search
main
0

Ты в клуб? Это плюс. Профессиональная активность оценивается по достоинству

​Новый порядок аттестации вызывает много вопросов. От их решения зависит не только успех самой процедуры, но и здоровый климат в педагогическом сообществе.В словаре по трудовому праву понятие «аттестация» обозначено как проверка квалификации работника в целях определения уровня его профессиональной подготовки и соответствия занимаемой должности или выполняемой работе.Для того чтобы педагоги Московской области были готовы показать свои достижения: в муниципальных образовательных сетях создана и развивается единая информационная среда по вопросам содержания и процедуры аттестации в регионе; педагогическим работникам обеспечен свободный доступ к информационным ресурсам по актуальным вопросам аттестации; совершенствуются и развиваются механизмы управления процедурой экспертизы педагогической деятельности; осуществляется эффективное взаимодействие всех участников аттестации (председатели и эксперты экспертных групп, муниципальные координаторы, сотрудники методических служб, курирующие аттестацию педагогических работников, входящие в муниципальные образовательные сети, сами аттестуемые); формируется ресурсное обеспечение квалификационных испытаний и экспертизы педагогической деятельности с целью выявления уровня квалификации педагогических работников.

СотрудничествоДля объективности оценки работы лучше всего, когда ученые, методисты, лучшие педагогические работники работают вместе. В Московской области создана особая региональная рабочая группа. В ее состав вошли представители Министерства образования Московской области, члены аттестационной комиссии, эксперты, представители образовательных учреждений, входящих в региональное сетевое объединение, сотрудники Педагогической академии последипломного образования. При создании контрольно-измерительных материалов для экспертизы педагогической деятельности использовались различные методы: совещания, групповые дискуссии, работа фокус-групп в форме мозгового штурма.Результатом работы региональной рабочей группы стало то, что для проведения квалификационных испытаний были разработаны тесты для всех категорий педагогических работников и для руководителей образовательных учреждений (ГОУ). Для проведения экспертизы уровня квалификации педагогической деятельности, осуществляемой при аттестации на первую и высшую квалификационные категории, сегодня разработаны 72 формы экспертных заключений, а также различные тесты для педагогических работников различных образовательных учреждений.В зависимости от конкретной должности педагогического работника экспертные заключения, сохраняя единство базовой структуры, тем не менее отличаются в содержательном аспекте. Все формы экспертных заключений независимо от того, для какой должности они предназначены, состоят из трех основных разделов, каждый из которых включает по одному критерию, конкретизируемому множеством соответствующих показателей. Требования к тем, кто претендует на первую и высшую квалификационные категории, определены Порядком аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений.Первый критерий  «Оценка уровня владения педагогом современными образовательными технологиями/методиками и эффективное применение их в УВП» и второй критерий «Продуктивность и эффективность методической деятельности, распространение собственного педагогического опыта» сходны в экспертных заключениях практически по всем должностям педагогических работников. Максимальное отличие экспертных заключений наблюдается по третьему критерию – «Продуктивность и эффективность образовательной деятельности». Это связано со спецификой конкретной должности, отраженной в результативности ее деятельности.Отличительные особенности отдельных групп экспертных заключений1-я группа – экспертные заключения на педагогических работников дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) составлены с учетом специфики следующих должностей: логопед, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, руководитель физического воспитания, музыкальный руководитель, социальный педагог. В указанных выше экспертных заключениях имеются различия по следующим показателям: музыкальный работник – «Участие в концертной деятельности», логопед и педагог-психолог – «Участие в деятельности профессиональных ассоциаций, постоянно действующих семинаров психолого-медико-педагогических комиссий, психолого-медико-педагогических консилиумов», инструктор по физвоспитанию – «Организация и проведение массовых спортивно-оздоровительных мероприятий».Значительно отличается форма экспертного заключения на методиста ДОУ, что связано со спецификой его работы, заключающейся прежде всего в методическом сопровождении профессиональной деятельности педагогических работников ДОУ. Продуктивность и эффективность деятельности методиста ДОУ оценивается по таким показателям, как разработка методических и информационных материалов, проведение анализа состояния учебно-методической, воспитательной работы в ДОУ, проведение работы по распространению передовых технологий обучения, воспитания, передового педагогического опыта, координация, организационно-методическое сопровождение проектно-исследовательской, опытно-экспериментальной и др. научной деятельности ДОУ, участие в работе по повышению квалификации и переподготовке педагогических работников ДОУ, организация и проведение конкурсов, выставок, олимпиад, соревнований.2-я группа – экспертные заключения на педагогических работников общеобразовательных учреждений: учителя начальной общеобразовательной школы, учителя основной и старшей ступени среднего полного общего образования с учетом и без учета результатов государственной итоговой аттестации и единого государственного экзамена, преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности, учителя изобразительного искусства, музыки, технологии, физкультуры, мировой художественной культуры, воспитателя, педагога-психолога, социального педагога, педагога-организатора.В указанных выше экспертных заключениях, так же как у педагогических работников ДОУ, имеются различия по показателям второго и третьего критериев. Например, у учителя музыки – «Участие в концертной деятельности», у учителя физической культуры, инструктора по физвоспитанию – «Организация и проведение массовых спортивно-оздоровительных мероприятий», у преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности и учителя основ безопасности жизнедеятельности – «Организация и проведение Дня защиты детей, дня призывника и слета-игры «Школа безопасности и другие мероприятия», «Взаимодействие с заинтересованными организациями (военкоматы, органы МВД, МЧС, ФСБ, ГИБДД, специалисты КДН, ОПП, спортивные, молодежные и медицинские организации)».Особую группу составляют экспертные заключения на воспитателей учреждений, имеющих множество сходных показателей, но разнящихся в силу специфики по следующим показателям:    воспитатель общеобразовательного учреждения – «Организация работы с обучающимися (воспитанниками), относящимися к «группе риска», «Взаимодействие с администрацией ОУ, учителями, психологом, специалистами межведомственных структур, родителями (лицами, их заменяющими)», «Организация коррекционно-развивающей работы с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья»;    воспитатель учреждения повышенного статуса (лицея, гимназии) – «Организация работы по формированию и развитию классного коллектива», «Организация работы с родителями и родительским комитетом»;    воспитатель группы продленного дня – «Сохранность контингента обучающихся/воспитанников».3-я группа – экспертные заключения на педагогических работников государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования (НПО и СПО): воспитателя, мастера производственного обучения, методиста, преподавателя общеобразовательных дисциплин, преподавателя специальных дисциплин, на музыкального руководителя, педагога-организатора, педагога дополнительного образования, педагога-психолога, социального педагога, учителя физической культуры.Экспертные заключения, разрабатываемые на одинаковые должности педагогических работников начального и профессионального образования, имеют незначительные отличия. Например, экспертные заключения на преподавателя специальных дисциплин НПО/СПО отличаются от экспертных заключений на других педагогических работников НПО/СПО наличием показателя «Профессиональная переподготовка (стажировка) по новым производственным технологиям на базе обучающих центров, центров при производственных предприятиях». Между собой они отличаются только наличием показателя «Научное развитие» у преподавателя специальных дисциплин СПО. Наряду с этим в экспертном заключении на преподавателя специальных дисциплин СПО имеется дополнение к показателю «Результаты участия обучающихся в предметной олимпиаде, конкурсах профессионального мастерства» в виде участия в профессиональной олимпиаде, а также показатель «Сохранность контингента».Экспертные заключения на мастеров производственного обучения НПО и СПО оценивают их профессиональное развитие, поэтому разработаны такие показатели, как «Повышение квалификации с получением соответствующих разрядов», «Профессиональная переподготовка (стажировка) на базе обучающих центров, центров при производственных предприятиях». Интересуют прежде всего организация работы с обучающимися коррекционных групп НПО, сохранность контингента НПО, результаты деятельности аттестуемого педагогического работника в качестве классного руководителя. В то же время экспертное заключение на мастера СПО содержит результаты участия обучающихся в профессиональной олимпиаде.Принцип – объективностьВ регионе разработаны и используются в аттестационных процедурах единые методы, призванные дать объективную оценку работы педагогов. Приоритет отдается объективным критериям квалификации: уровень образования, навыки, опыт и результаты практической работы, повышение квалификации, которые в совокупности образуют необходимые предпосылки для успешной профессиональной деятельности. Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что предложенная экспертиза педагогической деятельности достаточно объективна, так как ориентирована на разные категории педагогических работников и позволяет проводить периодический мониторинг их труда; она формализована по критерию оценок и учитывает мнение всех заинтересованных сторон, начиная от самого аттестуемого и заканчивая руководителями образовательных учреждений. Балльная шкала оценки знаний и навыков позволяет снизить уровень субъективности при оценке и как следствие устранить тревогу педагогических работников.Оценка профессиональных качеств работника осуществляется специально созданной независимой экспертной группой, в состав которой входят председатель экспертной группы, эксперты. Коллегиальность обеспечивает объективное рассмотрение представленных аттестуемым педагогом документов и материалов, отражающих трудовую деятельность работника, непредвзятую оценку уровня его квалификации.Качество экспертизы деятельности педагогических работников зависит от уровня подготовленности экспертов. Экспертная группа назначается из числа высококвалифицированных специалистов – педагогических работников того же профиля, что и аттестуемый педагог. Могут ли все эксперты, выезжающие к аттестуемому педагогическому работнику, обеспечить беспристрастность оценки – вопрос спорный. Результат экспертизы в известной мере субъективен, несет на себе отпечаток личности того, кто проводит экспертизу, иначе это было бы просто измерением каких-либо параметров.Чтобы повысить качество экспертизы, необходимо специальное обучение экспертов. Для этого Педагогической академией была разработана и реализуется целевая программа повышения квалификации экспертов «Основы экспертной и аналитической деятельности при аттестации педагогических работников». На данный момент обучение прошли все председатели экспертных групп, которые проводили установочные совещания со всеми экспертами, курировали и координировали деятельность экспертов, а также эксперты/зам.  председателей экспертных групп.В Московской области осуществляют экспертизу педагогической деятельности работников образования более 7 тысяч экспертов, и их обучение проводится регулярно, по аналогии с тем, как готовят экспертов для итоговой аттестации выпускников школ.Введение нового порядка аттестации – процесс длительный и неоднозначный. Создать систему оценки, одинаково сбалансированную с точки зрения точности, объективности, простоты и понятности, очень сложно. Так же как и подготовить экспертов. Но работа ведется.Любовь СУЗДАЛЬЦЕВА, заместитель министра образования Московской области

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте