Сегодня все чаще в качестве российской национальной идеи звучит тезис о сохранении нации. Общество всерьез начинает задумываться над проблемами здоровья нынешнего и будущих поколений страны. Последние данные статистики свидетельствуют: 80 процентов молодых людей по состоянию здоровья ограничены в выборе профессии, 20 процентов имеют проблемы в репродуктивной сфере, 30 процентов страдают различными аллергическими заболеваниями. К окончанию школы у 50 процентов юношей наблюдается дефицит массы тела. Половина школьников хронически больны, при этом преобладают гастроэнтерологические заболевания.
Как показывают исследования НИИ питания РАМН, в школе питаются около 50 процентов учеников начальных классов, 40 процентов учащихся 5-9-х классов и 30 процентов старшеклассников.
Как же сегодня в школах страны организуют горячее питание детей? Существует несколько форм. Первая – это столовые, работающие на сырье, где блюда полностью готовятся на пищеблоке. Здесь преимущество в том, что отсутствует этап транспортировки готовых блюд и ребенок принимает пищу непосредственно после ее приготовления. Вторая форма – по типу столовой-доготовочной, когда с комбината школьного питания (КШП) в нее поступают продукты или полуфабрикаты, из которых на пищеблоке готовят различные блюда. Третья форма – организация питания по типу буфета-раздаточной, когда с КШП в школу поступают готовые блюда. Достоинство этой формы – возможность горячего питания в маленьких школах, где нет места для размещения производственных цехов пищеблока. Однако и недостатки никуда не денешь – транспортировка, а также риск несоблюдения санитарно-эпидемиологических требований к безопасности приготовления и транспортировке пищи. И в-четвертых, так называемое бортовое питание. В этом случае на специализированном предприятии школьного питания приготавливаются блюда, которые упаковываются в индивидуальную тару и подвергаются глубокому охлаждению, а уже в условиях школьных буфетов эти блюда разогреваются в свч-печах или духовых шкафах. «Бортовой» тип питания обеспечивает эпидемическую безопасность пищи, предусматривая индивидуальную упаковку блюд и использование одноразовой посуды.
Статфакт
По данным Роспотребнадзора, 54% школьных столовых работают на сырье, 15% – на полуфабрикатах, 9% составляют буфеты-раздаточные, 10% – буфеты. А в 12% школ пищеблоки отсутствуют вообще.
«Охват школьников горячим питанием в 2005/2006 учебном году хотя и несколько возрос по сравнению с предыдущим годом с 62,9 процентов до 68,5 процента, но по-прежнему остается низким, – сообщила заместитель начальника отдела Роспотребнадзора Галина Яновская. – В Кабардино-Балкарской Республике, Ставропольском крае, Ивановской, Курской, Омской, Тверской, Курганской, Камчатской, Ростовской, Рязанской и Читинской областях эти показатели значительно ниже, чем в целом по стране».
В 2006 году НИИ питания Российской академии медицинских наук завершил научные исследования, которые свидетельствуют о том, что состояние здоровья школьников может в определенной мере зависеть от особенностей организации питания в школах. Наблюдения проводились над учениками московских школ, которые уже во время обучения приобрели заболевания желудочно-кишечного тракта, нарушения обмена веществ и кожные проявления пищевой аллергии. В ходе исследования выяснилось, что такая патология наблюдалась: в школах с буфетами-раздаточными – у 5,4 процента детей; в школах со столовыми-доготовочными – у 2 процентов; в «школах здоровья» с буфетами-раздаточными – у 4 процентов. А вот у пятиклассников «школ здоровья» со столовой-доготовочной случаев развития подобной патологии за время их обучения не зарегистрировано.
Казань делится опытом
Всероссийская научно-практическая конференция «Школьное питание: доступность, качество, организация» собрала в Казани более восьмисот работников систем образования, здравоохранения, торговли и социального питания, ученых, представителей Минобороны, депутатов Госдумы из 52 регионов Российской Федерации.
Столица Татарстана была выбрана не случайно местом проведения конференции. В 2006 году мэрия Казани приступила к осуществлению комплексного реформирования системы школьного питания. Характерные для большинства городов и областей России проблемы организации питания школьников в Казани усугублялись еще и тем, что здесь многие школьные столовые находятся в ветхих зданиях, где-то даже в полуподвальных помещениях или на верхних этажах, что не соответствовало установленным нормам. Тем не менее многие директора школ на свой страх и риск организовывали процесс питания в неприспособленных помещениях, выплачивая постоянные штрафы за нарушения. Сегодня из 28 таких школ 15 уже реконструированы в соответствии с требованиями СанПиНов и работают в системе «готовых завтраков».
А первым шагом на пути реализации реформы школьного питания было создание Департамента продовольствия и социального питания Казани. Тогда же началась разработка программы «Здоровое питание – детям», которой предшествовало комплексное предпроектное исследование состояния школьного питания, а именно: анализ материально-технической базы столовых, изучение способов формирования действующих рационов питания, определение уровня и характера существующего производственного контроля, выявление действующих схем поставки продуктов питания и сырья.
Анализ результатов этого исследования позволил сформулировать ряд приоритетных направлений для осуществления реформы. И первым из них стала социальная поддержка. Мэрия Казани решила выделять бюджетные средства на питание детей из малообеспеченных и многодетных семей, детей-сирот, инвалидов, при сохранении дотации 3,5 рубля на каждого школьника.
Организация работы столовых также претерпела изменения. «В 36 школах действуют столовые-заготовочные, где есть все необходимые производственные цеха, которые могут работать на сырье, – говорит заместитель руководителя Исполкома по социальным вопросам Казани Зухра Нигматуллина. – В этих школах мы внедряем поэтапно метод питания по типу «шведского стола», что очень востребовано и учащимися, и педагогами. Охват горячим питанием в таких школах увеличивается до 85-90 процентов, и пищевых отходов практически нет. В 142 школах работают столовые-доготовочные. В них возможно приготовление блюд только с использованием полуфабрикатов высокой степени готовности или готовых завтраков. Из этих 142 в 2006 году 30 школ переведены на новую технологию готовых завтраков (ланч-боксы), которыми сегодня питаются 12 тысяч детей».
В течение полугодия специалисты департамента знакомились с опытом организации школьного питания в Москве, Санкт-Петербурге, Ярославле, Ставрополе, Финляндии. В каждом из регионов есть собственные программы, но на практике новая технология производства и транспортировки пищевых продуктов впервые внедрена в Казани. Механизм ее реализации участникам конференции показали прямо на рабочем месте, в лицее № 145 Авиастроительного района. На базе этого лицея повара обеспечивают готовой охлажденной продукцией столовые-доготовочные еще нескольких десятков школ Казани. Завтраки готовятся в пароконвектоматах – новейшем оборудовании, обладающем системой самодиагностики и функцией быстрого охлаждения. Для доставки кулинарной продукции закупили 15 специализированных грузовых машин. А уже в школьных столовых блюда регенерируются, то есть разогреваются до требуемой температуры.
Итоги конференции
Главное, чего смогли добиться участники всероссийской конференции, это включить новое направление «Школьное питание» в приоритетный национальный проект «Образование» и комплекс мер по улучшению демографической ситуации в стране. Точнее, обратиться с таким предложением в Правительство РФ. В рамках проекта федеральному Министерству образования и науки рекомендовано проработать вопрос о дополнительных выплатах на питание младшим школьникам, а также отдельным категориям учащихся 5-11-х классов и реализовать в 2007-2009 годах «пилотные» проекты «Школьное питание» в пяти субъектах Российской Федерации.
По мнению участников конференции, множество изменений необходимо внести и в отечественное законодательство непосредственно в части организации питания в общеобразовательных учреждениях.
«Школьное молоко» решено сделать подпрограммой в «Школьном питании» и рекомендовать ее реализацию пока в рамках существующих региональных программ.
Школьный компонент базисного учебного плана, вероятно, пополнится еще одним интегрированным курсом «Правильное питание» в рамках предметов «Окружающий мир», «Природоведение», «Биология» и ОБЖ. Педагогов и классных руководителей ожидает многоуровневая образовательная программа по здоровому питанию.
Комментарии