search
main
0

Тяжела ли шапка Мономаха? Тема “Президент – глава государства”. 8-й класс

Цель: охарактеризовать полномочия Президента РФ как главы государства, его функции и степень ответственности за свою деятельность и страну.
Задачи: раскрыть функции и обязанности президента; познакомить с требованиями к личности главы государства.
Материалы к уроку: учебное пособие Я. Соколова, ╖ 14; Конституция РФ; материалы СМИ.
Понятия: президент, монарх, президентская власть, указ, референдум, отстранение от должности, присяга президента.

Эпиграф:
“Не прекрасна ли цель работать для того, чтобы оставить после себя людей более счастливыми, чем были мы”.
(Ш. Монтескье)

Вариант 1
Урок может быть проведен в форме игры “Выборы президента класса”.

Ролевая игра
“Выборы президента”
Этапы игры: выдвижение кандидатов, избрание доверенных лиц, представление предвыборной платформы, пресс-конференция, агитация, голосование.
Основные роли (распределяются заранее): кандидат в президенты, доверенные лица, избирательная комиссия, журналисты, оппоненты, избиратели.
Учитель проводит консультации для участников игры, знакомит с содержанием ролей и отвечает на вопросы школьников, подбирает и рекомендует литературу.
Школьникам предлагается оценить свое участие и участие одноклассников в игре, задуматься и поразмышлять над вопросом: какова ответственность избирателей во время выборов президента страны?

Вариант 2
1. Начать урок можно вопросом: хотел бы кто-нибудь из вас стать президентом страны?
Ответы, как правило, бывают и положительными, и отрицательными.
Организуется беседа:
Почему вы хотите стать президентом? Какие цели вы ставите перед собой?
Почему вы не хотите стать президентом? С какими задачами вы боитесь не справиться?
Подводя итоги, учитель обращает внимание учащихся на то, что президент сосредоточивает в своих руках большую часть власти, но она не является безграничной.
2. Вопрос о месте Президента РФ в системе государственной власти рассматривается на основе выполнения вставки-задания (стр. 101) и обсуждения рисунков (стр. 101, 103 учебного пособия).
Чем отличается власть короля от власти президента?
Что такое принцип разделения властей?
Как власть президента связана с принципом разделения властей? Каково место президента в системе исполнительной, законодательной и судебной власти.
Свои ответы учащиеся смогут уточнить, обратившись к учебному тексту (стр. 101-102).
3. Согласно Конституции Президент РФ решает задачи:
охраны конституционного строя;
сохранения гражданского мира;
поддержки национального согласия;
защиты прав и свобод граждан.
Учитель выясняет, как понимают учащиеся эти функции президентской власти, и предлагает обсудить сочинения-размышления, написанные восьмиклассниками дома.
Полезно обратить внимание учащихся на слова эпиграфа.
Вопросы:
Как вы понимаете высказывание Ш. Монтескье?
Способны ли люди выполнить такую задачу?
Что необходимо для реализации этой благородной цели?
Задания
Выполните вставку-задание на стр. 102 учебного пособия. Ответьте на вопросы:
Какие действия предпринял Шарль де Голль в годы оккупации Франции?
Что он считал главным для президента в 1958 г.?
Каковы цели введения в России поста президента?
Для конкретизации знаний учащихся о месте президента в системе разделения властей в РФ и его функциях целесообразно организовать работу в группах. Перед каждой ставится задача проанализировать определенную ситуацию и выработать согласованную позицию.
Ситуации изложены в карточках. Карточки для шести групп содержат в общей сложности три ситуации, чтобы в классе было по два варианта решения каждой.
Группы 1 и 3
В результате экономических трудностей в государстве наступил внутренний политический кризис. В некоторых городах бастуют рабочие, остановился транспорт.
Несколько политических группировок призывают взяться за оружие и свергнуть правительство. Происходят стихийные демонстрации, столкновения на улицах, есть жертвы. Президент страны решает ввести чрезвычайное положение, комендантский час и другие меры, обеспечивающие порядок.
Вы – фракция Государственной Думы. Ваша задача – выработать свое отношение к действиям президента и сформулировать конкретные предложения.
Группы 2 и 4
В последние 3 месяца президент не подписал ни одного из принятых Думой законов, не вернул их на повторное рассмотрение, ссылаясь на занятость в связи с подготовкой к визиту в ООН и маловажность принятых Думой законов.
Вы – фракция депутатов Государственной Думы. Ваше мнение, что президент своих обязанностей не выполняет. Вы хотите добиться отстранения президента от должности. Можете ли вы добиться отставки президента? Что вы должны сделать в этой ситуации?
Группы 5 и 6
Президент государства, считая, что вооруженные силы недостаточно сильны, и желая их укрепить, начинает реорганизацию. Используя свои полномочия, он назначает нового министра обороны, приказывает призвать на службу еще 200000 человек и объявляет полную боеготовность армии.
Вы – фракция депутатов Государственной Думы. Вас не удовлетворяют реформы президента. Каковы ваши действия?
С конкретными полномочиями Президента РФ учащиеся знакомятся в объеме учебного пособия. Закрепить знания позволяют вставка-задание (стр. 104 учебного пособия) и задание 1 к ╖ 14 (стр. 106). Оба задания могут выполняться индивидуально, в группах, фронтально.
4. Ответы на вопрос о том, кто и как избирается Президентом РФ, ребята найдут на стр. 104-105 учебного пособия. Здесь же приводятся фрагменты статей 81, 82, 93 Конституции РФ.
Большой интерес вызывает работа над определением личностных качеств, которыми должен обладать президент. С этой целью учащимся предлагается задание 3 (стр. 106 учебного пособия). Задание можно усложнить, предложив ребятам проанализировать личные качества президента, расположив их по степени важности.
Интересные результаты могут быть получены, если этому заданию предшествует обсуждение следующих текстов.

Царь Египта

В царе воплощались здоровье и зрелость нации. Когда цивилизация только начинала развиваться в долине Нила, царь правил до тех пор, пока был здоров физически. Когда его оставляли силы, его приносили в жертву. Со временем этот обычай был забыт, но его пережитки сохранились в форме праздника… Через определенные промежутки времени, каждые 33 года, царь участвовал в церемонии, которая символизировала обновление его здоровья и силы. В частности, приносилась жертва на алтарь богов Северного и Южного царств. Например, во времена Джосера (2800 г. до н.э.) царь должен был пробежать определенное расстояние, чтобы испытать свои физические силы.
По книге А. Литвинова
“История становится ближе”

Коллегия стратегов
В Афинах по реформе Клисфена важное значение приобрела коллегия стратегов – они руководили страной. Основными критериями для выдвижения в члены коллегии были наличие у кандидата земельной собственности, талант военачальника. Законы предупреждают каждого оратора и стратега, который стремится приобрести доверие народа, чтобы он обзаводился детьми в соответствии с законами, чтобы владел землею в пределах нашей страны и, предоставив в качестве залога все надлежащие гарантии, тогда уж и стремился руководить народом.
Динарх. “Афинская демократия”

Мудрость древних

Афинский философ Сократ говорил, что государственного деятеля, как и кормчего на корабле, плотника или музыканта, нельзя выбирать по жребию. По его мнению, главным критерием при избрании должны выступать не столько добродетели кандидата, сколько его профессиональные навыки.

Царь Македонии Филипп говорил, что завидует афинянам: они каждый год на выборах находят себе десять полководцев, а он за много лет нашел себе только одного – Пармениона.
По Плутарху

Если есть время, полезно выполнить задание 2 (стр. 106 учебного пособия).

5. Домашнее задание.
Напишите сочинение-размышление “Если б я был депутатом…”.

Тема “Что такое парламент”

Цель: сформировать у учащихся представления о сущности законодательной власти.
Задачи:
познакомить с функциями и структурой парламента;
развить представления о законодательной деятельности парламента;
познакомить с деятельностью и статусом депутата.
Материалы к уроку: учебное пособие, ╖ 15; Конституция РФ (гл. 5); материалы СМИ о деятельности депутатов.
Понятия: парламент, Федеральное Собрание, Государственная Дума, Совет Федерации, избирательные округа, одномандатный округ, депутат, статус.

Эпиграф:
“Управление государством зависит от подбора мудрых людей”.
(Конфуций)

1. Вводная часть урока может быть построена как обсуждение вставки-задания (стр. 108-109 учебного пособия), рисунков, пословиц, приведенных в учебном тексте. Уместно предложить ребятам вспомнить пословицы и поговорки, имеющие тот же смысл, что и пословица: “Ум хорошо, а два – лучше”.
Рисунок на стр. 109 позволяет поставить вопрос о качествах, которыми должны обладать люди, профессионально занимающиеся политикой. Полезно вернуться к заданию 3 (стр. 106 учебного пособия) и предложить ребятам ранжировать перечисленные в условии задания качества, необходимые политику.
Организуется беседа:
Все ли люди по своей природе лидеры?
Есть ли лидер в вашей семье? Есть ли лидер в вашем классе? В чем проявляется их лидерство?
Относите ли вы себя к лидерам? Почему?
Должен ли политик быть лидером? Какими качествами должен обладать политик?
2. Понятия “парламент” (законодательный и представительный орган власти), а также “однопалатный парламент” и “двухпалатный парламент” охарактеризованы в учебном пособии (стр. 110-111).

Задания для учащихся
Как называется парламент России?
Докажите, что Федеральное Собрание РФ является законодательным органом.
Объясните значение понятия “представительный орган”.
Целесообразно рассказать учащимся о порядке формирования Совета Федерации и Государственной Думы. Согласно статье 95 Конституции РФ (она помещена в разделе “Прочтите и подумайте”, стр. 112 учебного пособия), в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов власти. Государственная Дума формируется по результатам всенародных выборов.
В учебном пособии нет подробного описания функций палат парламента. Этот вопрос изучается в курсе 9-го класса. На данном этапе ученикам важно усвоить само понятие “парламент” и понять его роль в обществе.
В хорошо подготовленном классе можно в группах провести обсуждение материалов о Федеральном Собрании РФ.

Федеральное Собрание РФ

Организационная структура Государственной Думы (450 депутатов) включает Председателя, его заместителей, руководителей комитетов Думы и руководителей думских фракций.
Основная форма работы нижней палаты парламента – пленарные заседания, т.е. собрание всех депутатов. На пленарных заседаниях принимаются законы и постановления Думы.
Законопроект сначала поступает в соответствующий комитет Думы. Если он оценен положительно, то он поступает на первое чтение на заседание Думы; в первом чтении рассматривается только общая идея законопроекта. Во втором чтении законопроект принимается постатейно и, если нет поправок, законопроект принимается в целом. Если есть поправки, то он дорабатывается в комитете и назначается третье чтение, которое завершается принятием законопроекта.
Обыкновенный закон принимается простым большинством голосов (50% плюс один голос) депутатов, конституционный – двумя третями голосов.
Совет Федерации – верхняя палата парламента РФ (178 членов). В нем есть председатель, комитеты и комиссии. Совет Федерации одобряет или отвергает законы, принятые Думой, рассматривает законы о бюджете, о налогах, о финансах, о международных договорах, о государственной границе, о войне и мире, принимает решения о назначении выборов Президента РФ, выполняет другие функции.
Федеральное Собрание образует счетную палату, предназначенную для контроля за расходованием исполнительными органами бюджетных средств.

3. Заключительную часть урока целесообразно провести в игровой форме.
1) Игра “Выборы парламента класса” проводится аналогично игре “Выборы президента класса” (см. тему “Президент – глава государства”).

Задания группам
2) Нарисуйте агитационный плакат кандидата в парламент.
3) Подготовьтесь к конкурсу ораторов: чья речь в большей степени убедит вас голосовать за предложенную кандидатуру? Проведите диспут “Должны ли быть привилегии у депутатов?”
4) Игра “Выборы Лесной думы”.

Игра “Выборы Лесной думы”

Учащиеся должны сформировать парламент из героев русских народных сказок и мультфильмов. В классе создается пять избирательных участков, в них баллотируются кандидаты в депутаты Лесной думы.
Избирательный участок N 1: Кощей Бессмертный, Василиса Премудрая, Красная Шапочка.
Избирательный участок N 2: Иванушка-дурачок, Оловянный солдатик, Золушка.
Избирательный участок N 3: Буратино, Золотая рыбка, Баба Яга.
Избирательный участок N 4: Карабас Барабас, Царевна-лягушка, Емеля.
Избирательный участок N 5: Старик Хоттабыч, Кот в сапогах, Белоснежка.
На каждом избирательном участке (в группах) анализируются деловые качества сказочных персонажей, проводится тайное голосование. Состав Лесной думы учащиеся анализируют по плану:
сколько в ней мужчин и женщин;
совместимы ли характеры депутатов;
работоспособна ли избранная дума.
Целесообразно также выполнить задание 1 (стр. 111-112 учебного пособия) и обсудить отрывок из “Корабля дураков” немецкого поэта С. Бранта (раздел “Познай людей и самого себя”, стр. 113).

4. Домашнее задание
Напишите сочинение-размышление “Лучшее правительство то, которое учит нас править самими собой” (М. Монтень). Проведите практическую работу “Бюджет семьи”: узнайте, из чего складывается бюджет семьи; какие доходы являются постоянными, а какие – эпизодическими; каков ваш вклад в семейный бюджет; каковы статьи расходов в семейном бюджете; какую часть потребностей семьи способен удовлетворить бюджет; как пополнить семейный и личный бюджет.

Марина ШКРОБОВА,
методист Заволжского районного управления образования
Ульяновск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте