search
main
0

Ты лети, лепесток!

​Восемь принципов инклюзивного образования: ценность человека не зависит от его способностей и достижений; каждый человек способен чувствовать и думать; каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным; все люди нуждаются друг в друге; подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений; все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников; для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут; разнообразие усиливает все стороны жизни человека – находят свое отражение в деятельности образовательных учреждений Москвы.

Хотя доступность образования для детей с ограничениями жизнедеятельности наравне со своими сверстниками пока непросто приживается в московских школах, детских садах, центрах дополнительного образования, уже накоплен весьма положительный опыт работы в этой сфере. Центр психолого-медико-социального сопровождения «Зеленая ветка» провел четвертую ежегодную социально-образовательную акцию «Лети, лети, лепесток-2013». Идея акции возникла еще 17 декабря 2009 года, когда педагогический коллектив Центра убедился, что социальная и образовательная среда не готова к инклюзивному образованию – совместному обучению детей с ограниченными возможностями здоровья и их сверстников. Именно в этот день кто-то из группы единомышленников пропел слова из песни «Лети, лети, лепесток…», тут и появилась идея о чтении детям сказки В.Катаева «Цветик-семицветик» в своих семьях. 10 марта 2010 года стартовала первая социально-образовательная акция «Лети, лети, лепесток!», организованная Северным окружным управлением образования и Центром психолого-медико-социального сопровождения «Зеленая ветка». Участниками акции стали воспитанники детских дошкольных образовательных учреждений, учащиеся общеобразовательных, коррекционных школ и надомных отделений общеобразовательных школ.Участники акции поставили такие цели: пропаганда и расширение социального взаимодействия между детьми с ограничениями жизнедеятельности и их обычными сверстниками, помощь детям с особыми возможностями здоровья и их семьям найти друзей, приобрести новый опыт общения, привнести в свою жизнь больше разнообразия, радости, надежды, помочь им поверить в себя и принять себя. Специалисты Центра исходили из убеждения, что в этом мире есть место каждому. Ежегодно педагогический коллектив «Зеленой ветки» в содружестве с социальными партнерами и образовательными учреждениями САО продолжает отстаивать эту позицию через разные виды и формы деятельности. Через расширение социального взаимодействия между детьми с ограничениями жизнедеятельности и их обычными сверстниками; через привлечение внимания общественности к проблемам детей с ограниченными возможностями здоровья, объединение участников инклюзивного образовательного процесса, развитие творческих способностей детей с ОВЗ.В 2013 году в рамках акции работали четыре проекта: «Играем вместе» – создание инклюзивного детского или детско-взрослого сообщества в рамках игровой деятельности; «Кинозал» – просмотр и обсуждение фильмов по проблемам инклюзии, толерантного отношения к людям с особыми потребностями, формирование позитивного общественного мнения к людям с ОВЗ и их принятия; «Круг» – создание благоприятной психологической атмосферы в детской группе, развитие игровой, коммуникативной и речевой активности ребенка посредством игровых сеансов «Круг»; арт-проект «Дни Леонардо» – создание условий для активизации творчества детей, родителей, специалистов. В проектах приняли участие 34 образовательных учреждения, среди них: школа-интернат №42, школа надомного обучения №526, ЦО №656 имени А.С.Макаренко, специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида №614, Центр развития ребенка – детский сад №716, ДОУ компенсирующего вида №497, 994, 1058, 2311, Школа здоровья №1029, прогимназия №1774, ЦРТДЮ «Гермес», ДОУ №249, 281, 418, 822, 1965, детский сад с этнокультурным (русским) компонентом образования №633, ДОУ комбинированного вида №90, 869, 2104, 2201, ЦРР – детский сад №2667, школы №236, 152, детский сад общеразвивающего вида №2410, детский сад №281 СП «Лекотека». Образовательные учреждения САО представили интересный опыт инклюзивной образовательной практики.В рамках акции состоялись традиционные мастер-классы для специалистов САО «Мы – для разных детей!», где прошли обмен профессиональным опытом, практическое включение в сообщество специалистов, работающих в интегрированных и инклюзивных образовательных практиках САО. Авторами и ведущими мастер-классов были специалисты Центра «Зеленая ветка» и образовательных учреждений САО, приглашенные отечественные и зарубежные ведущие специалисты по проблемам инклюзивного образования. Особый интерес у педагогической аудитории вызвал научно-практический семинар «Восприятие ребенка с аутизмом и взаимодействие с ним», ведущей которого выступила Ольга Богдашина (Великобритания) – ассоциированный консультант ICTP Европы, Ph.D.(linguistics), MA Ed (autism), MSc (Psychology) MA (Teachingmethods), лектор Бирмингемского университета Великобритании, и мастер-класс «Воображалия: создание игрового пространства принятия», автором идеи и ведущей которого стала Куликова Яна Владимировна – театральный педагог по пластике и актерскому мастерству МИОО, выпускница и актриса театра «Пиано» (художественный руководитель – Владимир Чикишев), педагог творческого блока Центра социальной реабилитации и адаптации «Страна живых». Тематика мастер-классов 2013 года была широка и разнообразна: просмотр и обсуждение в педагогической аудитории фильма режиссера Ольги Арлаускас «Клеймо» (в рамках проекта «Кинозал»); тренинг «Толерантность, или Как нам жить в многообразном мире» – актуализация и расширение знаний, умений и навыков в работе с подростками по развитию толерантного отношения к окружающим людям; мастер-класс «Приемы развития и коррекции пространственных представлений старших дошкольников в условиях ДОУ» – знакомство специалистов, работающих в условиях дошкольного учреждения, с конкретными приемами и методами развития пространственных представлений на этапе подготовки детей к школе; «Эффективные методы коррекции нежелательного поведения»; семинар-практикум «Комплексная коррекционно-развивающая помощь детям с риском нарушения развития в условиях вариативных форм дошкольного образования»; «Бинарный урок математики в 1-м классе»; семинар-практикум «Организация работы ПМПк образовательного учреждения как основное условие междисциплинарного подхода в сопровождении ребенка с ограниченными возможностями здоровья». Мастер-классы вызвали живой отклик и интерес у участников – более 300 человек приняли участие в их работе. Для расширения взаимодействия между детьми с ОВЗ и их сверстниками, а также для создания инклюзивного детского сообщества в рамках исследовательско-игровой деятельности в рамках акции состоялись несколько мероприятий: «Звездная лаборатория», творческая мастерская «Полет в космос» и творческая мастерская «Парад планет», в которых приняли участие 250 детей разных возрастов.Финальной точкой акции стал форум «Образование для всех», который состоялся 17 мая 2013 года. На форуме были обсуждены актуальные проблемы развития инклюзивного образования и психолого-педагогического сопровождения образовательных маршрутов детей с ОВЗ в образовательном пространстве САО. Работа форума прошла в трех секциях – «Игра как основа взаимодействия и коммуникации в инклюзивном образовании»; «Включение ребенка с ОВЗ в образовательное пространство округа»; «Работа с детьми с ОВЗ средствами дополнительного образования», участники которых обобщили и обсудили опыт работы в проектах «КРУГ», «Играем вместе», «Кинозал», «Дни Леонардо», интересный опыт инклюзивной практики в округе, актуальные проблемы инклюзии и возможные решения, возможности дальнейшего развития инклюзивного образования в САО.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте