человек, оказана материальная помощь в размере 4362780 рублей); программы оздоровления в пансионатах и базах отдыха в средней полосе России, в Краснодарском крае, Крыму и Болгарии, которые проходят ежегодно более 1000 членов профсоюза; программы лагеря-семинара молодых педагогов в Анапе (поселок Витязево) по организации комплексных программ повышения квалификации и активного оздоровительного отдыха, в которых ежегодно принимают участие около 300 молодых специалистов системы образования. Все перечисленные программы Московской городской организацией Общероссийского профсоюза образования постоянно совершенствуются и развиваются, включая в свою орбиту представителей не только столичного образования, но и всей отечественной системы образования. Например, созданная комплексная модель лагеря-семинара молодых педагогов, позволившая сочетать отдых и профессиональную переподготовку, оказалась востребована не только российским сообществом молодых педагогов, за короткий срок в проведение лагеря-семинара, сочетающего формы активного оздоровления с комплексной программой по освоению технологий обмена профессиональным опытом, включились не только учителя из Тулы, Нижнего Новгорода, Владимира, Зеленодольска, Липецка, но и из стран ближнего зарубежья – Украины, Белоруссии и Латвии. В настоящее время Московская городская организация Профсоюза работников народного образования и науки РФ занимается разработкой новых социальных программ, направленных на совершенствование системы здоровьесбережения работников столичной системы образования, с одной стороны, и улучшение условий профессиональной педагогической деятельности, с другой. Татьяна ПЛОТНИКОВА, помощник председателя Московской городской организации Общероссийского профсоюза образования
Комментарии