Для проведения зачета составляются вопросы по вариантам. Класс делится на группы по усмотрению учителя. В группе назначается консультант из числа сильных учеников. Изготавливаются специальные жетоны, которые ребята получают вместе с перечнем вопросов зачета. Жетонов у каждого должно быть в 2 раза больше, чем вопросов. Консультант тоже получает жетоны.
После того как дети получают вопросы и жетоны, они приступают к работе, записывая ответы на бумагу. Если кто-то не знает, как ответить на вопрос, он обращается за помощью к консультанту группы. Получив от него помощь, он отдает один жетон консультанту. Если консультант не сможет помочь, он обращается за помощью к своему коллеге из другой группы и, получив ответ, отдает свой жетон ему.
Если консультант не получает ответа на вопрос у своего коллеги, он может за помощью обратиться к учителю, отдавая свой жетон за полученную консультацию.
Оценка за зачет зависит от количества оставшихся жетонов: чем их больше, тем лучше. Если сохранилось
от 60% до 75% – оценка «3»;
от 75% до 90% – оценка «4»;
от 90% до 100% – оценка «5».
Оценку консультанту ставим после проверки работ, в которых специальным знаком отмечено: «Ответы с помощью консультанта», их правильность плюс количество заработанных или потерянных жетонов учитывается в оценке. Зачет рассчитан на один урок, на среднего ученика. Если остается время, то выдается карточка с расчетной задачей.
1-й вариант
1. Почему свойства элементов периодически повторяются? Объяснить с точки зрения строения атома.
2. По какой формуле определяется число квантовых ячеек?
3. Какой вид связи будет между элементом №11 и №9? Какой вид кристаллической решетки, каковы предположительные свойства у этого соединения? Изобразить схему его образования.
4. Формула оксида элемента №34, его характер, формула гидроксида.
5. От чего зависит прочность ковалентной связи?
2-й вариант
1. По какой формуле определяется максимальное число электронов на оболочке.
2. Как влияет радиус атома на окислительные и восстановительные свойства элементов в периоде и в подгруппе?
3. Какой тип кристаллической решетки у аммиака? Как вы это определили?
4. Формула и характер оксида элемента №56, формула соответствующего гидроксида, его характер.
5. Механизм образования ионной связи. (Пример)
3-й вариант
1. Чем определяются валентные возможности элемента? Может ли азот быть пятивалентным в соединениях?
2. Сколько электронов может быть максимально на 3-м энергетическом уровне. Как определили?
3. Чем отличается ковалентная связь от ионной?
4. Какой элемент является лучшим донором (отдающим) электронов – элемент №11 или элемент №19. Почему?
5. Формула и характер оксида элемента №15, формула его гидроксида.
4-й вариант
1. Какие свойства веществ зависят от типа кристаллической решетки? Привести примеры.
2. Между чем возникает водородная связь? Какова ее роль? Привести примеры.
3. Что такое орбиталь (электронное облако)? Какие вам известны орбитали?
4. Какой вид связи образуется между элементом под №1 и элементом под №35? Изобразить электронную схему образования.
5. Сколько квантовых ячеек будет на 4-м энергетическом уровне? По какой формуле это определяется?
Валентина ЧАРИКОВА, учитель химии Лабазинской средней школы Курманаевский район, Оренбургская область
Комментарии