search
main
0

Тянем всех

Помните лозунг вчерашних дней: “Нет плохих учеников, есть плохие учителя”. А я занимался в институте усовершенствования учителей в семинаре у Михаила Ивановича Кондакова, который сначала был заместителем министра просвещения, а потом президентом Академии педагогических наук. И он считал, что невозможно всех обучить.

Например, некоторые наши учителя английского считают, что не все дети способны освоить язык. Что делать с такими? Как правило, ученики переходят в другую школу – сами, не по принуждению. Хотят остаться – продолжают учиться.

Убежден, что термин “селекция” должен быть исключен, когда речь идет о детях. “Заранее” отобрать учеников невозможно. Существующие методы психодиагностики настолько несовершенны, что определить истинный уровень развития ребенка бывает очень сложно. Нельзя огульно судить о маленьких.

Конечно, не всегда дети оправдывают наши надежды. Но мы стараемся брать всех. И всех довести до одиннадцатого класса. Конкурса в 10-11-й у нас нет. Учатся в основном наши. Если приходят дети со стороны, мы их проверяем на знание языка. Так что речь идет не о селекции, а о естественной миграции. С ребятами мы работаем очень мягко, осторожно и бережно. Потому что мы понимаем, отбор – вещь очень условная.

Однажды ко мне после традиционного вечера вопросов и ответов “СОВА” подошел один из его участников, известный журналист Владимир Шахиджанян, и попросил взять в нашу школу своего сына-пятиклассника, который совсем не хотел учиться. Мальчик чудный: добрый, вежливый, но ничего не делал! И все равно все учителя его любили. Он закончил факультет журналистики МГУ, стал прекрасным фотомастером, работал в “Аргументах и фактах”, заведовал отделом иллюстраций в “Вечерней Москве”.

В одном классе с ним училась Алика Смехова, тоже, кстати, не блестяще. Но тем не менее школу окончила, стала актрисой, бывает у нас, выступает перед ребятами. Конечно, меня могут упрекнуть в том, что к детям своих друзей я отношусь более снисходительно. На самом деле мы “тянем” очень многих. Неважно, кто их родители. За что мне попадает от своих же учителей: “Ну что вы его защищаете? Он же совершенно не учится! Какой от него толк? Вы не заботитесь об имидже школы!” А мне кажется, именно об этом я и забочусь. Мы называемся теперь “школой практического гуманизма”. Помогают ею стать и музей В.В.Маяковского, и спортивные мероприятия, и “СОВА”, и “ДУСЯ” – встречи учителей с интересными людьми. Мы хотим все это осмыслить и научно обосновать, рассказать о своем опыте коллегам. Так вот, сам уклад нашей школы воспитывает. Ведь от того, какая школа, зависит, какими становятся ее ученики. Дети приходят к нам из семей очень разных, в последнее время, как правило, неблагополучных. Много разведенных – какая это травма для ребенка! Есть вдовы, вдовцы. Кого-то воспитывают бабушки… Получаем материал очень неоднородный. Это не значит, что мы их нивелируем, наоборот, стараемся, чтобы каждый проявил себя.

Происходит ли отбор при записи в нашу школу? У нас, как и во всех школах, проходит собеседование. За месяц до него я встречаюсь с родителями, рассказываю о предстоящем. Ребенок должен уметь читать, считать до десяти, решать несложные задачи, в том числе и логические, знать наизусть стихотворение – проверяем дикцию. Собеседование проходит в присутствии родителей в моем кабинете. Мы – это два учителя, которые будут вести первые классы, врач, психолог, логопед и завуч по английскому языку – стараемся, чтобы обстановка была исключительно доброжелательная. Потому что дети невероятно зажаты, они так боятся! А на родителей я вообще смотреть не могу. В этом учебном году к нам в школу привела сына одна известная актриса.

Она сидела, как девочка, глаза не поднимая. Когда я ее поздравил, она “ура” кричала, так была счастлива. А вообще я бы отменил все эти собеседования, если бы мы физически могли принять всех.

И еще один как будто не относящийся к делу факт. В помещении школы у нас никто не курит. Бегают куда-то к гаражам. Если ловлю, веду к себе в кабинет и говорю: “Ты школой дорожишь? Тогда зачем куришь, хотя знаешь, что у нас это не принято? Иди в другую школу, где это разрешено”. Они тогда испуганно клянутся, что больше не будут… Вот вам и вся селекция.

Семен БОГУСЛАВСКИЙ,

директор средней общеобразовательной столичной школы # 1274 с углубленным изучением английского языка

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте