Родители не пустили четырнадцатилетнюю Инну на дискотеку. Скандал, крики, слезы. Закрыли ее. Хорошо, рано хватились. Уж слишком странной показалась полная тишина за дверью. Инна лежала бледная, без движения. Рядом пустой флакончик от таблеток. Отвезли в реанимацию. Все обошлось. Откачали.
В общем-то, случай типичный. Да, девочки и мальчики очень любят потанцевать и очень не любят, когда их лишают этого удовольствия. Ну и что? О чем вести речь? Да, зачастую это увлечение чрезмерное. Мешает учебе. На дискотеках бывают обкуренные пьяные драки. Нет худа без добра. Или, наоборот, добра без худа. Что ж теперь…
Рассуждать о том, чем является дискотека (давайте понимать под этим танцеманию) – добром или злом, занятие, конечно, поучительное, но малоперспективное. Но вот понять, что это такое, наверно, не мешало бы.
Любой этнограф или искусствовед объяснит вам сакральное происхождение танца. Танец родился из магического обряда. Тот архаический человек верил, что можно и должно вступать в контакт со сверхъестественными силами, духами, богами. Как это сделать, знают посвященные жрецы, шаманы. Магические движения складывались в целые комплексы, в них вовлекались современники, возникали архаические танцы.
Ритмически повторяющиеся движения вводят человека в определенное состояние. Это своего рода опьянение, эйфория, коллективный наркотик. Сознание трансформируется. Люди готовы. К чему? По-разному. Как пьяный, которого может охватить неожиданный приступ гнева или меланхолии, любвеобилия или ненависти. Но что бы то ни было, это состояние, пришедшее оттуда, из глубин подсознания, не контролируется сознанием, мощное и всеохватывающее.
В танце может быть вся гамма переходных состояний: от романтического благоговения влюбляющейся пары до имитации полового акта, только что имитанты одеты и находятся в вертикальном положении.
Ох, зря мы глупо кривим рот, говоря о первобытных дикарях. Никуда мы от них не ушли с интернетами, СD-плейерами, роботами и прочими наворотами поколения пепси. Конечно, вряд ли кто верит, что, прыгая, ухая, размахивая руками, подбрасывая ноги, он вступает в сакральную связь с высшей силой. Но он себя приводит в то же самое состояние, что и далекий предок. Воины прошлых эпох «разогревали» себя перед сражениями воинственными плясками. Фашистский марш – это тоже ритуальные танцы с соответствующими резкими четкими движениями, поворотами, печатанием шага, выбросом рук, скандированием… «Что вы хотите сказать, – воскликнет проницательный читатель, – что танец – это психологическое оружие?» Разумеется! И еще какой мощности! Тут и гипноз, и кодирование, и манипулирование. А потом: «Дан приказ ему на запад, ей в другую сторону…»
И этим оружием пользовались испокон веков. А сейчас тем паче. Просто раздолье! Мощнейшая техника, различные эффекты, таблеточки, напиточки. Как говорил один киногерой: «Танцуют все!» Да что же это за жуткая картина? Так что же? Собрать все дискотеки и сжечь!
Наше сознание экстремально. А может быть, все хорошо в меру? Найти ту грань, за которой танец превращается в наркотик, принимаемый добровольно или кем-то подсовываемый тебе?
Конец шестидесятых годов… На Западе молодежная революция. То, что предсказывал Маркузо, свершилось. И власть предержащая, точнее идеологи, поняла, что пусть уж лучше танцуют, чем совершают революции. И с этого времени, набирая высоту, катится волна дискомании, которая в семидесятые годы накроет и нашу страну. И у нас вместо танцплощадок появляются дискотеки. И это была не просто смена вывесок, это разные вещи. Это уже не отдых. Нет! Это образ жизни, стиль мышления, одежда, язык. Сама жизнь. Мы смеемся над убогостью текстов шлягеров. Хотя давным-давно уже пора горько плакать над этой убогостью.
А содержание? «Ты люби меня, я взрослая уже». Жизнь – удовольствие, жизнь – развлечение. Все иное не жизнь. Танцуй, пока молодой!
Рецепты? О-хо-хо? Давайте пока поставим диагноз и будем думать. Желательно не очень долго.
с.Калиновка, Карауский р-н, Новосибирская область
Комментарии