Тяжела шапка магистра
Знания ему приходится добывать самому
Когда-то вузовская общественность не восприняла попытки ввести многоуровневую систему высшего профессионального образования. В числе немногих, кто был не столь консервативен, оказался Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет “ЛЭТИ”. Его научно-педагогический состав участвовал в подготовке концепции этой системы, а также в разработке схемы ее реализации. Теперь многоуровневая система образования в России – реальность. По ней работают многие вузы.
– “Бакалавр-магистр” – это в большей мере направленность на педагогическую и научно-исследовательскую деятельность, – считает ректор “ЛЭТИ”, профессор, доктор технических наук Дмитрий Пузанков. – Туда попадают самые сильные студенты. Схема такова. Ребята поступают на первый курс и все вместе учатся два года. Фундамент закладывается общий: математика, физика, экономика, философия, гуманитарные дисциплины. В конце второго курса предлагаем выбрать: либо идти дальше по инженерной ветке, либо два года учиться на бакалавра и затем участвовать в конкурсе на магистерскую программу. Бакалавр – по сути более фундаментальная подготовка не по узкой специальности, а по целому направлению. К примеру, направлению “Информатика. Вычислительная техника” в инженерной области соответствует несколько специальностей, бакалавр же за четыре года получает более широкий спектр знаний. С дипломом бакалавра он может уйти из вуза и занять любую должность, требующую высшего образования. Но, как правило, студенты “ЛЭТИ”, получившие степень бакалавра, продолжают образование в магистратуре.
– Как строится обучение там?
– Переходя в магистратуру, студент выбирает тему, а она требует от него очень глубоких специальных знаний. Эти знания индивидуальны. По некоторым темам вообще не существует учебников, нужно работать в публичной библиотеке. Обучение в магистратуре – это значительная доля самостоятельной и научно-исследовательской работы. Те знания, что инженер получает в аудитории, будущий магистр добывает сам. Руководитель, который появляется у него с самого начала, помогает сформировать учебный план, отыскать нужную литературу. Качество магистров как специалистов получается очень высоким.
Магистратура требует очень большой отдачи и для профессорского состава. Есть разница: читать лекцию в аудитории, где 25 человек и где три человека.
– Много ли вузов реализуют предложенную вами схему?
– К сожалению, нет. В основном предпочитают так называемую “линейную” схему, без ответвлений. В одном потоке обучаются инженер и бакалавр (4 года), затем, защитив выпускную работу, продолжают учиться еще год и получают диплом инженера. Некоторые остаются в вузе еще на год для получения степени магистра. Это самая простая реализация многоуровневой системы. Все – без дополнительных затрат и при отсутствии индивидуальной работы. Поэтому наш вуз – один из немногих в стране – по этому пути не пошел. Мы готовим интеллектуальную элиту.
– А рынок труда готов принять такой научный потенциал?
– Хорошие специалисты уезжают, но винить их в этом нельзя. Причины общеизвестны – уровень оплаты труда. У нас в вузе есть программа “Кадры”. Она направлена на поддержку молодежи, которая остается в альма-матер.
Галина СЕРГЕЕВА
Санкт-Петербург
Комментарии