search
main
0

Ты расскажи нам, юнга…

В годы Великой Отечественной мальчишки бежали на фронт. Их ловили, возвращали домой, но они снова рвались на линию огня. Успеть повоевать, успеть защитить Родину! И вот…

Приказ народного комиссара ВМФ Союза ССР по управлению подготовки и комплектования ВМФ:

«В целях создания кадров будущих специалистов флота высокой квалификации, требующих длительного обучения и практического плавания на кораблях Военно-Морского Флота, приказываю:

К 1 августа 1942 года сформировать при учебном отряде Северного флота школу юнг ВМФ со штатной численностью переменного состава 1500 человек с дислокацией на Соловецких островах. Плановые занятия начать с 1 сентября 1942 года.

Адмирал Н.Г. Кузнецов».

Спустя десятилетия родилась песня, в которой есть такие строки: «Осталась юность гордая с тобой,/ Хоть седина виски посеребрила./ И той поры, когда ты рвался в бой,/ Неистовое сердце не забыло./ Неугасим огонь твоей души./ И для тебя морское братство свято…/ Ты расскажи нам, юнга, расскажи,/ Как шел на фронт мальчишкою когда-то».

Из Дворца пионеров – на фронт

Чтобы попасть в школу юнг, требовалось немногое – свидетельство о рождении и согласие матери. Но медкомиссия была строгой. В Горьковском дворце пионеров и школьников им. В.П. Чкалова за 2 дня из 300 с лишним отобрали 160 ребят. Были среди них и горьковчане, и уроженцы Павлова, Богородска, Выксы, Уреня, Городца. До последней минуты они не знали, что перед фронтом судьба забросит их в Архангельскую область.

Более тысячи подростков их Москвы, Горького, Саратова, Свердловска, Кирова, Перми, Уфы и Куйбышева привезли на Соловки, чтобы проходить военную науку. Но прежде ребята, обитавшие в кельях Соловецкого монастыря, вырыли 24 землянки-кубрика, каждая для проживания пятидесяти двух человек, построили камбуз, баню, клуб и другие помещения. В мирное время на это потребовались бы годы, юнги управились за два месяца.

Первый набор будущих радистов, мотористов, рулевых-сигнальщиков, боцманов и электриков приступил к учебе с 1 октября. Программу, рассчитанную на 2 года, мальчишки осваивали за год: в день кроме 10-12 уроков занимались самостоятельно. 98% юнг первого набора получили по специальности первый разряд, то есть учились на «4» и «5». Понимая, как трудно придется в бою, что от выучки может зависеть жизнь, юнги осваивали разные специальности, хотя это и не входило в программу обучения.

Когда юнге первого набора кружковцу Горьковского дворца пионеров Ахмеду Юсипову сказали, что его оставили инструктором в школе, он чуть не упал в обморок: «Вы что, хотите из меня тыловую крысу сделать?!». Еще год инструктором писал рапорта, но результата не было. При отправке на фронт второго набора юнг Юсипов объявил голодовку. В конце концов его отправили в действующую армию на самолете, так как все корабли к тому времени ушли.

Многим известно о воспитаннике школы юнг Саше Ковалеве, но мы никогда не узнали бы о судьбе другого ее питомца – Саши Чаулина из Выксы Горьковской области, если бы не комиссар школы юнг капитан первого ранга, впоследствии председатель Всесоюзного совета ветеранов-юнг Сергей Шахов.

Парень из Выксы стал на Соловках радистом и с разведывательной группой был заброшен на территорию Норвегии. Когда рация была повреждена, он остался прикрывать выходящих из окружения товарищей. Саша долго считался пропавшим без вести, пока к Шахову случайно не попали немецкие архивы. После пересылки документов в Горький выксунцы узнали о героической судьбе земляка. Теперь одна из улиц города носит его имя. А поэт Аркадий Чеботарев по просьбе следопытов написал балладу о юнге Саше Чаулине.

Знамениты имена воспитанников Соловецкой школы юнг. Среди них писатель Валентин Пикуль, киносценарист и писатель Виталий Гузанов, поэт Виталий Василевский, который проявил способности в Соловецкой школе, оперный певец Борис Штоколов. А Евгений Савин и Иван Балуев стали после войны Героями Социалистического Труда.

Вновь

в том же Дворце

В 1973 г. в одной из горьковских больниц известный в области хирург-уролог Анатолий Беляев делал операцию. Когда больному дали наркоз, Беляев заметил на его руке татуировку – точно такую же, какая была и у него самого. Так бывший воспитанник Морского клуба Горьковского дворца пионеров, юнга с крейсера «Красный Кавказ» нашел своего товарища по Соловецкой школе Юрия Масленникова.

Потом они долго вспоминали военные годы и решили собрать на встречу юнг-горьковчан. Вначале был создан совет ветеранов, который возглавил Сергей Барабанов, кстати, тоже бывший кружковец. Долгое время встречи устраивали на дому, пока кто-то не предложил обратиться во Дворец пионеров: «Мы же из Дворца уходили…».

Там с радостью приняли ветеранов, весной 1973 г. вышло постановление бюро горкома ВЛКСМ о создании на базе городского Дворца пионеров и школьников имени В.П. Чкалова музея боевой славы юнг-горьковчан – участников Великой Отечественной войны.

Теперь прохожие обращают внимание на огромный адмиралтейский якорь, что лежит около центрального входа во Дворец. Над якорем установлена мемориальная доска, а в самом здании Дворца творчества юных вот уже 30 с лишним лет работает первый в нашей стране Музей боевой славы юных защитников Родины. Свою лепту в его создание внесли общественные организации и промышленные предприятия города. Поседевшие юнги стали самыми щедрыми дарителями реликвий своей военной юности. В их числе – бескозырки с названиями школы юнг и боевых кораблей, фронтовые письма, свидетельства об окончании школы юнг, фронтовые газеты и свои воспоминания.

Большое число школьных коллективов включилось тогда в поисковую работу, и дети представили в музей свои материалы. Директор Дворца пионеров Надежда Белик возглавила работу педагогического коллектива по созданию музея. Каждый, кто бывает на экскурсиях в нем, обращает внимание на художественное оформление. Эту большую работу выполнил на общественных началах наш земляк, известный художник Дмитрий Арсенин, также в 16 лет ставший питомцем Соловецкой школы юнг.

Открытие музея состоялось в день рождения комсомола в 1973 г. Красную ленточку перерезал контр-адмирал Аркадий Ганрио.

С тех пор много воды утекло. За 30 лет существования музеем руководили талантливые, заинтересованные люди. Здесь принимали школьников в пионеры, вручали комсомольские билеты. Энтузиастом музейной работы стала пришедшая на работу во Дворец в 1978 г. Татьяна Хорошенкова, ныне заведующая центром массово-методической работы Дворца творчества юных им. В.П. Чкалова Татьяна Мирошник.

Три десятилетия в музей идут на экскурсии не только дети, но и педагогические коллективы школ и почетные гости Нижнего Новгорода. По сути, музей юнг-горьковчан стал центром военно-патриотического воспитания, любимым школьниками. И действительно, в каком еще музее разрешат потрогать руками настоящий морской компас или ударить в рынду, отбивая «склянки».

Более шести тысяч детей и взрослых ежегодно бывают на экскурсиях в музее. По его заданиям в нижегородских школах

№ 4, 8, 32, 93, интернате № 5 работают поисковые группы. В разное время его экспозиции пополняли своими материалами следопыты ряда школ, интерната для незрячих и слабовидящих детей, школы № 8 города Выксы, Тумботинской средней школы Павловского района, школы № 2 г. Городца, № 68 – Ижевска, № 35 – Харькова. Неоднократный победитель областных смотров-конкурсов, музей в 1980 г. за победу во Всесоюзном конкурсе школьных музеев боевой славы получил Золотую медаль ВДНХ.

Тогда же, к юбилею музея юнг на Соловках, горьковчане подарили чертежи землянки, выполненные бывшим юнгой Сергеем Раковым, чтобы юные конструкторы смогли выполнить макет. Землянку сделали настоящую, в натуральную величину.

А в год 60-летия Соловецкой школы горьковские (нижегородские) юнги вместе с другими однокашниками из разных концов Отечества вновь ступили на землю, с которой уходили на войну. В августе 2002 г. в Архангельске и на Соловецких островах проходила международная встреча юнг-ветеранов. На нее прибыли делегации из 29 регионов России и стран ближнего зарубежья – 127 юнг и 11 ребят – победителей Всероссийского конкурса «Мой дедушка – соловецкий юнга». По словам нынешнего руководителя музея юнг-горьковчан Анны Тамбовцевой, трудно было поверить, что бывшим юнгам уже за семьдесят. В те дни время словно отступило перед их задором.

В числе победителей творческого состязания оказался и студент Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского Дмитрий Огородников. Правда, героем его рассказа стал не дедушка, а учитель. Юнга с эсминца «Громкий» Дмитрий Арсенин, ставший после войны заслуженным художником России и кавалером ордена Милосердия фонда «Дети России», создал и до конца дней своих руководил нижегородской школой искусств и ремесел «Изограф», приобщая к прекрасному детей-инвалидов.

К огромному сожалению, ряды юнгашей неумолимо тают. Все меньше приходит их на большие традиционные сборы, посвященные дню рождения музея, 23 февраля и 9 мая. Раны и недуги не позволяют им так часто, как раньше, бывать в своих «подшефных» школах, где учились их дети, а теперь – внуки.

И все же во Дворце творчества юных им. В.П. Чкалова, как и прежде, ветеранов ждут. И, как обычно, в пятницу их первыми слушателями и посетителями музея юнг-горьковчан станут нижегородские старшеклассники – очередная смена часовых Поста № 1 у Вечного огня Славы в Кремле, который ни на один день даже в самые трудные времена не прерывал свою Вахту Памяти о павших в Великой Отечественной войне.

Нижний Новгород

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте