Ирина Лисова иногда бывает детским писателем, иногда – критиком, иногда – журналистом. Случалось ей работать учителем и даже продавцом в «Лавочке детских книг». Сейчас – постоянная участница броуновского движения. Деятельность – высшая нервная. Окончила Мурманский государственный педагогический университет, учебу в котором совмещала с освещением рок-концертов в г. Мурманске. Отсюда и дебютная книга «Прикоснись к химере». А другое можно почитать в журналах «Кукумбер», «Урал», «Чиж и еж», «Мурзилка» и «Желтая гусеница».
Глава 1«А хорошо быть президентом! – однажды подумал Никитка. – Ничего не делаешь, только всеми командуешь»А тут мимо как раз президент пролетал на своем вертолете. Услышал он, что Никитка подумал, и на крышу Никиткиного дома приземлился. Заходит к нему в комнату и важно так говорит:- Здравствуйте, Никита Алексеевич! Я услышал ваши мысли по специальному аппарату и вот что хочу вам предложить…А Никитка глаза трет – думает, что ему все мерещится.- Президентом, конечно, быть хорошо. Тут я с вами, Никита Алексеевич, согласен, – продолжает президент.А Никитка своим ушам не верит.- Но, – говорит президент, – очень это дело утомительное. То машины проверяй, то на рояле играй, то в море с аквалангом погружайся. А еще и государством управлять надо. У вас в школе хоть каникулы бывают. А я даже во время отпуска никак отдохнуть не могу. Вы, Никита Алексеевич, я смотрю, умный человек. Не хотите ли меня на некоторое время на посту моем ответственном заменить?- Ну я согласен, – не стал отказываться Никитка.Быстренько записку родителям написал: «Улетел управлять государством. Котлеты съел». В вертолет президентский погрузился, и они полетели.Летят на вертолете, а внизу страна. Большая-пребольшая.- И я могу всем этим управлять?- Конечно, – говорит президент. А сам парашют надевает.- И я могу всеми командовать?- Конечно, – говорит президент. А сам дверь вертолета открывает.Они как раз над Черным морем пролетали, недалеко от Сочи.- Счастливо! – говорит президент и из вертолета выпрыгивает.- Хорошо, – обрадовался Никитка. И командует пилоту: – Вези меня во дворец, или где там президенты живут. Только побыстрее, а то мне уроки еще делать. Наталья Евгеньевна у нас строгая. Не сделал домашку, сразу двойку ставит.- Что, она и президенту двойку поставит? – удивляется пилот.- Кому угодно, – вздыхает Никитка.Глава 2Прилетели они в президентскую резиденцию, а там уже министры собрались. – Здравствуйте, Никита Алексеевич, – улыбаются министры. – У вас уже есть приказы, указания? Может, кого-нибудь снять с должности хотите или реформу провести?- Нет, – отвечает министрам Никитка, – сначала уроки.- Уроки? – удивляются министры.А пилот вертолета им объяснил:- Учительница строгая. Даже президенту двойку поставит.- Ну с учительницей мы разберемся, – сразу обрадовался министр образования. – Ее можно уволить.- Не надо Наталью Евгеньевну увольнять, – испугался Никитка. – Она хорошая.- Ну раз учительницу нельзя увольнять, может, проведем реформу и оценки отменим?- И пятерки? – забеспокоился Никитка.- И пятерки! – радостно согласился министр образования.- Нет, я не согласен. Двойка у меня пока одна, а пятерок много. Не хочу их отменять.- Тогда мы только пятерки оставим, – тут же нашелся министр образования. – Прямо сейчас издадим приказ, что с завтрашнего дня во всех школах нашей страны учителя имеют право ставить только пятерки.Эта идея Никитке понравилась.- Идите, пишите приказ, – скомандовал он министрам. – А я уроки делать буду. Глава 3С русским Никитка быстро справился. А вот с математикой пришлось повозиться.«У Вовы 24 марки, а у Миши на 6 марок больше. Сколько марок у Вовы и Миши вместе?»Никитка уже начал считать, сколько марок у Миши, но тут снова пожаловали министры с приказом. Очень уж им не терпелось, чтобы Никитка его подписал.- Я, – говорит Никитка, – математику делаю. Вы меня, пожалуйста, не отвлекайте.- Математику! – обрадовались министры.А министр экономики похвастался:- Я в школе математику очень любил.- Читайте, Никита Алексеевич, что вам задали, – попросил министр образования. – Мы вместе все быстро решим.- У Вовы двадцать четыре марки, а у Миши на шесть марок больше…- Какая несправедливость! – тут же возмутился уполномоченный по правам человека. – Почему у одного мальчика марок больше, чем у другого?- Да-да, – согласился уполномоченный по правам ребенка. – Надо срочно разыскать родителей Вовы и объяснить, что они нарушают права своего сына, не покупая ему марки в нужном количестве.- А меня волнует другой вопрос, – заговорил вдруг глава Комитета по борьбе с коррупцией. – Почему родители Миши могут себе позволить купить ребенку больше марок, чем родители Вовы. Может быть, они берут взятки и на эти грязные деньги покупают марки своему сыну?- Да-да, вы правы. Надо проверить этих родителей, – загалдели министры.- И автора учебника заодно, – предложил министр по печати. – Почему он, зная о таких вопиющих фактах, не поспешил сообщить куда следует? – Но это же задача! – попробовал остановить расшумевшихся министров Никитка.Но министры его уже не слушали:- Может быть, автор учебника заинтересованное лицо?- Родители Миши поделились с ним наворованными деньгами?- Что там еще пишут в этом учебнике?И такой шум поднялся, что Никитка от ужаса под стол спрятался.Министры еще долго возмущались, а потом один министр посмотрел на часы и сказал, что рабочий день закончился. Тогда министры возмущаться перестали, подхватили свои портфели и из резиденции уехали.Никитка вылез из-под стола, снова уселся за учебник по математике и задумался:- Оказывается, президентом тяжело быть. И математику не сделал, и приказ не подписал, но очень устал.Глава 4А утром Никитка в школу прилетел. Одноклассники его обступили. И даже ребята из старшей школы пришли и попросили сфотографироваться, потому что вчера, оказывается, в вечерних новостях передали, что он, Никитка, пока настоящий президент отдыхает, его заменяет. Все Никитке руку пожимали, по плечу хлопали, и даже Лена Померанцева с ним простым карандашом на уроке поделилась. Свой карандаш Никитка в резиденции потерял, пока под столом прятался.И Никитка решил, что президентом все-таки быть хорошо!Только Наталья Евгеньевна вела себя как ни в чем не бывало. На математике его к доске вызвала, заставила примеры решать. По русскому замечание сделала, что он букву «ж» неаккуратно в тетради прописал. А как ее аккуратно пропишешь, если она такая сложная?«Может, Наталья Евгеньевна не знает, что я теперь президент? – подумал Никитка. – Может, она вечером как раз тетрадки проверяла и не смотрела новости?»На переменке он подошел к учительнице и тихо сказал:- А я ведь теперь, Наталья Евгеньевна, президент.- Я знаю, Никитка, – так же тихо ответила Наталья Евгеньевна.- А почему вы меня не поздравляете? – удивился Никитка.- А с чем тебя поздравлять? – тоже удивилась Наталья Евгеньевна.- Не знаю, – пожал плечами Никитка. – Просто все поздравляют, а вы нет.- А я тебя жалею. У тебя теперь очень много дел, как же ты учиться будешь? – Хорошо буду учиться, – пообещал Никитка. – Я сегодня приказ подпишу, чтобы всем в школе только пятерки ставили.Наталья Евгеньевна грустно посмотрела на Никитку, вздохнула, но больше ничего не сказала. Глава 5В резиденции уже толпились министры. Они окружили стол, за которым вчера Никитка уроки делал, и галдели: «Особая секретность!», «Государственная важность», «На баланс», «Резолюция».Сел Никитка за стол, а ему уже папку принесли. А в папке бумаг видимо-невидимо.- Это что? – удивился Никитка.- Это приказы!- Указы!- Постановления!- Пока вы в школе были, мы сочиняли.- А мне теперь что с ними делать? – интересуется Никитка.- Читать!- Можно не читать!- Утверждать!- Подписывать!Закричали министры и стали бумаги из папки выхватывать, друг друга толкать и стараться побыстрее Никитке передать. Хорошо, что в этот момент в кабинет зашел пилот вертолета и сказал, что президенту надо обедать.Глава 6Президентская столовая была большая и нарядная. Как актовый зал перед Новым годом. В центре стоял длинный-длинный стол. А вдоль него стулья с высокими спинками. Стол был накрыт мягкой скатертью цвета спелой вишни, и стулья были обиты точно такой же тканью.- А зачем так много? – удивился Никитка, считая стулья. Их оказалось ровно сто.- Для министров. Самые лучшие всегда обедают с президентом.- А у нас наоборот, кто хуже себя ведет – тот и сидит с Натальей Евгеньевной в столовой.- Почему?- Чтобы не баловались. – Ну, пойду звать министров, – сообщил пилот вертолета.- А может, не надо? – чуть не заплакал Никитка.- Надо, Никита Алексеевич, – сказал пилот вертолета и добавил странное слово: – Регламент.Затем пилот вертолета отодвинул стул во главе стола и сказал Никитке, что он может садиться. Обед сейчас подадут. А сам открыл дверь в столовую, и тотчас же в нее вошли чинно, друг за другом девяносто девять министров. Правда, у стола они немного смешались и чуть не подрались за право сидеть около Никитки. Обедать было скучно. В школе они с ребятами успевали обсудить все, что приходило на ум. А тут тишина – только слышно, как министры ложками стучат. Пилот вертолета во время обеда у двери сидел. За стол ему не положено было. И тогда Никитка решил пилота к себе позвать.Министры сразу всполошились:- Как за стол?- Простого пилота?- Нельзя так!А Никитка набрался храбрости и говорит:- Приказ президента!И тогда министры сразу замолчали. Из соседнего зала принесли в столовую сто первый стул. Приборы поставили. Пилот на Никитку как-то странно посмотрел, но за стол сел.- А то скучно, – объяснил ему Никитка, – поговорить не с кем.- Понятно, – сказал пилот вертолета и ложкой суп в тарелке размешал.- Давай разговаривать, – предложил ему Никитка.- Хорошо, – согласился пилот.- Ну, рассказывай! Пилот вертолета даже ложку обратно в тарелку опустил.- Что, – спрашивает, – рассказывать?- Ну что-нибудь, – объяснил Никитка. – Хоть, например, как ты пилотом стал.Глава 7. История пилота вертолета- Летать любил с детства, – объяснил пилот вертолета…Все на уроке сидят, математику решают, ну или там упражнения по русскому пишут, буковки разные. А я на уроке усидеть не мог. Вроде сначала как все, прихожу, за парту сажусь. А как только звонок на урок прозвенит, все сидят, а я лечу. Сначала невысоко, над самыми партами. А ближе к концу урока мог и до потолка взлететь.Учительница наша все время вздыхала.- Ума не приложу, – говорила, – что с тобой делать. Усидчивости тебе не хватает.А еще она боялась в кабинете окно открывать. Однажды открыла, и я сначала, как обычно, над партами поплыл. А потом меня легким сквозняком к окну утянуло. Вылетел я на улицу, неторопливо над школьным двором проплыл один раз, другой. Хорошо на улице. Апрель. Весна. Птички поют.А потом гляжу – учительница наша внизу бежит и кричит мне:- Вернись! Вернись в кабинет!А следом за учительницей директор бежит и завучи. И тоже кричат:- Немыслимо! Срыв уроков! С родителями в школу!Смотрю я, а в школе действительно никто не учится уже. Все в окна высунулись, на меня смотрят, как я над школьным двором летаю.Я тогда сразу домой полетел. Раз сказали с родителями, значит, с родителями. Хорошо, у нас дома тоже окно было открыто по случаю тепла. И мама на кухне борщ варила. Она как меня увидела, на стул села и почему-то заплакала.- Сбежал, – спрашивает, – с уроков? И мне как-то обидно сделалось, что я тоже на стул опустился. Я-то думал, она обрадуется, что я летать умею. А она в слезы:- Где это видано, чтобы люди летали? И что в школе теперь скажут?- А они уже сказали, – ответил я маме, – чтобы я без тебя не приходил. Я уроки сорвал.- Ох, – мама руками всплеснула. Вытерла их о передник. Окно закрыла. И даже форточку на всякий случай. Передник сняла. Прическу поправила. Взяла меня за руку, и мы вместе в школу отправились. Лететь мне уже почему-то не хотелось.В школе срочно собрали педсовет. – Безобразие! – возмущались завучи. – Все на уроках сидят, а он летает!- Вопиющий случай! – кричали учителя. – Никогда такого в нашей школе не было!А директор сказала:- Чтобы в первый и последний раз!На этом педсовет закончился.С тех пор летать я перестал. Поначалу еще пытался, но учительница, когда видела, что я над партой зависаю, тут же говорила:- Вернись на место.Приходилось возвращаться. Так постепенно летать я и разучился. Зато математику выучил, физику. В летное училище поступил. Стал хорошим пилотом.Глава 8Когда пилот закончил рассказывать, министров за столом уже не было.- Снова ушли приказы сочинять, – объяснил пилот вертолета Никитке.- Им что, больше заняться нечем? – удивился Никитка.- Они больше ничего не умеют.- А президент?- А президент все уметь должен и все знать. Он самое ответственное лицо. – Как это – ответственное? – не понял Никитка.- Это значит, что он за все отвечает. – А я думал, что он всеми командует.- Э нет! Тебе, что ли, прежний президент не объяснил?- Нет. Он сказал, что я всеми командовать буду и управлять. А у меня пока и командовать не получается, и поиграть некогда, и уроки делать надо. Не хочу я больше быть президентом. Я гулять хочу! А там эти, – Никитка показал на дверь, – прочитай да подпиши.- Прежний президент так же говорил.- Когда он уже вернется?- Боюсь, что никогда, – огорчил Никитку пилот вертолета.- Как так? – Сбежал он. И тогда Никитка заплакал.Глава 9«Прощайте, мама, с папой и любимая «пи-эс-пи», до свиданья Наталья Евгеньевна. Не пропишу я вам красиво букву «ж» и примеры по математике больше никогда у доски не решу. Завалят министры меня своими приказами. Заставят на рояле играть, над страной летать и на дно морское опускаться, потому что я теперь за все, за все отвечаю и должен решать, правильный приказ министры написали или неправильный», – горько плакал Никитка в большой президентской столовой. А за дверью министры возмущались:- Вот же президент нашелся!- Пока он рыдает, у нас рабочий день закончится.- Ни одного приказа подписать не успеем.- Ну он же маленький, – пытался объяснить им пилот вертолета.- И что? – удивлялись министры. – Не надо было на себя такую ответственность брать.- Нам главное, чтобы приказы подписывал!Пилот вертолета им ничего не ответил. Вернулся в столовую. Никитку по голове погладил. Молока ему принес. А потом снова вышел к министрам и объявил:- Сегодня короткий день. Приказ президента.Министры удивленно друг на друга посмотрели. А потом быстро портфели подхватили и уехали из резиденции.Глава 10Ночью Наталье Евгеньевне приснилось, что у нее косички. Две. Рыжие такие. И бантики синие. Наталья Евгеньевна прыгала через скакалку и весело смеялась. Громко. Так громко, что не сразу услышала, как стучат в дверь. А когда услышала, смеяться перестала и немного испугалась. Потому что проснулась она еще не совсем Натальей Евгеньевной, а рыжей девчонкой Наташкой. Наталья Евгеньевна на цыпочках к двери подошла, прислушалась, осторожно спросила:- Кто там?- Это я, – отозвался с той стороны двери Никитка.Наталья Евгеньевна тут же открыла дверь, запуская Никитку в квартиру.- Ой, – немного смутилась она, потому что следом за Никиткой вошел пилот вертолета.- Наталья Евгеньевна, помогите! – не стал терять времени Никитка.- Что случилось? – не поняла учительница.- Никита Алексеевич больше не хочет быть президентом, – объяснил пилот вертолета.- И? – снова не поняла Наталья Евгеньевна. – Не хочет – и правильно. Ему учиться еще надо.- Но прежний президент сказал, что отдыхает, и не выходит на связь.- Он сбежал, – всхлипнул Никитка. – Как это – сбежал? – Наталья Евгеньевна совершенно ничего не понимала. – И при чем тут я?- Вы умная! – снова всхлипнул Никитка. – На уроках нам все так здорово объясняете. – Нам нужно старого президента найти и уговорить вернуться, – объяснил пилот вертолета.- Так я-то чем помогу? – Наталья Евгеньевна удивленно смотрела то на пилота, то на Никитку. – Никита, почему ты не пошел к маме с папой?- Папа в командировку уехал. А мама только одно спрашивает: хорошо ли я питаюсь и все ли уроки сделал.- А ты?- А я питаюсь хорошо. А уроки… не успел я сегодня.- Так я и думала, – огорчилась Наталья Евгеньевна.- Вот и надо старого президента найти!- Ему уроки делать не нужно, – закивал Никитка.- Только где же мы его искать будем? – задумалась Наталья Евгеньевна.- Где искать – это не проблема, – объяснил пилот вертолета. – Я хорошо координаты запомнил, где мы его высадили. Проблема – уговорить его вернуться. Нас с Никиткой он не послушается.- А вот вас… вас, Наталья Евгеньевна, даже школьные хулиганы слушаются.- Потому что вы строгая, – зачем-то добавил пилот вертолета.- Хорошо, – сдалась Наталья Евгеньевна. – Значит, будем искать подход.Глава 11Они летели над Черным морем. Молчали. Пилот сосредоточенно следил за приборами. Наталья Евгеньевна искала подход. А Никитка просто боялся всем мешать. Тишину нарушал только шум винтов. А потом пилот воскликнул:- Вот он!И Никитка увидел, как в темноте на скале вырастает дом, обнесенный высоким забором.- Как же мы туда попадем? – удивилась Наталья Евгеньевна.- А мы приземлимся прямо на крышу! – сказал пилот вертолета.Глава 12Президент спал.- Неудобно, – сказала Наталья Евгеньевна. – Спит человек, а тут мы.- До утра подождем? – спросил пилот вертолета.- А школа? – заволновался Никитка.- Да, до утра нельзя, – согласилась Наталья Евгеньевна. – Школа.- Значит, будить? – спросил пилот вертолета.- Только осторожно, – попросила Наталья Евгеньевна. – Все-таки спит человек, а тут мы.Пилот вертолета кивнул и осторожно потряс президента за плечо. Тот недовольно заворочался, но не проснулся. Пилот вертолета легко потянул одеяло с президента, но под ним еще одно оказалось.- Предусмотрительный, – сказала Наталья Евгеньевна.И тут Никитка вытянулся, как их на музыке учили, воздуха побольше набрал и запел:Россия – священная наша держава,Россия – любимая наша страна…Наталья Евгеньевна и пилот вертолета даже подпрыгнули от неожиданности. Но одновременно с ними с кровати вскочил и президент.Сначала, казалось, он никого вокруг не видел. С космической скоростью бросился к шкафу и через несколько секунд уже был облачен в деловой светло-серый костюм. Затягивая на шее галстук, президент с удивлением смотрел на Никитку, пилота вертолета и Наталью Евгеньевну.- Здравствуйте, – подала всем пример Наталья Евгеньевна. – Я Наталья Евгеньевна.- А я Никитка, – сказал Никитка. – Мы с вами уже виделись.- А я…- Пилот вертолета, – договорил за него президент. – Я помню. Чем обязан? – и строго-строго на всех посмотрел.Никитка и пилот вертолета тут же растерялись. Зато Наталью Евгеньевну строгим взглядом было не напугать.- Видите ли, уважаемый президент, – заговорила она. – Я понимаю, что вам трудно, вы устали. Но не кажется ли вам, что оставлять на таком ответственном посту маленького мальчика верх безответственности?- Это еще почему? – обиделся президент.- Должность президента – очень большая и важная должность, – продолжила Наталья Евгеньевна. – А Никитка маленький, даже несмотря на то что учится уже во втором классе…- Но он сам хотел! – перебил Наталью Евгеньевну президент. – Я-то тут при чем?- Вы же взрослый человек, должны понимать!Но президент понимать ничего не хотел. Он недовольно посмотрел за окно. И, увидев, что там темно, сердито пробормотал:- Который сейчас час? Темень за окном! Зачем вы меня так рано подняли?- Мы пришли к вам для серьезного разговора, – ответила Наталья Евгеньевна. – А вы ведете себя совершенно несерьезно.- Хуже первоклассника! – добавил Никитка.- Возвращайтесь на пост! – строго сказал пилот вертолета.- Ни за что! – надулся президент и прямо в костюме улегся снова в кровать. Накрылся с головой одеялом и засопел.- Какая невоспитанность! – возмутилась Наталья Евгеньевна.И тогда пилот вертолета сказал: – Ну как хотите. На вертолете я вас больше катать не буду! – и вышел из комнаты.Никитка с Натальей Евгеньевной секундочку постояли, а потом поспешили вслед за пилотом.- Не получилось, – грустно вздыхал Никитка. – Быть мне теперь президентом.- Не переживай, – попыталась подбодрить его Наталья Евгеньевна. – Через несколько лет президентский срок кончится. Сделают новые выборы. Кого-нибудь другого изберут.- А если нет?Теперь грустно вздохнула Наталья Евгеньевна.И тут они услышали, как в коридоре зашлепали босые ноги. – А я сам! Сам умею! На самолете! – услышали они голос президента.- На радиоуправлении все умеют! – крикнул ему пилот. – А так, чтоб виражи и уши закладывало?Президент не ответил.Пилот открыл люк, ведущий на крышу. – Я согласен на переговоры! – заголосил президент.Глава 13Переговоры были долгими. Никитка даже уснул за столом. Потому что говорили в основном Наталья Евгеньевна, президент и пилот вертолета. Что переговоры закончились, Никитка понял, когда Наталья Евгеньевна его разбудила и, улыбаясь, спросила:- Ну что, в школу? Или отдохнешь денек?- В школу, в школу! – торопливо ответил Никитка. А то вдруг все передумают и снова отправят его в резиденцию.Уже когда они летели над морем, Никитка на всякий случай осторожно спросил:- Так я больше не президент, да?- Не президент, – кивнула Наталья Евгеньевна.- Ура! – закричал Никитка. – Теперь я могу быть кем хочу!- Можешь, – улыбнулась Наталья Евгеньевна.А внизу была страна. Большая-пребольшая.
Комментарии