Клуб «Приключение», участникам лыжного перехода к Северному полюсу полярной ночью. Поздравляю вас с победой – первым в истории достижением Северного полюса полярной ночью. Вы еще раз убедительно продемонстрировали огромные возможности человека, силу духа, упорство и волю – во мгле, преодолевая все трудности тысячекилометрового пути по дрейфующим льдам, достигли вершины планеты. Этот успех – закономерный результат вашего мужества, высочайшего профессионализма полярных летчиков, использования в работе самых современных технологий. Желаю вам новых свершений на благо российской науки и всего самого доброго. Владимир ПУТИН
На форум сайта www.shparo.ru пришел вопрос, адресованный мне:
«Здравствуйте! С большим уважением отношусь к Вам (пусть лично не знаком), к Вашим идеям и подвигам… Есть вопрос. Человек забирается на Мак-Кинли, идет к Северному полюсу, покоряет морские глубины… Да не важно, кто и как! (хочу понять и разобраться, т.к. сам себе места не нахожу…) ЗАЧЕМ?!»
Наблюдая за гребными гонками, великий поэт античного мира Вергилий написал: «Они могут победить, ибо уверены, что могут». Думаю, в этих словах есть главный ответ.
Человек реализует свои возможности. Например, Чкалов говорит: «Я могу долететь до Америки». Он замечательный летчик, патриот – ему верят. Ему помогают. Его спрашивают: какой тебе самолет – четырехмоторный или одномоторный? Он выбирает одномоторный.
Поход Матвея Шпаро и Бориса Смолина полярной ночью к Северному полюсу подобен отличному спектаклю, превосходной книге, спортивному мировому рекорду. И полет Чкалова, и победа Матвея Шпаро и Бориса Смолина нужны Человечеству так же, как классическая музыка или живописные шедевры. Сами первопроходцы подспудно понимают это.
Скрытое, возможно, неосознанное ощущение полезности их подвига становится дополнительным стимулом. Но точно – мысли о славе и богатстве не являются главными даже для большинства профессиональных спортсменов.
Продолжу разговор о мужестве. Появилось сообщение, что 7 января 2008 года на вершину Эльбруса сел вертолет Ми-8 Управления авиации ФСБ России. Высота – 5621 метр. Впервые в истории!
«Как выяснилось, за штурвалом вертолета сидел начальник Управления авиации ФСБ», – пишет одна из газет. Далее автор, не называя фамилии героического летчика, рассыпается в справедливых комплиментах в его адрес.
Я летал вместе с Героем России генералом Николаем Гавриловым, а именно о нем идет речь, в том числе на Северный полюс. Он мастер, обладающий очень высоким чувством долга, и если не сказать предельно осторожный, то уж точно чрезвычайно аккуратный.
Есть моменты, о которых спрашивать не принято: антитеррористические задачи, техническое обеспечение полетов и т.д. Но один вопрос, который я задал Николаю Федоровичу в разговоре после этого рекордного полета, буквально вертелся на языке: «У Вас, у Патрушева, у членов экипажа был кислород?»
– Нет, вертолет максимально облегчили.
– Но это же дикое испытание – без акклиматизации сесть почти на 6000 метров! Николай Федорович ответил, что кислородное голодание все перенесли нормально.
Вот вам и современный Чкалов, посадивший вертолет и на Северном полюсе, и на Южном, и на Эльбрусе. Как важно, чтобы человек, любой, в любом звании, в любой должности, хотел поднять свой собственный потолок. Как важно ответить «да» на вопрос самому себе: «Ты можешь это?»
Дмитрий ШПАРО, директор Клуба «Приключение»
Комментарии