Проблема обучения чтению детей со стойким речевым диагнозом алексии и дислексии очень актуальна. Распространенность этого речевого дефекта, по данным ученых, довольно велика как в общеобразовательных школах, так и в коррекционных школах разного вида. По данным
Р. Беккер и Р. Лалаевой нарушения чтения наблюдаются у 3% учащихся начальных классов общеобразовательных школ и 62% в первых классах коррекционных школ VIII вида.
Нарушения чтения бывают разной тяжести. При речевом диагнозе АЛЕКСИЯ ученик не запоминает буквы, не может соединить их в слоги, не осваивает букварь. При ДИСЛЕКСИИ ученик читает по догадке, переставляет слоги, буквы, проглатывает окончания.
В основе многообразия видов нарушения чтения лежит патология участков коры головного мозга левого полушария, где находятся речевые центры Вернике и Брока. Они связаны с нарушениями речи, памяти, с нарушением взаимодействия между зрительными образами букв и слуховыми. Нарушение чтения сопровождается нарушением письма в виде АГРАФИИ и ДИСГРАФИИ. Страдает весь учебный процесс, страдает психика ученика, изменяется поведение.
Важность и необходимость коррекционной логопедической помощи очевидна, особенно в условиях коррекционных школ, где обучаются умственно отсталые дети. У них стойко нарушена познавательная деятельность на почве органического поражения коры головного мозга. Следовательно, нарушены или недоразвиты все психические процессы. Нарушена слаженность в работе зрительного, слухового и двигательного анализаторов, участвующих в процессе чтения.
За счет безграничных компенсаторных возможностей коры головного мозга исправляется любой речевой дефект. Необходимо только разобраться в причинах его возникновения. Любая болезнь, любое отклонение в организме не бывают изолированными. Обязательно страдает вся система. Значит, коррекционную логопедическую работу необходимо проводить, воздействуя на весь организм, стимулируя его работоспособность.
На каждом логопедическом уроке в течение многих лет мы используем интенсивно-оздоровительные методики, эффективно сказывающиеся на учебном процессе. А именно:
А) На уроках используется люстра ЧИЖЕВСКОГО, которая очищает воздух. Ученые НИИ педиатрии утверждают, что это на 14-17% улучшает усвоение школьного материала.
Б) Применяется АУДИОПСИХОТЕРАПИЯ – метод лечения музыкой и воздействием слова на подсознание. Используются лечебные настрои академика Г.Н.Сытина, звуки природы и классическая музыка, которая способна изменять душевное и физическое состояние человека.
В) Проводятся элементы самомассажа биологически активных зон кожи (кистей рук, подошв ног, ушных раковин, шеи).
Ладони рук, подошвы ног, ушные раковины, шея имеют много биологически активных точек, связанных со всеми внутренними органами и мозговыми центрами. При воздействии на них поднимается работоспособность всего организма и активизируется работа коры головного мозга.
Разработанные автором приемы успешно используются в практике в течение 10 лет. Утверждена программа, два года действует экспериментальный класс, выпущено 4 возрастные группы учеников 1-го класса с устойчивым речевым диагнозом АЛЕКСИЯ. За два месяца ребята заучивали все буквы алфавита и читали по слогам фразы с понятием. Обучение проводилось по книге автора “Методика обучения “проблемных” по чтению детей”. Это красивый букварик для учащихся с диагнозом АЛЕКСИЯ и ДИСЛЕКСИЯ. Каковы же слагаемые эффективности обучения чтению?
– Во-первых, ОПОРА НА ЗРИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗАТОР. Пособие должно быть красочным, ярким, в цветном варианте, буквы – большими по объему, запоминающимися. На уроках дается малое количество учебного материала.
– Во-вторых, ОПОРА НА СЛУХОВОЙ АНАЛИЗАТОР. Буквы систематически пропеваются, ученик слышит звук, пишет букву в воздухе, сначала на индивидуальной доске, затем – на общей. Развивается память, закрепляется условный рефлекс.
– В-третьих, ОПОРА НА КИНЕСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗАТОР. На каждый звук дается картинный показ артикуляции звука-буквы. Многократно прочитывается буква, затем сразу же формируется и прочитывается слог. Изучаются сначала 4 гласные А, О, У, Ы и с ним формируются слоги. Создается прочный условный рефлекс.
– В-четвертых, ОПОРА НА ДВИГАТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗАТОР. На каждом уроке систематически прописываются изучаемая буква и слоги с ней. Идет одновременно формирование письма и закрепление прочного условного рефлекса на изучаемую букву и слоги с ней.
– В-пятых, используются различные безвредные стимуляторы, активизирующие мыслительную деятельность коры головного мозга через биологически активные зоны кожи, оздоравливающие психику и весь организм.
– В-шестых, соблюдаются на каждом уроке принципы дидактики – наглядность; малый объем; доступность материала каждому ученику; индивидуальный подход и т.д.
Нетрадиционная практикуемая методика обучения чтению детей со стойким речевым диагнозом алексии и дислексии предусматривает следующие этапы.
1. Изучаются последовательно 4 гласные буквы: А, О, У, Ы. Сразу же создаются и неоднократно прочитываются слоги с ними.
АО ОА УА УО ОУ АУ АЫ ОЫ УЫ.
2. Формируются только обратные слоги со всеми 20 согласными и только с 4 гласными.
АС ОС УС ЫС, АШ ОШ УШ ЫШ АХ ОХ УХ ЫХ…
На 20-м уроке прочитываются сводные таблицы всех обратных слогов.
3. Формируются и закрепляются прямые слоги со всеми 20 согласными. Уже все буквы дети знают твердо. Постоянно акцентируем внимание на первую букву. Делаем анализ слогов. Читаем сводные таблицы на прямые и обратные слоги.
4. Читаем удвоенные прямые слоги.
СА-СА СО-СО СУ-СУ СЫ-СЫ…
5. Читаем и анализируем закрытые слоги. САС СОС СУС СЫС…
6. Читаем и анализируем слоги со стечением согласных.
КРА КРО КРУ КРЫ ТРА ТРО ТРУ ТРЫ СКА СКО СКУ СКЫ…
7. Изучаем и читаем слоги с главными второго ряда. И Е Е Ю Я Э. Читаем сводные таблицы согласных с этими гласными.
8. Читаем слова, анализируем, запоминаем, объясняем, развиваем понятийный аппарат.
9. Читаем предложения и развиваем понятийный аппарат.
10. Читаем рассказики и беседуем по содержанию.
11. Читаем школьный обычный букварь.
На каждом уроке обязательно повторяем материал предыдущих уроков. Используем разнообразный красочный простой учебный материал в виде таблиц, кубиков, книжек-малышек, четверостиший и стихотворений.
Положительно сказываются на учебном процессе разнообразные поощрения: голос поющей птички, загорающаяся зеленая лампочка на рабочих программированных пультах ребят, флажки, слова-поощрения, оценки.
При таком раскладе учебного материала дети не устают учиться и не замечают, как проходит урок. Они научились читать, как все, и радуются этому. Тяжелый речевой дефект АЛЕКСИЯ исправлен в очень короткий срок.
Екатерина ЛАЗАРЕВА,
дефектолог, учитель-логопед средней школы N 61
Казань
Комментарии