Самый любимый праздник, как взрослых, так и детей, конечно же, Новый год. Для каждого ребенка это долгожданное волшебство, настоящая сказка с яркими персонажами. Подготовка к новогодним событиям началась в нашей школе №2129 задолго до наступления праздников.
На этапе подготовки педагоги и воспитатели решили воспользоваться новыми педагогическими технологиями. Единогласно выбрали технологию педагогического дизайна.
Воспитатели старались проявить себя как стратеги, разрабатывая алгоритм приобретения новых знаний воспитанниками, и побывать в роли режиссера-сценариста, чтобы действо учитывало детские интересы и предпочтения.
Тема одна из самых интересных и долгожданных – Новый год и любимые всеми сказки. Воспитатели приняли профессионально верное решение, ведь платформа для приобретения информации должна быть близка и понятна дошколятам.
Педагоги экспериментировали и объединили несколько педагогических технологий для реализации педагогических задач максимально результативно, параллельно разрабатывали дистанционное применение такой технологии.
Каждый педагог предложил свой вариант использования технологии «педагогический дизайн».
Воспитатели пользовались известными принципами, работая в новой технологии:
1. Вовлечение – была использована педагогическая технология «образовательное событие». Дети с помощью сюрпризного момента попадали в ситуацию с разными сказочными сюжетами, например помогали Снеговику отыскать подарки или вызволить Деда Мороза.
2. Получение конкретного опыта через практические действия – погружение в событие, непосредственное знакомство с новым предметным окружением.
Воспитатели на уже знакомой детям теме сказки создали предметную среду, а именно место обитания некоторых задействованных сказочных героев.
Здесь воспитателям понадобилось проявить творческие навыки, умение интересно организовать педагогическое пространство. Особенно хороших результатов достигли педагоги, применяя принцип сотворчества. Можно даже сказать, что все лучшее, что создается в культуре дошкольного образования, есть результат не только индивидуального творчества, но и сотворчества.
Были созданы небольшие тематические пространства и декорации с помощью разных предметов и с использованием детских декоративно-прикладных работ. Дети могли очутиться в лесу, в избушке Бабы-яги или в сказочном домике Дедушки Мороза. Пространства были выполнены в человеческий рост, имитируя настоящее место обитания сказочного героя.
Предметная территория была наполнена множеством деталей и предметов, неизменно отсылающих к главному герою. Например, в домике Дедушки Мороза стоял стол с различными игрушками, мешок для подарков, столик, за которым Дед Мороз читал письма, расписное и украшенное морозными узорами кресло, у нарисованной двери стоял олень, висела знаменитая шуба, горел камин (имитация), конечно, был почтовый ящик с надписью «Почта России», откуда Дед Мороз и доставал все письма.
3. Получение информации, нахождение способа извлечения информации. Совместно с воспитателями ребята, используя различные предметы (конверты с подсказками, карту) или диалог с персонажем, знакомились с новыми видами узоров, предметами быта, историей происхождения тех или иных предметов, фольклорными названиями.
Например, на территории Бабы-яги внимательно изучали лопату для хлеба или выясняли, отчего такое имя у старушки, которая живет в лесу. И смогли самостоятельно определить по карте ее место нахождения, заодно поняли, какие на карте бывают условные обозначения. Обсудили вместе особенные признаки жилища Бабы-яги, изучили рисунок паутины, потому что в ее жилище это основное украшение.
4. Итоговая оценка эффективности. Разработка оценочных средств, создание изобразительных работ. Стремление детей выполнить задание, желание найти верный ответ, слаженная работа в команде – это и есть ответ на вопрос, правильно ли выбрана тематическая платформа.
Изобразительные работы, выполненные в разных техниках, иллюстрирующие самые неожиданные детали увиденного ребятами, говорят об усвоении материала.
Работа над одной из самых сложных задач – ориентировкой в пространстве с помощью карт – будет продолжаться с учетом выявленных трудностей в освоении работы и составлении карт.
5. Обратная связь, рефлексия, пересмотр программы с учетом выявленных недостатков. С помощью рефлексивного круга, мини-викторины и опроса родителей педагоги собрали объективную оценку проведенной работы совместно с детьми. В стадии разработки находятся дистанционный вариант погружения в образовательное событие, а также разработка методических и вспомогательных материалов к данному курсу.
Педагогический дизайн находится только в стадии освоения педагогами, но современная педагогическая действительность определяет заказ на развитие творческого, активного, инициативного, профессионально компетентного педагога, владеющего новыми, входящими в жизнь технологиями.
Работая непосредственно с педагогическим коллективом, мы стараемся учитывать профессиональные и личностные качества каждого педагога, грамотно определять его место в образовательном процессе, включать в круг организационно-педагогических отношений и оптимально использовать все его таланты, знания, профессиональные умения и личностные качества для достижения общей цели дошкольного образовательного образования.
Ольга КУСТОВА, Галина ФРИМУЧКОВА, Лина ТРОИЦКАЯ, старшие воспитатели школы №2129 имени Героя Советского Союза П.И.Романова
Комментарии