Три года в Новосибирске действует бесплатная служба психологической помощи детям по телефону 34-34-45. Называется она “Один дома”. Под таким же названием психологи выпустили в свет книгу для родителей и детей, оказавшихся в сложной ситуации.
У детей сама служба психолого-педагогической поддержки пользуется доверием и любовью: люди в ней работают не просто талантливые и грамотные, но чутко и конструктивно воспринимающие непростую сегодняшнюю реальность, обрекающую подростка то на одиночество, то на агрессию. Но вот взрослые поначалу отнеслись к ней неоднозначно. “Маленькому ребенку предлагают звонить по телефону чужим людям, которые неизвестно что могут ему сказать и сделать. Представляете, он сообщает свой адрес, говорит, что один дома и родителей не будет весь день… Тут все, что угодно, возможно, вплоть до ограбления”, – воспламенился молодой журналист, в штыки принявший саму идею “анонимных переговоров”. Он оказался не одинок. Новосибирский педагогический клуб, занятый просвещением родителей, пригласил на свои семинары Шалву Амонашвили. Послушать его в городок Краснообск, где базируется клуб, съезжались не только учителя начальных классов, но и родители школьников всех возрастов. Семинары оказались так популярны, что местное телевидение пригласило Шалву Александровича принять участие в передаче “Люди добрые”, обсуждающей проблемы воспитания в семье и сложности взаимоотношений родителей со школой. Участники передачи, да и предложенный для обсуждения репортаж из жизни ребенка рассказывали о детских несчастьях и страданиях, проистекающих от непонимания, от недоверия и унижения. И кто-то из гостей предложил: “В каждой школе нужен телефон доверия у психолога или социального педагога, куда ребенок мог бы обратиться за защитой и рассказать о своем конфликте с учителем, родителями или одноклассниками”. Идея не нашла поддержки у педагогов: “Это что же, учить детей доносительству?!” Вопрос, конечно, непростой, особенно в стране, где не одно поколение воспитано на страхе перед доносами и на тотальном доносительстве. Но вот служба “Один дома”, созданная энтузиастами при поддержке администрации Советского района (Академгородок) и Сибирского центра поддержки общественных инициатив, сумела выйти с честью из этой сложной ситуации: психологи не устраивают “разборки” с обидчиками, не выспрашивают адресов и фамилий, а помогают ребенку справиться психологически с ситуацией, учат его логике жизни и взаимодействию со средой. Содержание разговоров не оглашается, кроме тех немногих ситуаций, когда возникла угроза жизни и нужна срочно помощь спасателей, врачей, милиции или пожарных. Но во всех случаях психолог подсказывает подростку, как помочь себе самому, в какие службы обратиться и как сформулировать свою просьбу. В журнале “Воспитание и дополнительное образование”, который издает НИПКиПРО, опубликован цветной дидактический вкладыш со всевозможной информацией для детей и родителей, которым приходится часто жить в “разном времени и пространстве”. Комментарии психолога И. Хромовой, кандидата психологических наук, рассказывают, как сделать это пространство “единым и неделимым”. Ирина Валерьевна пишет: “Вопрос, можно ли оставлять ребенка дома одного, вне всякого сомнения, есть частный вопрос общей проблемы доверия или веры в ребенка”. Концепция деятельности службы “Один дома”, постоянно консультирующей родителей, основывается на позициях Эриха Фромма, убеждающего нас, что “наличие веры кладет различие между воспитанием и манипуляцией. Воспитание тождественно помощи ребенку в реализации его возможностей. Манипуляция противоположна воспитанию, она основана на отсутствии веры, она строится на убеждении, что ребенок будет хорошим, только если взрослые вложат в него то, что желательно, и подавят то, что представляется нежелательным”.
Эффективность и популярность службы “Один дома”, вероятно, в том и заключается, что здесь не подавляют и не пичкают ребенка нотациями: отвечают на любой вопрос и понимают любое состояние, как может понять его только любящий и верный друг.
Директор службы Людмила Александровна Солобоева рассказывает, что подчас дети, подростки трудного периода жизни, звонят в такой агрессии и озлоблении, что в телефонную трубку льются только брань и издевательские реплики. Но и тут психолог понимает: это выплескивается обида на весь белый свет, скопившаяся агрессия, которая может проявиться более опасным путем. И вечерами автоответчик терпеливо записывает эти чудовищные монологи, дает подростку возможность избавиться от злобы или душевной боли, а потом вдруг однажды раздается звонок и тот же самый голос неуверенно, неясно спрашивает совета по самым интимным вопросам, с которыми подросток не решится обратиться лично ни к кому из взрослых. “Что делать, если папа пристает?”, “Что делать, если мама бьет бабушку?”, “Как предохраняться, если мой парень не хочет пользоваться презервативом?” – разве с таким вопросом в 14 лет подойдет кто-то к взрослому? А служба, которая сначала задумывалась, как “сказочница” для малышей, оставшихся на время дома без семьи, стала семейным посредником для всех поколений.
Сейчас с ней сотрудничают общественная организация “Восхождение”, Центр детского и юношеского творчества Советского района, Школа жизни “Фортуна”, фирма “Форт-Регион”, Фонд гражданских свобод, кафедра воспитания и дополнительного образования НИПКиПРО и другие организации. При поддержке доцента Марины Соломоновны Коган, творца сибирской досугово-игровой педагогики, все эти организации готовят к лету новые проекты на игровой основе, позволяющей объединить разные поколения одной семьи при всем несходстве характеров, интересов и вечной занятости взрослых. Кажется, попытка воссоздать семейную педагогику в новых условиях существования новой семьи может оказаться успешной. Во всяком случае, каждый набравший номер 34-34-45 знает, что он не один на белом свете, есть ниточка, способная вывести его к добру, разумной жизни и, может быть, даже трудному счастью быть понятым и любимым.
Галина ФРОЛОВА
Новосибирск
Комментарии